Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт VI





Цель опыта: выяснить соотношение наглядного и отвле­ченного в мыслительной деятельности школьников.

Методика проведения опыта. Предложить школьникам III-IVклассов решить задачу (на встречное движение) без чертежа и затем однотипную задачу, при решении которой сделать чертеж. В результате учащиеся делают вывод о значении опоры на наглядный образ при решении мыслительной задачи маленькими школьниками.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ/ЗАЧЕТУ

1. Дать определение методике и технологии обучения. В чем общность и различие.

2. Соотнести понятия знания, умения, навыки. Специфика этих понятий для курса психологии.

3. В чем различие понятий «прием», «метод», «организационная форма обучения»?

4. Определить основное назначение лекции, практического занятия, семинара. В чем преимущество самостоятельной работы студента?

5. Есть ли различия в наглядном и проблемном методах обучения? Преимущества и недостатки. Особенности конструирования.

6. Какие виды лекций существуют? Роль преподавателя, иллюстративного материала, контроля на лекции.

7. Почему необходимы межпредметные связи в преподавании психологии.

8. Какие виды контроля качества обучения вы знаете? Когда они применяются?

9. Как осуществляется превращение психологических знаний учащихся в убеждение и руководство к действию в будущей деятельности практического психолога?

10. Сформулируйте задачи преподавания и принципы построения курса психологии.

11. Какие методы, организационной формы и средства преподавания психологии более предпочтительны?

12. В чем суть применения демонстрационного эксперимента в психологии?

13. И.П. Павлов частично удалял у собаки затылочную область мозга. После этого условные рефлексы на свет и цвет у данного животного образовать уже не удавалось. Как можно объяснить этот факт?

14. Какое положение материалистической психологии подтверждается следующими фактами:

a) При отравлении мозга (например, алкоголем) человек становится неспособным к умственной работе, теряет контроль над своими действиями.

b) Больной В., получивший сквозное пулевое ранение правой затылочной и левой теменной области мозга, видит предметы, но не может их представить. Плохо ориентируется в пространстве, не может сам застилать свою постель, не различает правую и левую стороны, не может писать – забыл буквы.

15. Почему методы наблюдения и эксперимента являются основными методами исследования психики в психологической науке?

16. Сравните между собой следующие высказывая о методах изучения психики человека. С какими из них вы согласны, а с какими не можете согласиться и почему?

«… единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение…» (Г. Челпанов).

«О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает» (В. Ленин).

«Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов» (И. Сеченов).

17. Можно ли говорить о существовании методики представления наглядности в курсе психологии?

18. В чем отличие сознания человека от психики животных? Как это представить наглядно?

19. В одном из очерков писатель Б.Полевой рассказывает о рабочем Мейере из ФРГ, который выполняет норму на 250%. Его рабочее место в цехе отгорожено. Когда его спросили, почему она так охраняет совей секрет высокой производительности труда и не сообщает его своим товарищам, он ответил: «Господа иностранцы, наверное, шутят? Как это можно: мой секрет – мое богатство… Если я его открою всем, что же будет он стоить? Они… не раз пытались напоить меня пьяным, чтобы выведать его. Раз даже сильно побили, но я и тогда не выронил ни слова. Свой секрет я передам только ему, моему первенцу…».

Как вы объясните такое отношение рабочего к своему труду и товарищам по работе возможно ли подобное у нас в России? Какие закономерности в развитии сознания человека подтверждает этот факт? Как Вы могли бы использовать этот пример при преподавании темы «Развитие психики»?

20. Как нужно организовать учебный процесс, чтобы он способствовал развитию психики ребенка?

21. Как осуществить дидактический анализ темы курса психологии (по выбору)?

22. В чем особенности и универсальность учебного телевидения? Где в курсе психологии его целесообразно использовать? Как составить сценарий?

23. Какова последовательность изложения темы «Предмет, задачи и методы психологии?". Какие узловые понятия темы являются спорными при изложении? Какой организационной форме Вы отдадите предпочтение?


24. Как и в какой части вы используете при изучении темы «Ощущения» следующие вопросы:

- Почему нет адаптации к боли?

- О какой закономерности ощущений говорят выражения: «холодный цвет», «острый взгляд», «мягкий голос»?

- Исследования, проведенные учеными, установили, что холодные – светло-серые, голубоватые, зеленоватые краски – вызывают у человека впечатление, что температура помещения, в котором он находится, ниже действительной на 3-5 градусов. На основании этого были подобраны цвета для окраски машинного отделения теплоходов, стен в гладильных цехах фабрик-прачечных. Какую закономерность ощущений установили ученые в своей работе и как ее использовали?

- Почему, воспринимая кинофильм, мы соотносим звуки голоса говорящего человека с движениями его рта на экране, хотя источник звука иной?

25. Какие положения темы «Восприятие» следует раскрыть при ее изучении?

26. Как помогает восприятию интонация голоса преподавателя при объяснении нового учебного материала?

27. С какой целью нужно проводить предварительную беседу перед чтением нового для учащихся текста?

28. Объясните психологически следующий факт: когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз.

29. Какое значение имеет внимание в познавательной деятельности человека?

30. Почему световые рекламы устроены так, что свет в них то загорается, то гаснет? Как Вы используете этот пример при анализе темы «Внимание?».

31. Какие свойства внимания можно предложить в начале изложения соответствующей темы?

32. Почему художник Михайлов (персонаж из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина») хорошо помнил лица, но плохо запоминал фамилии людей, места, где он с ними встречался, и содержание разговора с ними? Где бы Вы использовали этот факт при изучении курса психологии?

33. Как объяснить слова К.Д. Ушинского: «Сильное деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума»?

34. О каких необходимых условиях деятельности воображения говорит следующее высказывание А.Н. Толстого: «Нужно приучить себя к наблюдению. Полюбить это дело. Наблюдать – всегда, все время, делать обобщения, угадывать прошлое и настоящее человека по жесту, по фразе и т.д. Так у художника, у писателя постепенно накапливаются впечатления».

35. На какие положения темы «Мышление» следует обратить особое внимание учащихся?

36. Почему К.Д. Ушинский говорил, что «все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…»?

37. Как следует понимать выражение: «Кто смутно говорит, тот смутно и мыслит»?

38. Как работать на лекции с психологической терминологией?

39. Какие существуют приемы работы над речью преподавателя?

40. Каковы принципы установления контакта с аудиторией?

 

ЛИТЕРАТУРА

основная:

1. Бадмаев Б,Э. Методика преподования психологии. М.,1999.

2. Иванов В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России. – 1998 - № 2 – с. 62-64.


3. Иванов В., Гурьев Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. – 1997. - № 4 – с. 44.

4. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М. Изд. «Просвещение», 1971.

5. Савин И.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1987.

6. Самостоятельная работа слушателей и курсантов: Метод. реком. – М.: МЦ МВД России, 1997 – 44 с.

7. Сборник типовых форм учебно-методических материалов для проведения основных видов занятий и рекомендаций по их разработке: Метод. пособие. СПБ, 1995 – 48 с.

Дополнительная:

1. Акишина А.А., Шляков В.И. учим читать быстро и эффективно: Путь к педагогическому мастерству. М.: Русский язык, 1991 – 135 с.

2. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М., 1981.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы. – М.: Просвещение, 1982.

4. Ильясов И.И., Галотенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. М., 1994.

5. Инновационное обучение: Стратегия и практика / под ред. В.Я.Ляудис М., 1994.

6. Казаков В.Г., Мацегорина Н.В., Хохлов С.И. Методические рекомендации для слушателей университета пед. знаний по курсу «Психология», М. 1986.

7. Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. Учебник. – СПБ, 1996 – 318 с.

8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

9. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 1984.

10. Ляудис В.Я Инновационное обучение и наука. М., 1992.

11. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учашегося / под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.

12. Сборник задач и упражнений по общей психологии. Пермь 1976.

13. Страхов И.В. Лекция как метод преподавания психологии. Саратов 1968.

14. Рябинин Г.А. Искусство чтения лекций: Учеб. пособие. – МО России и др. СПБ, 1996 – 84 с.

15. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1981.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 835; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию