Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Роль наблюдения в преподавании курса психологии





Содержание темы:

Значение метода наблюдения в преподавании психологии. Условия наблюдения и требования к его организации. Систематическое наблюдение с целью выявления индивидуальных особенностей студентов. Наблюдение за познавательной деятельностью на лекции. Использование данных самонаблюдения.

Методические рекомендации по изучению темы:

Наблюдение за учебной деятельностью учащихся позволяет использовать в своей работе психологические факты наблюдения, обогащать свои представления о психических явлениях, сопровождающих наблюдения.

условия наблюдения ограничиваются двумя: исследователь не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и наблюдаемые не должны знать о наблюдении, а основные требования это – сохранение естественности, целенаправленности и фиксация результатов.

Следует обратить внимание на наблюдение с целью систематического изучения индивидуальных особенностей учащихся. Это наблюдение за учебной работой, фиксация результатов их самостоятельной работы, фиксация таких фактов как дисциплинированность, темперамент, характер, …способности учащегося, его интересов и т.д.

Особенное значение имеет наблюдение за процессом познавательной деятельности студентов. При этом обязательным требованием является фиксация результатов наблюдения и анализ их с точки зрения педагогических установок преподавателя.

Нужно иметь в виду такое важное качество наблюдения как выбор его направления. Необходимо обратить внимание на возможность использования в процессе наблюдения технических средств: фото-, видеоаппаратуры, магнитофона, компьютера.

Как средство наглядности преподаватель может использо­вать психологические факты, полученные в процессе наблюде­ний, проводимых учащимися. Наблюдая под руководством пре­подавателя психологии за учебной деятельностью учащихся, их по­ведением в различных условиях, анализируя полученные результаты, учащиеся обогащают свои представления о психи­ческих явлениях. Стараясь объяснить их, найти причины их возникновения, они учатся применять на практике психологи­ческие знания.

Задачи наблюдения должны быть четкими, конкретными, уточняющими и ограничивающими объект наблюдения. Методически очень важно, чтобы резуль­таты наблюдений учащиеся сразу же начинали анализировать, а наблюдаемые факты — обобщать. Наблюдая, например, особенности внимания учащиеся отмечают, когда внимание было устойчивым, когда отвлекалось, сопоставляют эти факты с содержанием занятия и средствами, которыми поль­зовался учитель для привлечения внимания учеников.

Помогая анализировать наблюдаемые учащимися факты, преподаватель психологии побуждает их найти причины, веду­щие к отвлечению внимания или способствующие сохранению его устойчивости, поможет выяснить условия и средства, необ­ходимые для развития внимания детей. В результате анализа делаются выводы о том, как в наблюдаемых учащимися конк­ретных фактах психической деятельности проявились общие закономерности внимания.

Раскрывая сущность психологических понятий и предлагая учащимся вспомнить их наблюдения на занятии, преподаватель психологии тем самым оживляет, закрепляет конкретные пред­ставления учащихся об их психической деятельности, воспринятые учащимися и подвергнутые углубленному анализу, подтвердят теоретические положения о закономерностях психики. Вопросы, возникающие у учащихся в процессе наблюдения, вы­зовут потребность найти на них ответы в научной литературе. Это будет способствовать углубленному усвоению психологи­ческих знаний и развитию потребности в познании.

При изложении вопросов, связанных с формированием лич­ности, преподаватель опирается на результаты систематиче­ских наблюдений, проводимых учащимися. Наблюдая в процессе обучения, учащиеся получают возможность лучше понять и использо­вать в своей практической деятельности то, что они узнали из курса психологии о структуре характера, условиях его формиро­вания, о соотношении темперамента и характера и о других сто­ронах личности.

Систематические наблюдения за каждым из учащихся начальных классов школы проводятся длительно (рассчитаны на семестр) и включаются в воспитательную работу, проводимую студентами педучилища. Задача наблюдения – выяснить индивидуальные особен­ности личности учащихся, чтобы, основываясь на этих знаниях, можно было выбрать правильные методы воспитательного воз­действия. Наблюдаемые факты надо фиксировать в дневнике наблюдений. Эти записи систематически продумываются, анализируются, и на их основе подготавливаются выводы об особенностях личности учащегося.


Наблюдениям подвергаются следующие факты деятельности учащегося:

Способности учащегося,проявляющиеся в его учебной деятельности. Умение самостоятельно сделать вывод, обобщить факты, выделить главное при ответах на вопросы учителя и в письменных работах. Свойства внимания от­мечаемые вами при наблюдении за его учебной работой. Ка­чества памяти, воображения, речи ученика, наблюдаемые вами.

Дисциплинированность. Причина дисциплинирован­ного поведения учащегося, отношение к учебной работе, пассивность, проявление особенностей темперамента. Причины нару­шения дисциплины. Меры, предлагаемые вами для воспитания дисциплинированности учащегося.

Отношение к преподавателю, товарищам, ксамому себе. Проявляет ли уважение: являются ли для него родители, учащиеся авторитетными лицами, прислушивается ли он к их словам, или от­носится критически? Чем вызвало это отношение? Как оно от­ражается на учебной работе и его поведении?Каково от­ношение к товарищам? Проявляет ли он общительность желание участвовать в совместной работе, дорожит ли отноше­нием к себе товарищей? Какое место занимает в коллективе, является ли равноправным членом коллектива, или стремится играть главную роль, выделить себя из коллектива? Пользует­ся ли любовью, авторитетом своих товарищей? Уверен ли в сво­их силах, или проявляет неуверенность, робость? Скромен или самоуверен? Что способствовало формированию этих особен­ностей личности?

Черты темперамента и характера учащегося, проявившиеся в учебной работе (трудолюбие, акку­ратность, ответственное отношение, настойчивость и др.), в поведении (сдержанность, скромность, уважение к преподавателю или неумение сдержать себя, самоуверенность и др.) и в отноше­нии к товарищам (чуткость, внимательность, чувство товари­щества, инициативность, умение подчинять личные интересы интересам коллектива или эгоизм, пассивность, безответствен­ность и др.).

Специальные способности. Проявление способностей. Связь между его способностями и интересами и склонностью к данной деятельности. Особенности в характере самого учащегося, способствующие раз­витию или задерживающие развитие его способностей. Ваша помощь в развитии этих способностей.

Интересы учащегося. Характерные качества этих интере­сов (широта или узость, глубина или поверхностность, актив­ность или пассивность). Наличие у учащегося центрального инте­реса. Чем вы объясняете возникновение этих интересов? Какую работу по развитию интересов учащегося вы провели? Каковы ее результаты?

Использование результатов проведенных вами наблюдений в индивидуальном подходе к данному учащемуся. Какие главные черты личности учащегося, на которые можно опереться при проведении воспитательной работы, вам удалось установить? Какие трудности были в вашей работе с данным учеником? Чем они вызваны? Какие ошиб­ки, с вашей точки зрения, вы совершили? Чем вы их объясня­ете? Удалось ли вам их исправить? Какие пути дальнейшей воспитательной работы с данным учеником вы могли бы наме­тить? Какие положительные качества его личности следует раз­вивать и какие отрицательные — преодолевать?

Наблюдения за познавательной деятельностью. Их следует проводить систематически по каждой теме кур­са психологии. На результаты этих наблюдений преподаватель психологии опирается, излагая закономерности познаватель­ных процессов. Можно организовать наблюдения по темам «Ощущение» и «Восприятие», «Внимание», «Воображение», «Речь» и «Мышление».


Здесь можно вспомнить о сущности психологического анализа занятия из курса «Педагогическая психология».

Психологический анализ труден потому, что лишь по внешним проявлениям психической деятельности можно судить о мыслях и чувствах учащихся, особенностях их восприятия, памя­ти. Задача психологического анализа заключается также в том, чтобы объяснить, почему то или иное действие преподавателя оказалось целесообразным, обеспечило точность и полноту восприятия, устойчивость внимания, понимание детьми объяс­нения, привело к развитию мышления и речи, воспитанию мо­ральных качеств их личности. Важно также вскрыть психоло­гические причины своей малоуспешной работы.

Данные самонаблюдения также могут быть использованы для формирования у учащихся конкретных представлений о психических явлениях. В юношеском возрасте особенно ярко проявляется интерес к внутреннему миру других людей и свое­му собственному, стремление познать себя, особенности своей личности. Изучение психологии, раскрывающей сущность лич­ности, формирующей интерес к личности и стремление познать ее особенности, удовлетворяет потребность учащихся в само­познании. Преподаватель психологии должен использовать этот интерес и помочь студентам правильно организовать самона­блюдение. Прежде всего нужно, чтобы студенты осознали цель самонаблюдения. Самоанализ ни в коем случае не должен пре­вратиться в копание в самом себе. Это не нужно и даже вред­но. Стимулируя стремление учащихся к самонаблюдению, пре­подаватель психологии должен нацелить их на самовоспита­ние — воспитание в себе тех черт личности, без которых не мо­жет быть гражданина коммунистического общества и хорошего учителя. Данные, полученные учащимися при наблюдении за особенностями своего внимания, памяти, при анализе своего характера и других сторон своей личности, могут быть использованы преподавателем как средство наглядности в курсе психологии. Представления о той или другой стороне своей личности, возникающие у учащихсяпри объяснении преподавате­ля, помогут им лучше понять сущность и проявление этих психических свойств у других людей.







Date: 2015-10-19; view: 548; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию