Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Роль наблюдения в преподавании курса психологии
Содержание темы: Значение метода наблюдения в преподавании психологии. Условия наблюдения и требования к его организации. Систематическое наблюдение с целью выявления индивидуальных особенностей студентов. Наблюдение за познавательной деятельностью на лекции. Использование данных самонаблюдения. Методические рекомендации по изучению темы: Наблюдение за учебной деятельностью учащихся позволяет использовать в своей работе психологические факты наблюдения, обогащать свои представления о психических явлениях, сопровождающих наблюдения. условия наблюдения ограничиваются двумя: исследователь не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и наблюдаемые не должны знать о наблюдении, а основные требования это – сохранение естественности, целенаправленности и фиксация результатов. Следует обратить внимание на наблюдение с целью систематического изучения индивидуальных особенностей учащихся. Это наблюдение за учебной работой, фиксация результатов их самостоятельной работы, фиксация таких фактов как дисциплинированность, темперамент, характер, …способности учащегося, его интересов и т.д. Особенное значение имеет наблюдение за процессом познавательной деятельности студентов. При этом обязательным требованием является фиксация результатов наблюдения и анализ их с точки зрения педагогических установок преподавателя. Нужно иметь в виду такое важное качество наблюдения как выбор его направления. Необходимо обратить внимание на возможность использования в процессе наблюдения технических средств: фото-, видеоаппаратуры, магнитофона, компьютера. Как средство наглядности преподаватель может использовать психологические факты, полученные в процессе наблюдений, проводимых учащимися. Наблюдая под руководством преподавателя психологии за учебной деятельностью учащихся, их поведением в различных условиях, анализируя полученные результаты, учащиеся обогащают свои представления о психических явлениях. Стараясь объяснить их, найти причины их возникновения, они учатся применять на практике психологические знания. Задачи наблюдения должны быть четкими, конкретными, уточняющими и ограничивающими объект наблюдения. Методически очень важно, чтобы результаты наблюдений учащиеся сразу же начинали анализировать, а наблюдаемые факты — обобщать. Наблюдая, например, особенности внимания учащиеся отмечают, когда внимание было устойчивым, когда отвлекалось, сопоставляют эти факты с содержанием занятия и средствами, которыми пользовался учитель для привлечения внимания учеников. Помогая анализировать наблюдаемые учащимися факты, преподаватель психологии побуждает их найти причины, ведущие к отвлечению внимания или способствующие сохранению его устойчивости, поможет выяснить условия и средства, необходимые для развития внимания детей. В результате анализа делаются выводы о том, как в наблюдаемых учащимися конкретных фактах психической деятельности проявились общие закономерности внимания. Раскрывая сущность психологических понятий и предлагая учащимся вспомнить их наблюдения на занятии, преподаватель психологии тем самым оживляет, закрепляет конкретные представления учащихся об их психической деятельности, воспринятые учащимися и подвергнутые углубленному анализу, подтвердят теоретические положения о закономерностях психики. Вопросы, возникающие у учащихся в процессе наблюдения, вызовут потребность найти на них ответы в научной литературе. Это будет способствовать углубленному усвоению психологических знаний и развитию потребности в познании. При изложении вопросов, связанных с формированием личности, преподаватель опирается на результаты систематических наблюдений, проводимых учащимися. Наблюдая в процессе обучения, учащиеся получают возможность лучше понять и использовать в своей практической деятельности то, что они узнали из курса психологии о структуре характера, условиях его формирования, о соотношении темперамента и характера и о других сторонах личности. Систематические наблюдения за каждым из учащихся начальных классов школы проводятся длительно (рассчитаны на семестр) и включаются в воспитательную работу, проводимую студентами педучилища. Задача наблюдения – выяснить индивидуальные особенности личности учащихся, чтобы, основываясь на этих знаниях, можно было выбрать правильные методы воспитательного воздействия. Наблюдаемые факты надо фиксировать в дневнике наблюдений. Эти записи систематически продумываются, анализируются, и на их основе подготавливаются выводы об особенностях личности учащегося. Наблюдениям подвергаются следующие факты деятельности учащегося: Способности учащегося,проявляющиеся в его учебной деятельности. Умение самостоятельно сделать вывод, обобщить факты, выделить главное при ответах на вопросы учителя и в письменных работах. Свойства внимания отмечаемые вами при наблюдении за его учебной работой. Качества памяти, воображения, речи ученика, наблюдаемые вами. Дисциплинированность. Причина дисциплинированного поведения учащегося, отношение к учебной работе, пассивность, проявление особенностей темперамента. Причины нарушения дисциплины. Меры, предлагаемые вами для воспитания дисциплинированности учащегося. Отношение к преподавателю, товарищам, ксамому себе. Проявляет ли уважение: являются ли для него родители, учащиеся авторитетными лицами, прислушивается ли он к их словам, или относится критически? Чем вызвало это отношение? Как оно отражается на учебной работе и его поведении?Каково отношение к товарищам? Проявляет ли он общительность желание участвовать в совместной работе, дорожит ли отношением к себе товарищей? Какое место занимает в коллективе, является ли равноправным членом коллектива, или стремится играть главную роль, выделить себя из коллектива? Пользуется ли любовью, авторитетом своих товарищей? Уверен ли в своих силах, или проявляет неуверенность, робость? Скромен или самоуверен? Что способствовало формированию этих особенностей личности? Черты темперамента и характера учащегося, проявившиеся в учебной работе (трудолюбие, аккуратность, ответственное отношение, настойчивость и др.), в поведении (сдержанность, скромность, уважение к преподавателю или неумение сдержать себя, самоуверенность и др.) и в отношении к товарищам (чуткость, внимательность, чувство товарищества, инициативность, умение подчинять личные интересы интересам коллектива или эгоизм, пассивность, безответственность и др.). Специальные способности. Проявление способностей. Связь между его способностями и интересами и склонностью к данной деятельности. Особенности в характере самого учащегося, способствующие развитию или задерживающие развитие его способностей. Ваша помощь в развитии этих способностей. Интересы учащегося. Характерные качества этих интересов (широта или узость, глубина или поверхностность, активность или пассивность). Наличие у учащегося центрального интереса. Чем вы объясняете возникновение этих интересов? Какую работу по развитию интересов учащегося вы провели? Каковы ее результаты? Использование результатов проведенных вами наблюдений в индивидуальном подходе к данному учащемуся. Какие главные черты личности учащегося, на которые можно опереться при проведении воспитательной работы, вам удалось установить? Какие трудности были в вашей работе с данным учеником? Чем они вызваны? Какие ошибки, с вашей точки зрения, вы совершили? Чем вы их объясняете? Удалось ли вам их исправить? Какие пути дальнейшей воспитательной работы с данным учеником вы могли бы наметить? Какие положительные качества его личности следует развивать и какие отрицательные — преодолевать? Наблюдения за познавательной деятельностью. Их следует проводить систематически по каждой теме курса психологии. На результаты этих наблюдений преподаватель психологии опирается, излагая закономерности познавательных процессов. Можно организовать наблюдения по темам «Ощущение» и «Восприятие», «Внимание», «Воображение», «Речь» и «Мышление». Здесь можно вспомнить о сущности психологического анализа занятия из курса «Педагогическая психология». Психологический анализ труден потому, что лишь по внешним проявлениям психической деятельности можно судить о мыслях и чувствах учащихся, особенностях их восприятия, памяти. Задача психологического анализа заключается также в том, чтобы объяснить, почему то или иное действие преподавателя оказалось целесообразным, обеспечило точность и полноту восприятия, устойчивость внимания, понимание детьми объяснения, привело к развитию мышления и речи, воспитанию моральных качеств их личности. Важно также вскрыть психологические причины своей малоуспешной работы. Данные самонаблюдения также могут быть использованы для формирования у учащихся конкретных представлений о психических явлениях. В юношеском возрасте особенно ярко проявляется интерес к внутреннему миру других людей и своему собственному, стремление познать себя, особенности своей личности. Изучение психологии, раскрывающей сущность личности, формирующей интерес к личности и стремление познать ее особенности, удовлетворяет потребность учащихся в самопознании. Преподаватель психологии должен использовать этот интерес и помочь студентам правильно организовать самонаблюдение. Прежде всего нужно, чтобы студенты осознали цель самонаблюдения. Самоанализ ни в коем случае не должен превратиться в копание в самом себе. Это не нужно и даже вредно. Стимулируя стремление учащихся к самонаблюдению, преподаватель психологии должен нацелить их на самовоспитание — воспитание в себе тех черт личности, без которых не может быть гражданина коммунистического общества и хорошего учителя. Данные, полученные учащимися при наблюдении за особенностями своего внимания, памяти, при анализе своего характера и других сторон своей личности, могут быть использованы преподавателем как средство наглядности в курсе психологии. Представления о той или другой стороне своей личности, возникающие у учащихсяпри объяснении преподавателя, помогут им лучше понять сущность и проявление этих психических свойств у других людей. Date: 2015-10-19; view: 548; Нарушение авторских прав |