Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10 Особенности структуры и содержания раздела «Ботаника». Методика изучения темы: «Строение и
жизнедеятельность клеток»
1 Структура и содержание курса «Ботаника» 2 Организация учебного процесса по ботанике 3 Особенности изучения темы: «Строение и жизнедеятельность клеток»
1 Структура и содержание курса «Ботаника»
При формировании биологических понятий в средних классах учитель обычно опирается на те знания о природе, которые приобретены учащимися еще в начальной школе, а также при изучении курса «Природоведение» или «Вселенная». В программу раздела «Ботаника» включен материал, раскрывающий важнейшие закономерности строения и жизни растительных организмов, бактерий, протистов и грибов, доступный учащимся среднего возраста и способствующий воспитанию их мировоззрения. На начальных этапах изучения предмета очень важно вызвать интерес учащихся к биологии, показать широкие возможности применения получаемых знаний на практике. Несмотря на то, что учащиеся уже знакомились с живыми организмами в 5 классе и им знаком термин «биология», во введении целесообразно вернуться к содержанию этого понятия, показать, что современная биология представляет собой комплекс наук о живой природе, а поскольку живой мир богат и разнообразен, то и, соответственно, многообразны биологические науки, которые изучают отдельные группы организмов или свойства живых систем. Далее начинается изучение многообразия органического мира на основе современной системы органического мира, включающей пять царств живой природы: Прокариоты (Бактерии), Протисты, Грибы, Растения и Животные. Вначале изучаются доядерные организмы – бактерии, которые имеют наиболее простое строение и были первыми организмами на Земле; рассматриваются особенности их строения и жизнедеятельности, распространение, роль в природе и жизни человека. Далее учащиеся знакомятся с цианобактериями, занимающими особое положение среди прокариот в связи со способностью осуществлять фотосинтез с выделением кислорода. При рассмотрении следующей темы «Строение и жизнедеятельность клеток» учащиеся подробно знакомятся с клеточным строением организмов (ядерных), особенностями жизнедеятельности клетки, делением и ростом клеток. Далее изучаются эукариотические организмы, строение которых по сравнению с бактериями значительно усложнилось – представители сборной группы водоросли (царство протисты в учебнике): рассматривается их организация на примере типичных представителей, особенности жизнедеятельности, значение. Следующая тема посвящена изучению грибов, знакомиться с которыми учащиеся начинают с выяснения особенностей их строения и жизнедеятельности, рассмотрения признаков сходства между грибами и растениями, грибами и животными. Затем изучаются отдельные группы грибов: плесневые грибы, дрожжи, шляпочные грибы, грибы-паразиты, лишайники. Далее учащиеся переходят к изучению растений, которое начинается с рассмотрения основных тканей растительных организмов (следует отметить, что анатомический материал трудно воспринимается и усваивается учащимися, поскольку ученики среднего звена не всегда могут представить, как разные ткани располагаются в теле растения, связаны между собой и функционируют). Затем изучаются вегетативные органы растений: корень, побег – особенности их внешнего и внутреннего строения, разнообразие, выполняемые функции, видоизменения. Опираясь на рассмотренный материал, учащиеся знакомятся с различными способами вегетативного размножения растений и переходят к изучению репродуктивных органов растительных организмов (цветок, плод, семя), их строения и классификации, функций и биологического значения. Последний раздел учебника по ботанике знакомит учащихся с многообразием растений: мхами, папоротниками, хвощами, плаунами, голосеменными и покрытосеменными растениями. Рассматриваются общие характеристики отделов, типичные представители, размножение, значение. При изучении покрытосеменных растений уделяется внимание изучению отличительных признаков однодольных и двудольных растений, характерных признаков семейств: капустные (крестоцветные), бобовые (мотыльковые), астровые (сложноцветные), мятликовые (злаки). При изучении курса учащиеся приобретают знания о внешнем строении и многообразии форм вегетативных и генеративных органов растений, а также об особенностях бактерий, протистов и грибов – представителей различных систематических групп органического мира. Большинство уроков содержат морфологический материал. Из курса ботаники учащиеся получают знания о внутреннем строении организмов – уроки содержат и анатомический материал. Изучение анатомического строения сопровождается использованием увеличительных приборов и приготовлением препаратов. Учащиеся узнают о росте, развитии, функциях органов и всего растительного организма. Изучение физиологического материала сопровождается наблюдениями и экспериментами. Весь курс ботаники строится на связи строения и жизнедеятельности растений, грибов, протистов и бактерий с условиями окружающей среды. Наличие элементов экологии обобщает знания морфологического, анатомического и физиологического материала. Будущий учитель должен усвоить методику применения средств наглядности на всех уроках, содержащих морфологический, анатомический, систематический, физиологический и экологический материалы. Основные пособия на таких уроках – натуральные объекты. В соответствии с материалом учебника педагог должен уметь подобрать живые растения или гербарные экземпляры, продумать возможность их оптимального использования на уроках.
Date: 2015-10-19; view: 696; Нарушение авторских прав |