Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропософия и йога
Вопрос об отношении антропософии к традиционным формам учения йоги в основном уже был разобран выше. Но, может быть, все же имеет смысл завершить эту глазу кратким подведением итогов. В способе описания внутренней конституции человека есть много важных совпадений. Такие понятия, как цветы лотоса, эфирное тело, сила Кундалини и т. д., проявляют удивительное, хотя и не всегда буквальное, сходство. Эти совпадения привели к тому, что многие люди думают, будто бы йога и антропософия по сути одно и то же. Кроме того, многие убеждены, что Штайнер «позаимствовал» часть своих описаний из того или иного руководства по йоге. Вот пример. В широко распространенном в Швеции Энциклопедическом словаре Бонниерса в разделе «Антропософия» говорится, что она является «выраженной синкретической системой», т. е. смешением различных учений, составная часть которой — это индийская философия. Кроме того, в той же статье далее сказано, что антропософия включает «психический метод тренировки», который среди прочего построен на йоге. Штайнер, однако, никогда не стремился к тому, чтобы в его собственной системе смешивались различные философские и религиозные воззрения. Антропософский путь познания целиком и полностью построен на основе опыта, а не на основе собранного в одном месте духовного багажа. Совпадения, которые действительно существуют между антропософией и различными школами йоги, обусловлены тем, что Штайнер и учителя, создавшие «восточные пути обучения», независимо друг от друга пришли к глубоким и родственным взглядам на внутреннюю конституцию человека. Но и различия столь же глубоки и проистекают из того, что методы упражнения выросли из различных исторических тенденций. Последовательность упражнений не одинаковая. Антропософский путь познания начинается с формирования центра, имеющего отношение к голове. Учение йоги, которое сохранило исходную организацию, идет прямо противоположным путем, т. е. начинает с «низших» центров. Позы тела, дыхательные упражнения и мантры, применяемые в некоторых школах йоги, должны рассматриваться в исторической перспективе и, по мнению Штайнера, не столь необходимы для современных людей. Если эти упражнения не связаны с соответствующим восточному учению образом жизни, они могут стать просто опасными. В заключение мне хотелось бы привести несколько личных соображений. То, что я здесь изложил, задумано как помощь для тех людей, которые понимают, что существуют различные пути упражнения и хотят сделать собственный сознательный выбор. Я попытался представить все как можно более объективно, однако не могу и не хочу скрывать того факта, что я сам сделал выбор. Я чувствую глубокое почтение к традиционным, последовательно проводимым формам учения йоги, однако считаю, что антропософский путь упражнений более подходит для современных людей, по крайней мере, на Западе.
Date: 2015-10-19; view: 304; Нарушение авторских прав |