Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Построение выступления
Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим наслаждаться вниманием аудитории. А его можно подогреть, выбрав занимательный ход повествования или, если этого приема тема не позволяет, интересную последовательность изложения. Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления – введение в тему. Вступлению отводится 5-10% времени. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: «Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый – когда его отзывает правительство пославшей страны; второй – когда его высылает страна пребывания; третий – когда его убивают. За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу». Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Композиция выступления (расположение материала и соотношение его отдельных частей) должна отвечать логическому требованию последовательности (см. главу 2). Второй принцип композиции – усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции – экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. 2. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1) ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2) концентрический – рассмотрение данного явления со всех сторон; 3) спиральный – переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4) хронологический – рассмотрение процесса или явления в становлении; 5) логический – системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6) дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7) индуктивный – переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9) анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: «Мне могут возразить...» или «Иногда спрашивают...». Имитация диалога оживляет речь, стимулирует внимание слушателей, позволяет разъяснить сложные моменты. Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т.п. Один из показателей удачного построения выступления – сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступления, перегруженные фактами, по словам Д.И. Менделеева (который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства), напоминают костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время «бьет по чувствам» собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная – недоверие слушателей. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец – разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего». Заключение занимает примерно 5% времени. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1) нет вступления или оно слишком затянуто; 2) изложение не подчинено главной идее; 3) непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4) используется всего один-два приема изложения; 5) несоразмерность материала выступления; 6) нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: «Заканчивая свое выступление...». Второй этап подготовки к выступлению завершается составлением его окончательного плана, в основе которого лежит предварительный план, преобразованный с учетом выбранной композиции. Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция – воплощение в написанной или прозвучавшей речи.
Date: 2015-10-19; view: 722; Нарушение авторских прав |