Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Межпредметные связи. Внутрипредметные связи





Содержание темы:

Роль межпредметных связей в образовании. Логика структурирования межпредментных связей. Межпредметные связи в психологии. Внутрипредметные связи в общей психологии.

Методические рекомендации по изучению темы:

Динамические единство общего и единичного, абстрактного и конкретного раскрывается как взаимозависимость явлений природы, общества, производства. В конечном итоге это важная цель научного познания – раскрытие связей между явлениями и предметами, а также связей внутри предмета.

В учебно-воспитательных целях связи определяются внутренним содержанием, логикой учебных предметов. Кроме этого, в образовании связи обусловлены и логикой учебного плана, объединяющего отдельные циклы – комплексы различных уровней и направленности знаний, умений и навыков.

Наибольшее значение для логического построения учебных предметов (учебного плана) имеют следующие виды связей:

- связи между объектами, рассматриваемыми как в разных учебных предметах, так и в конкретно взятом предмете;

- связи по родственным законам и теориям, объясняющим разные объекты в разных учебных предметах;

- связи по методам исследования и практическим действиям будущего специалиста;

- связи, объединяющие законы отдельных наук в более общие философские понятия («труд», «природа», «общество», «государство» и др.);

- связи научных знаний с практикой.

Поэтому учебно-воспитательный процесс предполагает преднамеренное руководство по усвоению учащимися межцикловых и межпредметных связей. Их осуществление иногда затрудняется тем, что различные разделы одних предметов, имеющие связь с соответствующими разделами других предметов, могут изучаться в разное время. Поэтому различают реализацию предшествующих, или опережающих, и последующих межпредметных связей.

Для большинства специальностей характерна комплексность построения профессионального цикла. Для некоторых из них может применяться и параллельный способ подключения учебных предметов, что обусловлено логикой учебных предметов. При этом содержание внутри смежных предметов распределяют по курсам обучения так, чтобы сведения из данного предмета, необходимые для познавательного усвоения другого, давались по преимуществу заблаговременно. Так обеспечиваются межпредметные связи, не нарушающие логику определенных предметов.

Межпредметные связи позволяют устанавливать связь между идеями, понятиями, законами, фактами, умениями, навыками и разделами внутри отдельных учебных предметов, а также между учебными предметами отдельных циклов и между дисциплинами разных циклов. Кроме этого, все циклы, учебные предметы находятся в определенных связях и зависимости, при помощи которых они объединяются в общую целенаправленную структуру – учебный план. Таким образом, Межпредметные связи имеют многоступенчатость в построении учебных планов, которая зависит от стабильности расположения учебного материала. Всякое изменение сроков изучения дисциплин, перенос части учебного материала с одного курса обучения на другой ведут к распаду конкретных межпредметных связей, что, в свою очередь, приводит к невозможности создать дидактические условия для их реализации.

В психологии следует различать:

1. Знания, имеющие непосредственную связь с практическим обучением. Например, знания по биологии (организм и среда, строение и функции организма, наследственность и изменчивость и др.); по общей психологии (личность и деятельность, личность и ее структура и др.).

2. Знания, имеющие опосредованную связь с практическим обучением (роль и ролевые свойства личности, воображение и творчество, эмоции, чувства и эмоциональное свойства личности и др.).

3. Знания, являющиеся базой для профессионального роста будущего психолога (личность и коллектив, психология общения и межличностных отношений, педагогическая психология, психология менеджмента и др.).

Можно говорить о таких межпредметных и внутрипредметных связях:

v между учебными предметами в общей структуре учебного плана;

v между учебными предметами разных циклов;

v между учебными предметами одного цикла;

v между разделами и темами различных предметов;

v между знаниями, умениями и навыками, составляющими содержание учебных дисциплин;

v между идеями, понятиями, законами, теориями и фактами разных учебных предметов;

v между видами деятельности (учебная, лабораторно-практическая, общественно полезная, производственная, общественно-организаторская).

На каждом уровне снизу доверху комплексные Межпредметные связи усложняются не только по форме, но самое главное – по существу, по отношению между собой. Каждая более низкая в этой лестнице связь является частной по отношению к вышестоящей. Особое положение занимает уровень между видами деятельности, который является интегральным для всех предыдущих.

Нужно сказать, что взаимосвязи отдельных элементов основаны и на прямой и на обратной последовательности прохождения разделов различных дисциплин, т.к. иногда, в редких случаях, практика может предшествовать теории.

Таким образом, межпредметные связи – это связи содержания обучения по текущему предмету с содержанием смежных им близких по направлению предметов. Внутрипредметные связи – это связи между понятиями, определениями, терминами, между разделами и темами отдельно взятого предмета. Помимо этого, предшествующие темы могут служить базой (или фоновыми знаниями) для текущей темы (например, тема «Ощущение» является такой базой для темы «Восприятие»). В свою очередь текущая тема может обеспечивать фоновыми знаниями последующую тему (например, темы «Представление» и «Воображение»).

Date: 2015-10-19; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию