Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н. М. Щелованов⇐ ПредыдущаяСтр 58 из 58
Работы института по изучению мозга и психической деятельности в направлении изучения проблемы труда 63. Институт по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде есть ученое и научно-практическое учреждение, организованное по инициативе академика В. М. Бехтерева Народным Комиссариатом Народного Просвещения в 1918 г. 333 Задачей института является всестороннее изучение человеческой личности, условий ее развития и деятельности. В направлении разрешения этой общей задачи в настоящее время ведутся научно-экспериментальные исследования организованными Институтом <...> лабораториями: лаборатория анатомии мозга, гистологии мозга, биохимии мозга, бактериологии мозга, рефлексологии, экспериментальной психологии, умственной и нервной гигиены, психотерапии, детской психологии, экспериментальной педагогики, психологии профессиональных групп, центральной лаборатории труда. Однако поставленная институтом задача всестороннего изучения личности не может быть полностью разрешена путем одного лишь научно-экспериментального изучения организма (главным образом нервной системы) и различных психических функций в лабораториях. Человеческая личность не есть нечто существующее само по себе, вне связи с окружающей действительностью. В своем развитии она подвергается многообразным воздействиям окружающей среды, физической и социальной, и со своей стороны, в процессе общения с людьми, участия в общественной жизни в своей деятельности оказывает на среду непосредственное воздействие. И только в результате взаимодействия внутренних факторов или природных сил человека и влияния на них упомянутых внешних факторов формируется, достигая того или иного уровня развития, получая то или иное внутреннее содержание, конкретная человеческая личность. Таким образом, всестороннее изучение личности ведет к рассмотрению взаимодействия личности и среды, с одной стороны, в отношении выяснения влияния совокупности всех жизненных условий на личность, в частности к изучению вопросов воспитания, влияния на личность того или иного рода профессиональной деятельности и пр., и, с другой стороны, в отношении воздействия личности на окружающую среду, т. е. главным образом к изучению человеческой деятельности, человеческого труда и творчества. Имея в виду эти вопросы, Институт по изучению мозга и психической деятельности с первого момента своего существования в своих работах уделял особое внимание проблемам воспитания и проблемам труда <...> Причинами, обусловившими особый интерес, который 334 был проявлен институтом и его сотрудниками к изучению вопросов труда, являются: а) наличность указаний тесной связи этих вопросов с основной задачей института — изучением личности, б) огромное государственное значение, которое могут иметь результаты изучения труда при использовании их в деле организации труда, в решении таких, например, вопросов, как распределение рабочей силы по разным отраслям профессиональной деятельности на основании определения наличности и степени развития у человека тех свойств организма и психики, которые необходимы для выполнения различного рода профессиональной работы; установление таких форм организации труда и способов выполнения работы, которые с наименьшей затратой нервно-психической энергии давали бы наибольшую продуктивность в количественном и качественном отношениях и в то же время обеспечивали бы благоприятные условия для сохранения здоровья и развития личности трудящихся; для установления временных норм работы, ее продолжительности, отдыхов и пр. на основании законов утомления и восстановления сил человека и ряд других вопросов <...> Уже первоначальным планом института, представленным в Народный Комиссариат просвещения в 1918 г., <...> был предусмотрен специальный Отдел профессиональной психологии с особой при нем лабораторией для научного исследования психофизических особенностей трудящихся в связи с выбором ими той или иной профессии. <...> Задачи данного отдела и план его работ в общих чертах были намечены в докладах академика В. М. Бехтерева, профессора Н. А. Гредескула и профессора В. П. Кашкадамова Ученой конференции института <...> (Эти доклады и план обследования напечатаны в «Вопросах изучения и воспитания личности») № 1. Этим планом в основу деятельности отдела труда была положена идея рационального использования рабочей силы трудящихся в целях достижения максимума производительности при условии, однако, всестороннего сберегания здоровья и личности трудящегося. Изучение трудового процесса должно было производиться: 1) в естественной обстановке труда — на фабриках и заводах в отношении непосредственного наблюдения и экспериментирования рабочих и условий их работы, и 2) в специальной лаборатории труда в самом 335 институте, где полученные данные должны проверяться и углубляться путем специальных и более точных исследований с применением соответствующих технических средств и методов экспериментального изучения <...>
335 Работы ЦИТа 64 ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ А. К. ГАСТЕВА НА ПРЕЗИДИУМЕ ВЦСПС И ПРЕЗИДИУМЕ ВСНХ СССР § 1. Работы ЦИТа могут быть разбиты по проблемам на следующие главные разделы: а. Подготовка кадров. б. Организация труда. в. Организация производства. г. Техническая реконструкция. д. Проектировочные работы. е. Клинические работы по измерению производственных и трудовых процессов. ж. Производственный политехнизм. § 2. В области подготовки кадров ЦИТ разработал методы, программы и организацию подготовки промышленных кадров по всем основным отраслям промышленности и по квалификациям, начиная с работника-оператора и кончая методикой формирования заведующих производством, в пролетах, цехах и отделениях предприятий. § 3. В области организации труда ЦИТ, кроме работ по проведению простого расчленения, разработал для ряда основных отраслей промышленности системы функциональной организации труда, соответствующей реконструктивному периоду. § 4. В области организации производства ЦИТом разработаны методы совершенствования технологических процессов путем простейшей классификации и применения к станкам и рабочим местам приспособлений трех типов шаблонов, направителей и водителей. § 5. В области технической конструкции ЦИТом разработаны и углубляются разработкой методы конструктивных упрощений и стандартов, деталей механизмов и машин на основе скорого монтажа. 336 § 6. Проектировочные работы ЦИТа в основном разрешают проблему планирования в области производственных кадров и организации труда. § 7. Клинические работы производятся ЦИТом по измерению организационно-производственного поведения работника, а также по контролю работы организма работающего. В то же время клиника разрешает задачу сочетания показателей организационного и биологического порядка. § 8. Работы в области политехнизма ЦИТом ведутся главным образом в области конструирования политехнического оборудования на основе перемонтажа рабочих мест, механизмов и машин <...>
336 Отчет о деятельности Казанского Института Научной организации труда 65 (апрель 1921 — октябрь 1923) В марте 1921 г. была созвана Казанская городская конференция по НОТ, в апреле 1921 г. было организовано при Татпрофсовете бюро научной организации труда; в апреле 1922 г. — бюро НОТ перешло в ведение Татнаркомтруда как институт научной организации труда. Работа все время шла в направлении изучения труда и производства по линиям: 1) техники управления, 2) психофизиологической и психотехнической, 3) гигиенической, 4) экономической, а также в области пропаганды, издательства и практического участия в восстановлении хозяйства, концентрации и подготовки самостоятельных научных работников в разных областях НОТ, сотрудничества с русскими и заграничными учреждениями, изучающими труд. 1. Техника организации и управления Создан кабинет «Организация производства и управления». В кабинете работают четыре сотрудника (профессор Д. Н. Зейлигер, инженер И. М. Бурдянский, инженер С. Ф. Флавицкий, ассистент М. Гефтер). Выработана схема нормальных функций учреждений, на 337 основе которой даются консультации учреждениям. Разработан вопрос о нормальном аппарате Губсовнархоза. Разложена на элементы проблема архитектурного планирования. Разработаны рациональные системы делопроизводства, регистратуры, техника учета и статистики в профсоюзе. Разработана методика обследования учреждений. Ведется работа, по поручению Татгосплана, по пересмотру и нормализации штатов всех учреждений ТССР. Ведутся работы двух опытных станций по организации аппаратов Татсовнархоза и союза совработников; намечается открытие ряда станций совместно с Татсовнархозом на предприятиях и в трестах. 2. Психофизиология и психотехника Опубликованы работы по исследованию связи между скоростью работы и предшествующим мышечным напряжением, о зависимости скорости работы от настроения и темперамента. Разработан вопрос об утомлении швейников и словолитчиков, о гипнотическом методе внушаемости, о внушенном утомлении, об умственной утомляемости, о женской трудоспособности и др. В области психотехники (имеется своя лаборатория) составлена схема для изучения и характеристики профессий, по которой шли обследования и составлялись профили ряда профессий (педагог, инженер, врач, бухгалтер, библиотекарь), обрабатываемые для печати. Шли работы по определению пригодности к умственному труду; обследованы вагоновожатые казанского трамвая, давались консультации амбулаторно. (В отделе работают профессор Н. А. Миславский, профессор К. И. Сотонин, доктор М. А. Юровская и А. Р. Лурия).
337 Работа психотехнического отделения института экспертизы трудоспособности инвалидов 66 Организация психотехнического отделения в Институте относится к 1930 г., т. е. к первому году существования Института. Такое раннее основание отделения объясняется осознанием принципиальной важности функционального подхода к анализу психофизиологического 338 состояния лиц, подвергающихся экспертизе трудоспособности. Клинический диагноз, обнимающий длинный ряд вариаций болезненных состояний, по-разному отражающихся на работоспособности, требовал существенных дополнений с точки зрения функциональных методов исследования для того, чтобы получить полноценное экспертно-клиническое заключение о трудоспособности. С другой стороны, состояние больного, выражающееся в том или ином снижении функций организма, должно быть сопоставлено с теми требованиями, которые конкретная профессиональная работа предъявляет к человеку. Практическое разрешение и теоретическое обоснование этих двух важнейших задач экспертизы трудоспособности и явилось основной целевой установкой в работе психотехнического отделения. <...> Необходимо отметить, что обе сформулированные задачи представляют огромные трудности и для их разрешения нужны серьезные методические исследования. В литературе и в практике накоплен большой материал по качественному анализу и описанию отдельных психологических особенностей поведения при различных заболеваниях. Но в основном этот материал имел целью только качественное описание для характеристики той или иной нозологической единицы и никак не связывался с такими жизненно важными вопросами, как оценка трудоспособности. С другой стороны, весь огромный материал по вопросам профподбора и профконсультации прорабатывался на нормальных здоровых людях, большей частью не имевших никакой предварительной квалификации. Вся сложность стоящей перед нами задачи заключается в том, чтоб внести единство в эти до сих пор разобщенные области исследования. Для систематического разрешения проблемы профконсультации ограниченно трудоспособных необходимо было разработать специальную психологическую классификацию профессий, так как эти контингенты больных в большей части имеют определенную квалификацию и должны быть по возможности использованы в такой области труда, в которой их предшествующие навыки и знания могут быть перенесены с меньшими усилиями. Все эти трудности и невозможность откладывать 339 практическое разрешение задачи, несмотря на недостаточную разработанность теоретических обоснований, потребовали от первых работников психотехнической лаборатории большой осторожности в развертывании работы. Перед ними стояла задача накопить и освоить этот новый для психотехники материал и на основе его анализа сформулировать принципы психотехнической работы с ограниченно-трудоспособными. Больные, направлявшиеся в лабораторию из ВТЭКов, поликлиники и стационара Института, подвергались индивидуальному исследованию по широкой, стандартно установленной программе. Прохождение ежедневно массового материала разнообразного характера помогло работникам накопить опыт в оперировании с различными Casus’ами которых так много в экспертизе <...> Этот этап также характеризуется стандартными методами исследования, по большей части заимствованными из практики клинических исследований по методу Г. И. Россолимо, и некоторыми методами, применяющимися при профподборе <...> Накопленный материал, его анализ выявил и необходимость решить целый ряд сложнейших вопросов, касающихся, с одной стороны, разработки специфических для различных нозологических групп методов исследований в связи с клинической симптоматикой (что стоит в непосредственной связи с переходом от изучения больного вообще к изучению больных с дифференцированным диагнозом и именно для установления такого диагноза) <...> Углубление методической работы было связано с переходом от экстенсивных, казуистических исследований с однократными универсальными методами исследования, к интенсивным методам работы, не суживая объем массовой практической работы, но рассматривая отдельный случай как целенаправленный эксперимент, на котором должны быть проверены и вскрыты некоторые возможности обобщения. В связи с этим <...> были подвергнуты сомнению и общие теоретические положения, лежавшие в основе прежней работы. Если раньше считалось возможным ограничиваться констатацией состояния таких универсальных психологических функций, как память, внимание, интеллект и т. п., то на новом этапе невозможно оставаться на таком уровне исследования, разделяющего единый комплекс человеческой сознательной деятельности 340 на ряд механически связанных качеств. Поэтому в основу работы был положен принцип анализа работоспособности при смене нагрузок и усилий различного содержания и направленности. Уже на первых ступенях исследования оказалось, что больные отличаются не столько кардинальными нарушениями структурного типа, делающими абсолютно невозможным то или иное ранее сложившееся действие, сколько проявляют значительные затруднения при реализации этих умений, в связи с трудностями активизации усилий, неравномерностью их, лабильностью. Причем эти затруднения в различных патологических ситуациях проявляются по-разному — в одних случаях особенно затруднительны ситуации, в которых человек должен сам сконструировать способ работы, или спланировать свои действия, принимая во внимание все необходимые условия, в других же непосредственное напряжение, необходимое для длительного действия, обнаруживает повышенную колеблемость и сопровождается ощущением пресыщения, потери цели, сменой установок, истощением и т. п. <...> Таким образом, лабораторией существенно были пересмотрены не только применяющиеся методы, но и их методологические обоснования. Вместо прежних традиционных методов исследования памяти, внимания, интеллекта и т. п. отделение стало рассматривать объективные проявления особенностей работоспособности больного в ситуации, требующей некоторой активности в смысле различных форм опосредования данных опыта при запоминании, проявления напряжений, связанных с необходимостью переключения, проявления аффективно-действующих раздражений и др. ситуаций. В результате проведенных работ по всем методам исследования отделение получило некоторый систематический материал, характеризующий типические отклонения от нормы при тех или иных заболеваниях. Так, в работе Н. М. Костомаровой были выделены специфические дефекты в области интеллекта, так называемые «интеллектуальные действия», которые являются ранней симптоматикой начинающегося снижения интеллектуального уровня при заболеваниях типа церебрального артериосклероза, церебропатии. Такие больные, не обнаруживая заметных дефектов понятийного мышления, обнаруживают «жесткость психических 341 структур, замедленность ориентировки и малый охват условий при планировании действий <...> Работа Э. А. Коробковой и М. Г. Савич по исследованию работоспособности невротиков позволила дифференцировать невротиков на несколько групп по особенностям их поведения в различных трудовых ситуациях. В плане трудоустройства невротиков особенно интересно то, что для некоторых невротиков работы преимущественно моторного типа организующе действуют на работоспособность и при наличии регламентированных условий работы продуктивность их повышается <...> Параллельно с этой работой, стремящейся углубить клиническую линию исследования, была поставлена тема по разработке принципов классификации профессий для трудоустройства ограниченно-трудоспособных (Р. А. Гальперин). В этих работах отделение также старалось осуществить общую концепцию характера, типа и содержания работоспособности, как существенного критерия для дифференциации различных трудовых деятельностей <...> Для характеристики значимости психотехнической работы в общем комплексе экспертно-клинических исследований могут быть приведены материалы корреляции между заключениями психотехнического отделения и заключениями выписной комиссии, проведенной на материале случайно взятых 185 больных. Мы видим, что по диагонали, характеризующей полное совпадение общих рядов, сконцентрировано огромное большинство рассматриваемых случаев. Коэффициент корреляции по данной таблице равен 0,807, процент расхождения 8%. Конечно, эти результаты еще не свидетельствуют об объективной значимости наших заключений, так как здесь не приведены данные сопоставления с производственной эффективностью нашей работы, т. е. реальные результаты трудоустройства, но и по этой линии отдельные прослеженные случаи говорят о больших совпадениях с данными практики <...> Проведенные методические исследования позволяют дальнейшее развертывание работы по линии углубления анализа дефектов работоспособности. Нами в 1936 г. ставятся чрезвычайно важные вопросы о значении компенсаций, приспособляемости и упражнения в остаточной работоспособности ограниченно-трудоспособных. 342 Вся тематика исследовательской работы отделения перестраивается под углом зрения развития динамики и упражнения, которые в практическом плане связываются с большой работой по активному трудоустройству наших больных <...> В качестве новой не только для Института, но и для всей психотехнической дисциплины, отделение на базе этих производственных исследований включается в постановку проблемы восстановительного упражнения.
342 Десять лет Профконсультационной Лаборатории 67 В мае 1934 г. исполнилось 10 лет со дня основания Ленинградской Лаборатории Профконсультации, которая была организована по инициативе А. Ф. Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. Лаборатория с самого начала своей работы повела как исследовательскую, так и оперативную работу по психотехническому обследованию и профконсультации ленинградских школьников. В июне 1924 г. Лаборатория совместно с Облоно, организовала первые конференции окончивших трудовые школы по выбору профессий, в этом же месяце была проведена в организованном порядке регистрация на Бирже труда и консультация окончивших школьников, желающих получить работу. За первый год своего существования Лаборатория организовала в школах 18 конференций и собраний с выпускными классами, которые посетили 2500 человек, первые профориентационные экскурсии на производстве и в учебные заведения. Было проведено психотехническое обследование 1100 учащихся <...> <...> По ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке Директора института мозга профессора В. М. Бехтерева Наркомтруд ассигнует средства на организацию при Институте мозга первого в СССР Бюро Профконсультации, и в апреле <...> 1927 г. оно открывается. За 1927/28 г. Ленинградское Бюро пропустило через обследование 2700 подростков. С этих пор история Лаборатории тесно переплетается 343 с историей Бюро, так, там на базе Лаборатории организуется в 1928 г. научно-исследовательский отдел Бюро, с которым и объединяется Лаборатория. На этот отдел Наркомтрудом возлагается организация профконсультационных бюро в РСФСР, методическое руководство их работой и проведение научно-исследовательской работы по профконсультации. В 1928 г. сотрудниками научно-исследовательского отдела Бюро, командированными на места, были организованы четыре бюро: в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иванове-Вознесенске и Брянске. В этом же году т. Кларк командируется на Украину и организует Бюро в Киеве и Одессе. В 1929 г. научно-исследовательским отделом были открыты профконсультации в Перми, Ярославле, Шахтах <...> С 1930 по 1933 г. были открыты еще 47 Бюро профконсультации <...> За время существования Лаборатории по методам, разработанным в Лаборатории, было обследовано около 7.600.000 человек по всему СССР. При участии и руководстве Лаборатории организована вся сеть профконсультационных Бюро в РСФСР и 2 — на Украине <...>
Date: 2015-10-19; view: 978; Нарушение авторских прав |