Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методически рекомендации по проведению семинарских/ практических занятий
Семинар по темам: 2. «Организационные формы и методы обучения». 3. «Лекция – ведущая форма преподавания в вузе». Цель семинарского занятия: сформировать понятия и представления о системе организационных форм и методов обучения. Форма проведения – вопросы-ответы. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Методика преподавания. Основные понятия, структура и функции. 2. Организационные формы обучения: понятие, генезис развития, функции. 3. Лекция – ведущая форма обучения в вузе. Функции, виды лекции, их назначение. 4. Методика подготовки и проведения основных видов лекций. Приемы лекционного мастерства. 5. Метод обучения. Структура метода. 6. Объяснительно-иллюстративное, репродуктивное, проблемное изложение. 7. Проблемно-развивающие методы обучения. Литература: 1. Педагогика: уч. пособие для студентов пед. вузов /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев и др./ - М.: школа – Пресс, 2000 г. 2. Профессиональная педагогика. М. Ассоциация «Проф. образования», 1997 г. 3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Уч пос. – Ростов Н/Д: Феникс», 2000 г. 4. Окань В. Основы проблемного обучения. М.: «Просвещение», 1968 г. Семинар по темам: 4. «Методика подготовки и проведения семинаров». 5. «Самостоятельная работа студентов и ее организация». Цель семинарского занятия: научить основам управления самостоятельной работой студентов при подготовке последних к семинарам и самостоятельной внеаудиторной работой. Форма проведения – вопросы-ответы. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Классификация семинаров и их функции. 2. Методика подготовки студентов к семинару. 3. Методика проведения семинара – диспута, семинара – конференции, семинаров по докладам и рефератам студентов. 4. Организация свободного времени студента. Методика работы с книгой. 5. Самостоятельная работа без руководства преподавателя. Цель, стратегия и тактика СРС при внутрисеместровой подготовке и подготовке к экзаменам и зачетам. 6. Особенности внеаудиторного изучения научных проблем. Литература: 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. Уч.пос. – М.: Владас, 2001 г. 2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Уч пос. – Ростов Н/Д: Феникс», 2000 г. 3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 1989 г. 4. Карпов В.В. Методология подготовки преподавателей на ФПКП при многоступенчатой системе обучения в вузе. М.: 1992 г.
Семинар по теме: 8. «Отбор содержания обучения и логика его построения». Цель семинарского занятия: сформировать у студентов правила и способы проектирования содержания обучения. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Принципы проектирования содержания профессионального образования. 2. Общий алгоритм педагогического проектирования при отборе содержания обучения. 3. Структурирование содержания обучения на микроуровне. 4. Правила отбора содержания преподавания по «Общей психологии». 5. Логика построения структурных единиц содержания обучения. 6. Дидактический анализ темы занятий. Литература: 1. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997 г. 2. Педагогика: уч.пособие для студентов пед.вузов /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др./ - М.: школа – Пресс, 2000 г. 3. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. Уч. пособие – М.: Просвещение, 1987 г. 4. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании. М.: 1998 г. 5. Батылеев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003г.
Семинар по теме: 13. «Методика применения учебного телевидения и ЭВМ». Цель семинарского занятия: обеспечить усвоение основных приемов и методов применения учебного телевидения (УТВ) и ЭВМ. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Назначение, состав и основные функции УТВ. 2. Методика подготовки видеозаписи в преподавании психологии. Связь УТВ с наблюдением и психологическим ………….. 3. Создание видеофрагментов и видеофильмов по психологии. 4. Методика применения УТВ. 5. Дидактические особенности современного компьютера. 6. Использование компьютеризованных тестов в процессе занятий по психологии. 7. Совместное применение УТВ и ЭВМ. Литература:
Семинар по теме 14. Работа преподавателя над темой «Предмет, задачи и методы психологии». Цель семинарского занятия: установление последовательности работы над подготовкой материала к занятию. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Проектирование содержания темы на основе ее дидактического анализа. 2. Анализ материала темы и выделение ее смысловых отрезков на основе логики изложения. 3. Подбор различных вариантов наглядности темы и обоснование. 4. Сущностное изложение темы объяснительно-иллюстративный материал. 5. Использование методики проблемного изложения. 6. Проектирование участия студентов в учебной деятельности. Литература: 1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1989 г. 2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001г. 3. Общая психология. Уч.пособие В.В. Богословский, А.А. Степанов и др. – М.: Просвещение, 1981 г.
Семинар по теме: 15. Преподавание темы «Развитие психики». Цель семинарского занятия: обеспечить четкое понимание студентами методики преподавания темы. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Определение метода, приемов преподавания, исходя из особенностей содержания темы. 2. Динамическая последовательность преподавания и разбивки темы на подтемы. 3. Отбор и обоснование наглядности, рекомендации к подготовке и ее использованию. 4. Три стадии развития психики по Леонтьеву и ее основные функции. 5. Общие проблемы происхождения психики и принципы доминантности. Литература: 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001г. 2. Кузьмина Н.В.Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профессионального технического училища. – М.: Высш. шк., 1989 г. 3. Общая психология. Уч.пособие В.В. Богословский, А.А. Степанов и др. – М.: Просвещение, 1981 г.
Семинар по теме: 16. Особенности методики преподавания темы «Ощущение». Цель семинарского занятия: на базе первой темы о психическом процессе представить образец объяснительно-иллюстративного метода преподавания. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Дидактический анализ темы «Ощущение». 2. Применение индуктивного и ……… приема обучения при лекционной форме преподавания. 3. Анализ текста и последовательность постановки проблемных вопросов. 4. Активация обучения на основе ответов студентов на предварительно поставленные вопросы. 5. Обоснование места и времени формулирования основных понятий темы в процессе лекции. 6. Отбор средств наглядности и порядок их предъявления в теме. 7. Последовательность изложения и деление темы на подтемы. Литература: 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001г. 2. Кузьмина Н.В.Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профессионального технического училища. – М.: Высш. шк., 1989 г. 3. Общая психология. Уч.пособие В.В. Богословский, А.А. Степанов и др. – М.: Просвещение, 1981 г.
Семинар по теме: 17. Последовательность и динамика изучения темы «Восприятие». Цель семинарского занятия: ознакомить студентов с проблемным методом преподавания темы. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Анализ учебной литературы по теме и отбор и обоснование отбора основного источника преподавания. 2. Дидактический анализ и разбивка темы на подтемы. 3. Основные установки проблемного изложения темы. Подготовка узловых вопросов и вариантов ответов на них. 4. Анализ учебной группы на примере собственной и обоснование выбора проблемного метода с учетом ее особенностей и ролей каждого студента. 5. Отбор, обоснование и методика применения иллюстративного материала. 6. Восприятие, наблюдение, наблюдательность – взаимосвязь в процессе преподавания этих психических процессов и характеристики. 7. Вступление и заключение лекции. Акценты лектора и прогнозирование реакции студентов. Литература: 4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001г. 5. Кузьмина Н.В.Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профессионального технического училища. – М.: Высш. шк., 1989 г. 6. Общая психология. Уч.пособие В.В. Богословский, А.А. Степанов и др. – М.: Просвещение, 1981 г.
Семинар по теме: 18. Особенности, общие установки, частные замечания к преподаванию тем «Внимание» и «Память». Цель семинарского занятия: подготовить студентов к управлению самостоятельной работой учащихся при преподавании. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Преподавание темы «Внимание» путем выделения главных подтем и акцентации на основных понятиях и их определении. 2. Отбор иллюстративного материала, подготовка заданий для самостоятельной работы и вопросов – задач (репродуктивный метод преподавания) для темы «Внимание». 3. Общие установки и акценты к тексту содержания темы «Память». 4. Подготовка в домашних условиях (по заданию преподавателя) и предъявление иллюстративного материала к теме «Память». 5. Нахождение внутрипредметных связей между темами «Внимание» и «Память» и их реализация. 6. Подбор заданий для самостоятельной работы студентам по темам и обсуждение их достоинств и назначения. 7. Значение изучения психических процессов внимания и памяти для учебной деятельности студентов. Литература: 1. Общая психология /ред. А.В.Петровский. – М., 1976 г. 2. Общая психология. Уч. пос. В.В.Богословский, А.А.Степанов и др. – М.: Просвещение, 1981 г. 3. Немов Р.С. психология. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М., 1995 г. 4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001 г. 5. Хознев Б.И., Хознев В.Б. Сборник задач по курсу «Психология». – М., 1993 г.
Семинар по теме: 19. Правила преподавания темы «Воображение». Цель семинарского занятия: сформировать методические установки для подготовки видеофрагментов. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Подготовка сценариев для видеозаписи, нахождение объектов для съемки или записи. 2. Распределение ролей участников записи видеофрагментов и озвучивание текста. 3. Методические рекомендации к использованию видеозаписи при преподавании темы. 4. Анализ качества восприятия видеозаписи по теме на других студентах группы. 5. Преподавание темы «Воображение» с использованием видеофрагментов. 6. Подготовка статистического иллюстративного материала по теме и его предъявление при обучении. Литература: 1. Общая психология. Уч. пос. В.В.Богословский, А.А.Степанов и др. – М.: Просвещение, 1981 г. 2. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. /Логико – психологические проблемы построения учебных предметов. – М.Е Педагогика, 1972 г. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Уч.пос. – Ростов Н/Д: Феникс, 1997 г. 4. Якунин В.А. Педагогическая психология. Уч.пос. СПб.: Полида, 1998 г.
Семинар по теме: 20. Преподавание темы «Мышление». Цель семинарского занятия: творческое осмысление студентами содержания темы и свободный выбор метода. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Анализ темы и свободная дискуссия по ее содержанию и важности отдельных частей. 2. Раскрытие сущности мыслительного процесса посредством слова и сообразительной наглядности. 3. Отбор метода преподавания и приемов изложения материала в целом и его отдельных частей. 4. Трудности восприятия и усвоение материала на основе собственного опыта. 5. Упражнения по развитию мышления и их иллюстрация. 6. Применение эвристического метода при преподавании темы «Мышление». 7. Авторский метод преподавания темы. Литература: 1. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М.: Просвещение, 1971 г. 2. Немов Р.С. Психология: Учебник /Общие основы психологии. – М.: 1998 г. 3. Ляудис В.Л. Методика преподавания психологии. – М., 19889 г. 4. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М., 1998 г. 5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов Н/Д: Феникс, 2000 г. 6. Клюева Н.В. Программа социально - психологического тренинга для педагогов. - СПб, 1992 г. 7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – ЛГУ, 1987 г.
Семинар по теме: 21. Речь преподавателя. Применение психологической терминологии. Цель семинарского занятия: проведение тренинга по развитию речи. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Тренинг по произношению гласных и согласных букв алфавита. 2. Тренинг речевых сочетаний. 3. Правильность произношения психологической терминологии (ударение). Спорные по произношению фамилии авторов психологических исследований. 4. Корректность и частота применения психологической терминологии. 5. Достоинство применения русских слов для качественного усвоения материала психологии. Литература: 1. Соколова Е.Е. Тридцать диалогов о психологии. М., 1997 г. 2. Съдин С.И. Психологический практикум. – М., 1996 г. 3. Психологический словарь /под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1996 г. 4. Краткий психологический словарь /сост. Л.А.Карпенко; под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов Н/Д, 1998 г. 5. Социальная психология /под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е. Семенова, ЛГУ, 1979 г. 6. Каропв В.В. и др. Методология подготовки преподавателей на ФПКП при многоступенчатой системе обучения в вузе. М., 1992 г.
Date: 2015-10-19; view: 538; Нарушение авторских прав |