Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд на живое





Франс Карлгрен

Антропософский Путь Познания

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одноэтажный светлый домик Франса Карлгрена стоит на окраине небольшого шведского городка Иерна; это в полусотне километров от Стокгольма. На небольшом огороженном участ­ке около дома гуляют козы и курицы. Дом стоит фасадом к уз­кой дороге, а сзади к нему почти вплотную подступает лес. По дороге время от времени проедет одинокая «Вольво» или «Сааб», а за просветами перелесков вдали проблескивает серебри­стая гладь Балтики. — Хозяин дома (высокий, в брезентовой штормовке, ему уже за шестьдесят пять) похож на крестьяни­на. У него широкое открытое лицо, с русым чубом, большие рабочие руки, неторопливая и раздельная речь. Франс Карл­грен, как и многие антропософы, немало работает руками. А еще он учитель, много лет преподает в стокгольмской «Кри­стофер-школе», в Йернском «Рудольф Штейнер Семинаре». И он один из наиболее известных шведских антропософов, автор целого ряда книг об антропософском движении, о вальдорфской педагогике, об истории.

Общепризнанно, что его книгам удается сочетать в себе ос­новательность, глубину, научность подхода — с простотой и про­зрачностью изложения. Его друзья иногда говорят: «Франс тратит массу времени на то, чтобы придти в результате к че­му-то «простецкому». Но все понимают, что это добрая шутка; придти к простоте — это как раз самое сложное.

Так и эта книга. В ней автор попытался обрисовать суть современного антропософского пути внутреннего развития чело­века. По словам Рудольфа Штейнера, основателя антропософии, «это путь познания, на котором духовное в отдельном человеке может придти к духовному во вселенной». Один из главных принципов здесь — это принцип осознанности. И поэтому Франс Карлгрен попытался — компактно и разносторонне — развернуть широкий «контекст осознания».

В книге дана широкая духовно-историческая панорама воп­роса. Читатель узнает о гётеанизме, как о важнейшей предпо­сылке антропософии; о фундаментальной проблеме «живого познания жизни»; о духовно-душевном существе человека, о его бессмертном и неуклонно развивающемся ядре; о различ­ных путях внутреннего развития, отвечающих различным исто­рическим эпохам, различным «возрастам человечества» (о по­священиях в древности, о йоге, об античных ритуалах и т. д.).

В центре книги — антропософский внутренний праксис: кон­центрация, медитация, моральные упражнения, ступени сверх­чувственного познания. Показан современный, научный харак­тер этого пути — решительно отличающийся от различных, вновь всплывающих ныне направлений атавистического яснови­дения, транса и медиумизма. Антропософская духовность ясно отличена от нарастающей ныне, порой мутноватой, волны мис­тицизма.

Завершает книгу тема культурно-обновляющего импульса антропософии (духовная наука в вальдорфских школах, на биолого-динамических фермах, в лечебно-педагогических заве­дениях, в искусстве и банковском деле и т. д.). Читатель, осо­бенно наш, российский, имеет возможность задуматься: много ли сейчас резона бесконечно говорить и спорить о «духовности» как таковой (о бесконечных философских и эзотерических «системах», «программах», «концепциях» самих по себе, на уровне «духовных идеологий»), — или же здесь, и особенно сей­час, весьма уместно вспомнить добрый совет Гёте: «Лишь плодотворное цени»

... Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сей­час целые народы, может быть всё человечество в целом, пы­таются осознать кошмар этого столетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическая деградация и т. д., и т. п), пытаются как бы очнуться от его ужасов, стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, что силы, вызывавшие всё это, более не действуют. Эти силы, ко­ренящиеся в нашем сознании, весьма активны, — и вспышки чудовищного национализма или же безудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из их проявлений. Но мож­но почувствовать, что появляются и новые, нежданные и свежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штайнер главную свою философскую книгу назвал «Философия Свободы». Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе, имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия. (А. Пинский)

 


ВЗГЛЯД НА ЖИВОЕ

Лето. Мы идем по лугу и собираем растения; скорее всего это маргаритки лютики и молочный бодяк. Мы особенно обра­щаем внимание на то, чтобы взять целиком стебель, все листья и, по возможности, часть корневой системы.

Если мы рассмотрим теперь листья на стебле по порядку, снизу вверх, то мы обнаружим, что нижние листья по форме отличаются от верхних. Все вместе они образуют ряд, в кото­ром каждый лист представляет собой новую стадию некоторо­го процесса развития. Все три вида растений являются хоро­шими примерами этого феномена.

Ряд начинается с маленьких простых листовых структур, ко­торые постепенно становятся больше и все сильнее дифферен­цируются. Соответствующие черенки листьев также постепенно преобразуются и появляется дольчатая форма листа. Постепен­но опять наступает уменьшение и упрощение, в особенности у листьев, которые находятся непосредственно под цветком.

Такой ряд, в котором каждый член по своей форме является преобразованием предыдущего, называют закономерным мета­морфозом (преобразованием).







Date: 2015-10-19; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию