Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гете и его современники
Гете, без сомнения, был одной из самых влиятельных личностей культурной жизни своего времени. То, что он писал, — а также в широком понимании то, что он говорил и делал, — сопровождалось неиссякаемым потоком комментариев. Само собой разумеется, его естественнонаучные исследования приводили ко множеству дискуссий. Некоторые положения о «метаморфозах растений» быстро были включены в общеупотребительный научный понятийный аппарат. Но его идеи о «созерцательной силе суждения» не смогли добиться признания. Исследователи природы того времени, в первую очередь, были собирателями материала. Их работы содержали массу детальных наблюдений, которые часто группировались и систематизировались по довольно механическому принципу. Сама по себе грандиозная система Карла Линнея с бесконечными перечислениями пестиков, тычинок и лепестков венчика во многом была дитя своего времени. Но даже у исследователей и мыслителей, которые были глубоко не удовлетворены этой формой науки, Гете не встретил большего понимания. Характерным примером является рассказ Гете о разговоре, который состоялся в июле 1794 года с Фридрихом Шиллером, его будущим другом. Они оба пришли на доклад по ботанике в естественнонаучном обществе в Йене. Затем, после доклада, когда они заговорили, Шиллер выразил сожаление по поводу разделенного на части мышления, недостаточного охвата материала в целом, что было присуще методам работы современных им исследователей природы. Гете показалось, что он встретил единомышленника. Он проводил Шиллера домой и рассказал о своих собственных исследованиях. При помощи «некоторых характерных росчерков пера» он описал символическое прарастение. Однако Шиллер реагировал примерно так, как и можно было ожидать от философски образованного человека того времени, — и, как скорее всего, реагировали бы все. Он ответил: «Это не опыт, это идея». Гете был поражен, но взял себя в руки и скрыл недовольство. Вместо этого он ответил: «Что ж, мне очень приятно, что я имею идеи, не зная об этом, и даже вижу их глазами». Здесь может возникнуть впечатление, что Гете понимал «созерцательную силу суждения» так же, как нормальное чувственное зрение. Однако он едва ли так думал. Он, правда, писал, что «праобразное» у растений может быть постигнуто только, если «глаза духа» будут постоянно и живо связаны с глазами тела. Но что, собственно говоря, он хотел этим сказать? Известно, что Гете было трудно непосредственно описать достигнутые им познавательные возможности. Он не был квалифицированным мыслителем. Философия и теория познания принадлежали к тем немногим теоретическим областям, к которым он относился как посторонний. Среди широкого круга друзей, специалистов и любознательных посетителей, с которыми он постоянно контактировал, Гете часто чувствовал себя очень одиноко. Многие мысли и инициативы, которые были для него важнее всего — а к ним, без сомнения, принадлежали его естественнонаучные основополагающие идеи, — дискутировались, однако они были и остались непонятыми. Date: 2015-10-19; view: 1258; Нарушение авторских прав |