Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Помехи внутри мыслительной, эмоциональной и волевой жизни
Любая совместная жизнь людей осложняется или делается невозможной, если ломаются общепризнанные «модели» взаимодействия мышления, чувств и воли (стремлений). В своей книге «Психиатрия и психогигиена» шведский психиатр Гуннар Лундквист (Gunnar Luhdquist, «Psychiatrie und Mentalhygiene») приводит наглядные примеры нарушений, идущих из интеллектуальной, эмоциональной или волевой жизни и распространяющих затем свое влияние на другие психические функции. Лундквист описывает одного молодого человека, который стал молчаливым и задумчивым и все больше отстранялся от своих знакомых. В конце концов он стал жаловаться, будто бы его коллеги плохо о нем говорят. Ему также казалось, что они с усмешкой посматривают на него, делают таинственные гримасы и подают друг другу тайные знаки. Скоро у него появилось чувство, что один человек его гипнотизирует, правда, он не мог сказать, как это осуществляется и как он при этом себя чувствует. Он жил все больше в своем собственном мире и воображал себе, что он в некотором роде «всемирный президент». Несомненно, он стал жертвой бредовых идей, расстройства мышления. В процесс была втянута также эмоциональная и волевая жизнь. Следствие — подавленность и пассивность. Процессы, берущие свое начало в жизни чувств, принимают другое течение. Лундквист сообщает о пожилой женщине, страдавшей тяжелой депрессией и в связи с этим обратившейся к врачу. Она вела себя спокойно и молчаливо, ее выражение лица было грустным и неподвижным. На вопросы врача она отвечала совершенно ясно, но ее описания были крайне мрачными. Она была убеждена в том, что ее жизнь будто бы приближается к концу и все бессмысленно. Кроме того, она жаловалась на боли в желудке; однако, проведенное в связи с этим обследование ничего не показало. Ее страдания были «душевными» и с течением времени распространились на области интеллектуальной и волевой жизни. Это привело к различным бредовым идеям, и ее дееспособность становилась все более ограниченной. Лундквист рассказывает о другом пациенте, у которого нарушения также исходили из эмоциональной жизни, но симптомы были совершенно противоположного рода. Один продавец средних лет, который всегда был прилежным, предприимчивым и «легко входящим в контакт с клиентами», становился постепенно все более деятельным и кипел идеями. Его словоохотливость заметно увеличилась, он сновал повсюду и пытался привлечь к своим проектам всевозможных друзей и знакомых. Он становился все менее целеустремленным, не проявлял больше терпения, перепрыгивал от одного к другому и хотел сразу сделать все дела. Ход его мыслей становился все быстрее и быстрее, потом начались скачки мыслей, одна идея мгновенно сменяла другую. В конце концов ему пришлось отказаться от своей работы. Самые тяжелые нарушения — это, по всей видимости, те, которые исходят из волевой жизни. Они появляются либо как стереотипное повторение определенных слов, жестов или других действий, либо как неспособность к действиям или нежелание действовать. В обоих случаях эмоциональная и интеллектуальная жизнь несут печать повышенного равнодушия. У страдающих шизофренией пациентов очень четко можно видеть, как в той или иной степени разрушается нормальная связь между мышлением, чувствами и волей. Больной может смеяться в печальной ситуации, плакать в радостной и т. п. Болезнь может зайти так далеко, что пациент не хочет есть, ни на что не отвечает, не обращает внимание на неопрятность и даже не реагирует на уколы иголкой. Нельзя четко провести границу между состояниями, которые можно считать «нормальными» или «ненормальными». Эти состояния переливаются друг в друга и должны оцениваться индивидуально, с учетом культурной среды. Однако у любого человека где-то есть невидимая преграда, которую можно в некоторых случаях пробить посредством невротических или истерических состояний. Но явные случаи действительного «расслоения личности» встречаются довольно редко. По данным Лундквиста, доля больных шизофренией обычно составляет приблизительно 1 % населения. Идея, что мысли, чувства и воля, как правило, могут быть до некоторой степени связаны, основано не только на образце поведения, запечатленном в результате воспитания или иных моральных установок. Не менее значимо для этого то, что три психические силы — каждая своим особенным образом — обычно очень глубоко связаны с физическим организмом. Date: 2015-10-19; view: 402; Нарушение авторских прав |