Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение цели и основной идеи выступления





В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяется цель выступления:

• проинформировать;

• объяснить;

• заинтересовать;

• убедить;

• переубедить;

• побудить к действию;

• воодушевить и т.д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

С древнейших времен в зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей:

1. Информационные (повествовательные, описательные, объяснительные).

2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию).

3. Развлекательные.

Определив цель выступления можно сформулировать его основную идею и название. Чем короче выступление, тем важнее подчинить его раскрытию основного тезиса. Вызывает сочувствие человек, который, долго пробивается к трибуне, получает, наконец, свои десять минут, что-то сумбурно доказывает, а услышав, что его время истекло, кричит: «Так я же не сказал, что хотел!»

Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию всей дальнейшей работы. Неверна стратегия – словесные залпы окажутся холостыми. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают выражение «целевая установка»). Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею. Например: «Рассказать о том, что...», «Убедить в том, что...», «Заинтересовать тем-то» и т.д.

Задача выступления = цель + основная идея.

Если меняется цель выступления, меняется и его основная идея и, естественно, задача. Это можно проиллюстрировать на таком примере.

В районе открылась юридическая консультация, обслуживающая частные фирмы. Ее руководителю представилась возможность выступить на совещании, где собрались директора фирм. Цель выступления – проинформировать аудиторию о появлении юридической консультации. Основная идея выступления – существует такая-то служба, услуги которой могут вам понадобиться» Задача выступления – рассказать о том, что в районе появилась полезная собравшимся служба. Представим теперь сотрудника юридической консультации в кабинете директора фирмы, который уже знает о существовании консультации и ее услугах. Задача «выступления» юриста – убедить собеседника в том, что пользоваться услугами консультации удобно и выгодно. В кабинете директора фирмы, имеющего печальный опыт сотрудничества с какой-то юридической службой, сотруднику консультации придется поставить себе цель переубедить потенциального клиента. Он построит свое выступление вокруг следующей идеи: «Сотрудничество с нашей организацией заставит вас забыть неудачу. Мы работаем по-другому, и нам можно доверять».

Когда выбран аспект рассмотрения темы, установлены цель и основная идея выступления для конкретной аудитории, можно наметить его предварительный план и приступить к подбору материала.

Составление предварительного плана выступления

Выступление без плана можно сравнить с путешествием без карты; неизвестно, куда можно прийти.

Хорошим считается такой план, который полно последовательно раскрывает тему, позволяет слушателям без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. План выступления составляется заранее. В процессе работы над темой он корректируется, и окончательный план может значительно отличаться от предварительного.

Цель информационных выступлений – показать сущность какого-то предмета или явления, то есть раскрыть содержание понятия. План такого выступления должен подчиняться логическим правилам деления темы на вопросы (см. главу 1).

Информационные выступления могут происходить на трех уровнях. Выбор того или иного уровня определяется целесообразностью и характером аудитории. В ряде случаев достаточно простого информирования – описания того, что собой представляет данное явление или предмет (ответ на вопросы: Что? где? когда?). Более высокий уровень – комментирование – толкование, объяснение явления или ситуации (ответ на вопросы: как, каким образом?). Наконец, высший уровень – анализ, разбор явления или проблемы (ответ на вопросы: почему? Закономерно или случайно? Положительные и негативные стороны? Что из этого следует?). Анализ и последующий синтез позволяют подвести слушателей к практическим выводам.

План выступления, содержащего анализ проблемы, в этом случае будет включать:

1) описание самой проблемы или явления;

2) причину возникновения проблемы или явления;

3) связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно;

4) взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления;

5) перспективу развития явления или разрешения проблемы;

6) практический вывод или предложение.

В выступлениях, носящих убеждающий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов. Только после этого слушатели придут к выводу о пользе или значимости данного явления и смогут принять решение о необходимости действий.

Date: 2015-10-19; view: 2257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию