Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности структуры и содержания курса биологии в 9 классе





 

В соответствии с логикой построения курса биологии и существующими традициями в 9 классе изучается раздел «Человек и его здоровье». При изучении этого раздела учащиеся приобретают более углубленные знания о взаимосвязях систем органов в обеспечении жизнедеятельности организма, о регулирующей роли нервной и эндокринной систем, об обмене веществ на уровне клеток, тканей, органов и целостного организма, о зависимости человека и его здоровья от окружающей среды, о необходимости предотвращения ее загрязнения, а также сохранения многообразия ее объектов. Кроме того, в разделе важное внимание уделяется последовательной реализации единых подходов к изучению учебного материала в эволюционном, морфофизиологическом, онтогенетическом и практическом аспектах.

Целостное и всестороннее изучение человека не может быть осуществлено в отрыве от выяснения его происхождения и путей исторического развития, так как нельзя понять особенности строения, физиологические функции, высшую нервную деятельность без раскрытия предыстории и исторического развития вида Человек разумный. Эту тему необходимо поставить первой, так как она является логическим связующим звеном с предшествующим разделом биологии. В этой теме важно показать, что человек связан с живой природой единством происхождения и поэтому как биологический вид имеет много черт, сближающих его с животным миром. С другой стороны, специфика его исторического развития, преобладание социальных факторов на определенных этапах его эволюции привели к формированию существенных качественных отличий человека от животных.

В теме «Общий обзор строения организма человека» устанавливаются общие принципы строения и функционирования организма человека, показывается, что, как и все другие живые организмы, он имеет клеточное строение, клетки образуют ткани, а из последних формируются органы и системы органов.

В тему «Организм – единое целое» включается материал, показывающий постоянное взаимодействие организма человека и окружающей среды, приспособление человека к ней и активное на нее воздействие. Следующие далее темы можно объединить в раздел «Системы органов человека: строение, функции, гигиена». В этом плане в начале целесообразно рассмотреть особенности строения и функционирования нервной и эндокринной систем, их взаимосвязь и взаимодействие в регуляции функций организма. При изучении нервной, эндокринной и других систем обращается внимание на возможные отклонения в их функционировании, причины, их вызывающие, и последствия такого отклонения для всего организма, а также условия по предотвращению соответствующих заболеваний, травм, т.е. раскрываются биологические основы здорового образа жизни и формируются навыки оказания первой помощи при несчастных случаях. Далее изучаются особенности строения, функционирование и гигиена опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем. Рассматривая опорно-двигательную систему, акцентируется внимание на ее опорную, защитную и двигательную функции, в связи с чем выделяют пассивную и активную части этой системы. Сюда включается материал о формировании костной ткани, что позволяет понять строение костей, организацию плотного и губчатого костного вещества. Здесь же рассматриваются особенности строения трубчатых и губчатых костей, рост костей в толщину и длину, химический состав костей, соединение костей, типы суставов, особенности строения скелета человека в связи с прямохождением, мышцы и их работа, значение двигательной активности для сохранения здоровья, вывихи и переломы костей и оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Включение материала о клетках-остеокластах, имеющихся в костях, которые способны разрушать старое костное вещество на внутренней поверхности кости, будет способствовать формированию понятия о постоянном самообновлении костей в процессе обмена веществ. При изучении мышц дается понятие о нервной регуляции, энергетическом обмене и физиологии мышечного сокращения. Первое из них формируется путем установления тесной связи между нервной системой и мышцами. Деятельность скелетной мускулатуры может быть вызвана только возбуждением, а задержка движения – торможением соответствующего нервного центра. В то же время отмечается, что нервная система лишь включает мышцу в работу. Сокращение же ее происходит за счет энергии, освобождающейся в самих мышечных волокнах. Процесс этот происходит в митохондриях и связан с окислением органических веществ и требует наличия кислорода.

Характеризуя кровь и кровообращение, подробно рассматривается понятие «внутренняя среда организма», отмечается, что многоклеточный организм представляет собой не совокупность изолированных клеток, а сложную систему, в которой все составляющие неразрывно связаны, т.е. организм представляет собой единое целое. Связующую функцию выполняет внутренняя среда организма. При этом делается акцент на то, что в отличие от внешней среды, факторы которой постоянно меняются, внутренняя среда остается постоянной, несмотря на то, что в кровь может поступать разное количество воды и минеральных солей. Это достигается благодаря работе легких, почек, потовых желез кожи, через которые из организма удаляется избыток воды, солей и др. Далее идет материал о функциях крови (транспортной, защитной, гомеостатической), ее составе, форменных элементах, их строении и выполняемых функциях, рассматривается кроветворение, группы крови, переливание, вводится понятие о тканевой несовместимости, причины которой вскрываются при изучении иммунитета. Обращается внимание учащихся на предупреждение инфекционных заболеваний, роль профилактических прививок, рассматривается свертывание крови как приспособление организма, предохраняющее его от потери крови при травмах. После изучения состава крови и ее функций логично перейти к системе кровообращения, рассмотреть движение крови по сосудам, строение и работу сердца, регуляцию работы органов кровообращения. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что органы, усиленно функционирующие в данный момент, получают крови больше, чем другие. Это возможно благодаря регулирующей работе нервной системы и действию гормонов. Отмечается также, что ключевым отделом нервной системы, регулирующим практически все влияния на сосуды, является сосудодвигательный центр продолговатого мозга. От этого отдела ЦНС нервные импульсы передаются на мышечные клетки артериальных сосудов, что вызывает изменение их просвета. Однако следует отметить, что для работы мышечных клеток требуется энергия, выделение которой напрямую связано с поступлением в них питательных веществ и кислорода. В заключение рассматриваются вопросы гигиены сердечно-сосудистой системы, первая помощь при кровотечениях.


Рассмотрев кровеносную систему, создаются предпосылки для подробного изучения работы дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной систем. При систематизации материала о строении и работе мочевыделительной системы необходимо показать значение мочевыделения, а также рассмотреть внутреннее строение почек, их структурно-функциональную единицу нефрон, показать принципы образования первичной и вторичной мочи. Далее уместно рассмотреть кожу, ее функции и строение, обеспечивающее их выполнение, гигиену кожи, роль кожи в терморегуляции, осязание, а также механизмы возникновения теплового и солнечного ударов, ожоги кожи, обморожения, их предупреждения и первую помощь при их возникновении. Обсуждая функции кожи, обращается внимание на участие кожи в выведении различных веществ из организма. После этих вопросов целесообразно рассмотреть обмен веществ и энергии в организме, регуляцию обмена веществ и роль витаминов.

Далее логично перейти к рассмотрению индивидуального развития организма человека. Здесь вводится понятие о репродукции, рассматриваются особенности строения мужских и женских половых органов, образование половых клеток, оплодотворение и внутриутробное развитие, беременность, рождение ребенка и уход за новорожденным, акцентируется внимание на роль наследственности, среды и воспитания в формировании личности ребенка. Большое внимание в этой теме следует уделить методам профилактики венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции, раскрыть соотношение физической и физиологической зрелости, особенностям наступления полового созревания у девочек и мальчиков, гигиене половых органов, раскрыть последствия ранней половой жизни и искусственного прерывания беременности, дать информацию о методах контрацепции как способе предотвращения беременности и венерических заболеваний.


Заканчивается изучение систем органов темой «Сенсорные системы». В этой теме основное внимание уделяется особенностям строения, функции и гигиены органов зрения и слуха. Приводятся обзорные сведения по другим органам чувств.

От изучения сенсорных систем переходят к изучению закономерностей психического развития и психологических особенностей человека. В начале темы вводится понятие психики человека как функции головного мозга и ее рефлекторный характер, понятие рефлексов, отмечается роль И.М.Сеченова в изучении психических процессов и установлении рефлекторной работы головного мозга, создание учения о высшей нервной деятельности И. П. Павловым, обсуждается открытие условных рефлексов и механизм их образования, вводится понятие о доминанте и динамическом стереотипе. Внимание обращается на интегративную деятельность мозга как материальную основу психических функций. Далее изучаются такие особенности человеческой психики, как сознание и связанные с ним познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, а также речь как форма передачи знаний и мышление. Затем изучается материал о сне и сновидениях. Вторая часть этой темы посвящена особенностям человека как личности. Раскрывается структура личности, ее направленность и мотивы поведения, вводится понятие психического здоровья, раскрываются социально-психологические характеристики личности, закономерности ее развития.







Date: 2015-10-19; view: 696; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию