Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое занятие 10
Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника «Биология» 7 класса, рассмотреть особенности методики изучения темы «Строение и жизнедеятельность клеток».
Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по курсу «Ботаника»; элодея канадская, фиксированные или свежие плоды рябины, лук репчатый, микроскопы МБС–1, препаровальные иглы, лезвия, скальпель, пинцет, склянки с водой, пипетки, фильтровальная бумага, раствор йода.
Задания 1 Проанализируйте содержание программы и учебника по курсу «Ботаника»; обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, основные требования к результатам обучения учащихся 7 класса. 2 Ознакомьтесь с материалом темы «Строение и жизнедеятельность клеток»; составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме. 3 Подготовьте и выполните: а) демонстрацию «Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи и мякоти плода рябины»; б) лабораторный опыт «Приготовление временного препарата кожицы чешуи лука и его окрашивание раствором йода». Проведите самоанализ и/или анализ проведенных демонстрации и лабораторного опыта. 4 Составьте разноуровневую самостоятельную работу для проверки знаний учащихся по теме «Строение и жизнедеятельность клеток». 5 Составьте развернутый план-конспект комбинированного урока по ботанике. Тема 11 Особенности структуры и содержания курса «Зоология». Методика изучения темы: «Моллюски»
1 Структура и содержание школьного курса зоологии 2 Особенности изучения темы: «Моллюски»
Структура и содержание школьного курса зоологии Школьный курс зоологии, наряду с другими дисциплинами биологического цикла, представляет большие возможности для получения теоретических знаний, выработки практических умений и навыков. При определении зоологии как науки следует указать на то, что задача зоологии состоит во всестороннем изучении животных – их строения, образа жизни, размножения, распространения, практического значения. Нужно знать, какие животные и для каких целей используются в народном хозяйстве, а какие животные являются вредителями сельского и лесного хозяйства, а также возбудителями или переносчиками болезней человека. Большой интерес представляет вопрос о сходстве и различиях между животными и растениями. Структуру школьного курса биологии 8 класса можно представить в следующем виде. Первая, вводная тема – общая характеристика животных и их разнообразие – посвящена изучению основных признаков и свойств животных, черт отличия и сходства при сопоставлении с представителями других царств живой природы. В рамках данной темы рассматриваются особенности строения (одно- и многоклеточность, типы тканей и систем органов, типы симметрии), размножения, развития, классификации и значения животных. Этот материал составит основу для дальнейшего изучения особенностей строения и функционирования организмов разных типов. При этом рекомендуется структурировать материал каждой темы, используя единый подход. Примерная схема систематизации учебного материала: · Особенности строения тела животных в связи со средой обитания, образ жизни (прикрепленные, свободноживущие, паразитические), способ передвижения и наличие органов, обеспечивающих передвижение, покровы тела. · Уровень организации (двухслойные, трехслойные), полость тела, скелет и мышцы. · Особенности питания, наличие пищеварительной системы и особенности строения ее органов. Процесс питания, добыча корма, пищеварение. · Транспорт веществ в организме. Кровеносная система и особенности ее функционирования. · Газообмен. Органы дыхательной системы. Усиление дыхания в связи с двигательной активностью. · Выделение и особенности строения и функционирования органов выделительной системы. · Нервная система и органы чувств, их особенности в связи с уровнем организации, средой обитания. Поведение животных. · Размножение и индивидуальное развитие, их особенности в связи с уровнем организации, средой обитания. Понятие о прямом и непрямом развитии. Забота о потомстве. · Многообразие животных (характеристика классов, их отличительные черты, отдельные представители). · Значение животных данного типа (класса, отряда) в природе, использование человеком. Следует отметить, что при изучении каждого конкретного класса или типа животных могут быть отступления от предлагаемой схемы (отсутствие той или иной системы или, наоборот, усложнение), которые не влияют на основу ее реализации – продвижение в изучении должно идти от общего к частному. Вторая тема курса биологии 8 класса отводится на рассмотрение Простейших, для которых, несмотря на одноклеточность, характерны те же жизненные процессы, которые присущи всем животным. При изучении типа Кишечнополостные необходимо обратить внимание учащихся на признаки, указывающие на низкий уровень организации животных данного типа (двуслойный тип строения, радиальная симметрия, отсутствие настоящих тканей, диффузная нервная система, смешанный тип пищеварения, размножение почкованием). Приступая к изучению плоских и круглых червей, следует отметить их прогрессивные черты по сравнению с кишечнополостными: усложнение пищеварительной системы, появление выделительной системы, возникновение первичной полости тела, совершенствование нервной системы и органов чувств, возникновение половой системы и совершенствование процесса размножения. При характеристике паразитических червей необходимо обратить особое внимание на их приспособления к своеобразной среде обитания. Следующая тема посвящена рассмотрению кольчатых червей. При изучении темы отмечаются прогрессивные черты организации животных данного типа: наличие сегментации, дифференцировка тела, наличие органов передвижения, появление замкнутой кровеносной системы и специализация органов дыхания, совершенствование выделительной и нервной систем. Далее изучается тип Моллюски по выше предложенной схеме, отмечаются особенности двустворчатых, брюхоногих и головоногих моллюсков. Тип Членистоногие рассматривается в связи с освоением его представителями наземной среды, что обусловило появление наружного хитинизированного скелета, который выполняет защитную, опорную функцию и служит местом прикрепления мышц, развитие трахейной или легочной системы дыхания, развитие членистых конечностей, способных к сложным движениям, а также специализацию конечностей разных отделов тела на выполнение других функций, внутреннее оплодотворение. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения насекомых рассматриваются в плоскости приобретения приспособлений, позволивших им не только успешно освоить сушу, но и стать наиболее процветающей группой животных. Изучение типа Хордовые начинается с ланцетников, которые рассматриваются как переходная форма, сочетающая в себе как прогрессивные черты (наличие хорды, нервной трубки, жаберных щелей в стенках глотки), так и примитивные черты. Организация и функционирование рыб изучается в связи с адаптацией к жизни в плотной жидкой среде. Важнейшими приспособлениями рыб являются: обтекаемая форма тела; наличие плавников, плавательного пузыря, запасов жира в печени у хрящевых рыб; голая кожа с железами, обильно выделяющими слизь, которая уменьшает трение; наличие жабр; противоток крови в жаберных капиллярах и воды, омывающей жабры; развитие органов чувств, приспособленных к функционированию в воде. Особенности строения и жизнедеятельности земноводных изучаются в связи с выходом их на сушу, но сохранением при этом тесной связи с водой (преобразование скелета, дифференцировка мышц, развитие конечностей, наличие постоянно влажной кожи, пронизанной густой сетью капилляров, возникновение легких, совершенствование кровеносной системы и органов чувств). Пресмыкающиеся рассматриваются как сухопутные животные, еще более приспособленные к наземной среде обитания. Внимание учащихся следует обратить на наличие у пресмыкающихся сухой кожи с роговыми покрытиями, усложнение кровеносной системы, упрочнение костной ткани. Для пресмыкающихся характерно только легочное дыхание, хорошо развитый передний мозг и мозжечок, появление зачатков коры головного мозга, внутреннее оплодотворение. Особенности строения и жизнедеятельности птиц рассматриваются в связи с приспособлением к полету (высокий уровень обмена веществ, постоянная температура тела, более сложное строение нервной системы, забота о потомстве). При изучении млекопитающих обращается внимание на принципиально важные черты организации, которые позволили занять им господствующее положение в животном мире. Это: активное движение благодаря хорошо развитой мускулатуре и конечностям, совершенствование пищеварительной системы и ее дифференциация, увеличение дыхательной поверхности легких, наличие 4-камерного сердца, развитие теплоизолирующих механизмов (волосяного покрова и подкожной жировой клетчатки). Также для млекопитающих характерно совершенствование нервной системы, высокое развитие головного мозга, органов чувств, сложное поведение, совершенствование процессов размножения (внутриутробное развитие, наличие плаценты, живорождение и вскармливание детенышей молоком). Изучение типов и отдельных классов животных проводится в восходящем порядке. Это дает возможность проводить сравнение групп, устанавливать усложнение организации в ходе исторического развития и появление новых приспособительных черт при завоевании новой среды обитания или упрощение в строении в связи с переходом в более узкие условия среды, находить объективные причины, объясняющие возникновение той или иной системы органов или ее усложнение. Заканчивается изучение курса темой «Строение и жизнь животных (на примере позвоночных)», в рамках которой рассматриваются особенности внешнего строения, движения и опоры, питания и пищеварения, крови и кровообращения, дыхания и выделения, нервной системы, размножения и развития позвоночных животных. Курс зоологии содержит морфологический и анатомический, физиологический и экологический, а также систематический и генетический материал, что должны учитывать будущие учителя. Студенты должны научиться умело сочетать различные формы организации обучения: классные уроки, лабораторные и практические работы, экскурсии, внеклассную и внеурочную работу. Большое значение в курсе зоологии имеют методически правильно организованные и систематически проводимые лабораторные занятия, самостоятельные наблюдения и опыты школьников в природе и при посещении биологического кружка, в ходе которых ребята продолжают приобретать теоретические знания и совершенствовать навыки и умения работы с оптическими приборами, препаровальными инструментами. Для успешного изучения материала рекомендуется использовать натуральные объекты (живые животные, коллекции моллюсков и насекомых, фиксированный материал, чучела, тушки и скелеты позвоночных животных, микропрепараты), которые должны быть подготовлены учителем заблаговременно. Основной задачей студентов является овладение как можно большим объемом (в рамках программы) биологических, конкретно зоологических знаний и умение передать их учащимся в доступной для этого возраста форме, используя разнообразные приемы, методы и формы обучения.
2 Особенности изучения темы: «Моллюски» На изучение данной темы отводится 3 часа. Моллюски имеют своеобразное строение, выходящее за пределы обычной схемы, наблюдаемой у ранее изученных групп животных. Раковина с ее безусловно положительной защитной функцией вызывает одновременно (благодаря ее тяжести и «скованности» тела) резкое снижение двигательных процессов, ведет к упрощению общего строения (это особенно четко выражено у двустворчатых, лишенных головы), пассивному питанию и т.д. При рассмотрении строения моллюсков учителю рекомендуется проводить четкие объяснения их специфических особенностей, так как при самостоятельном изучение темы у учащихся может возникнуть ряд трудностей. Учащиеся должны знать: · что представляют собой мантия, мантийная полость, раковина; · способы питания моллюсков; · особенности строения пищеварительной, нервной, выделительной, кровеносной систем; · экологические группы моллюсков, роль в природе, практическое использование. Учащиеся должны уметь: · находить черты приспособленности моллюсков к среде обитания; · узнавать изученные виды моллюсков в природе.
Вопросы для самоконтроля
1 В чем состоит специфика методики преподавания курса «Биология» в 8 классе? 2 Укажите возможные формы и методы организации обучения по зоологии. 3 Какие дидактические приемы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся при изучении животных? 4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса «Биология» в 8 классе? 5 Какие способы проверки и оценки знаний учащихся можно использовать при освоении курса зоологии?
Date: 2015-10-19; view: 627; Нарушение авторских прав |