Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. К. Платонов





Пути и некоторые итоги работы психофизиологической лаборатории Горьковского автомобильного завода 59

 

Отставая только на несколько месяцев от пуска завода, Психофизиологическая лаборатория автозавода в мае 1934 г. отметила двухлетие своего существования. Неослабевающий ее рост, наличие реальных практических достижений и некоторые методологические особенности позволяют нам считать целесообразным показ ее работы в прессе, несмотря на то, что она и поныне не может считаться полностью организованной и оформленной. Мы еще не многое успели сделать, многие наши начинания рассыпались, не принесли ожидаемого эффекта (например, попытки в помощи расшивки узких мест); лабильность неотстоявшегося технологического процесса ГАЗ и внутрицеховая текучесть срывают практическое проведение целого ряда полученных нами выводов, но главное и основное в наших руках — мы знаем, что мы должны делать на заводе, и мы знаем как мы должны это делать. Мы нашли свое место в жизни производства. И мы считаем, что это наше основное и несомненное достижение.

В построении нашей работы в выборе тематики мы прежде всего пытались найти здоровую равнодействующую между запросами завода и научными возможностями. Мы более всего боялись впасть в одну из равно возможных ошибок — отрыва теории от практики или вульгаризацию методов научной работы.

322

В основу же нашей работы нами положены были два принципа: принцип комплексности и принцип концентризма <...> Необходимо отметить, что к концу первого года своего существования Психофизиологическая лаборатория, сконцентрировав вокруг себя всю научно-исследовательскую работу по организации и оздоровлению труда, переросла в исследовательский сектор, в который, кроме нее, входят кабинет производственной физкультуры, непосредственно связанный с лабораторией, санитарно-гигиеническая лаборатория, статкабинет (по учету и анализу травматизма и заболеваемости) и музей, строящие всю работу по единому комплексному плану.

С самого начала наша работа шла <...> по двум основным руслам: расстановка рабочей силы и рационализация условий режима труда и отдыха.

Работа по расстановке рабочей силы в основном строится по следующей схеме. Исторически мы начали работу с изучения рабочих мест и профессий с точки зрения формы применения женского труда. Работа являлась частью комплексной темы «Женский труд на ГАЗ», проводимой лабораторией совместно с научно-исследовательской базой по труду и технормированию. Проведенное совместно с производственниками, врачами центрального и цеховых здравпунктов и рядом привлеченных специалистов поголовное, хотя и ориентировочное обследование всех рабочих мест ГАЗ позволило систематизировать все места и профессии каждого цеха на группы, где женский труд 1) применим исключительно, 2) применим частично или требует профподбора, 3) неприменим, 4) применим после соответствующей рационализации, 5) выяснение вопроса требует специального, более глубокого изучения.

Проведенная работа, помимо целого ряда параллельных выводов, дала возможность экономисту С. Д. Индрупскому составить план внедрения женского труда на ГАЗ на вторую пятилетку, в разрезе цехов, специальностей и разрядов.

Комплексируя свою работу со статкабинетом и здравпунктами, мы в настоящий момент разрабатываем ряд вопросов взаимовлияния женского организма и производственной среды и организуем специальный гинекологический медпрофотбор женщин, поступающих на отдельные участки (например, авто- и электрокарщицы, крановщицы и т. д.).

323

Параллельно с идущей проверкой полученных списков нами проводится разработка вопроса о применимости труда подростков и частично (тема намечена к развертыванию в 1935 г.) использования остаточной трудоспособности по отдельным группам рабочих мест и профессий. К комплексной теме «Труд подростка ГАЗ» привлечен сектор ОЗП горьковского Института соцздравоохранения.

Принцип концентризма в указанных работах проводится в охвате вопроса тремя одновременными концентрами — общий охват всего завода, детально отдельных типичных и характерных точек и углубленное изучение отдельных опорных участков, и тремя концентрами во времени — общий, но беглый охват всего завода, позволивший дать практический план внедрения женского труда и коррегировать имеющиеся искривления, современная детальная проверка и последующее углубление отдельных вопросов.

Изучение рабочих мест и профессий одновременно ведется врачом лаборатории (т. Речкиным) с привлечением специалистов центрального здравпункта и цеховых врачей для разработки списков соматических противопоказаний и требуемых форм медпрофподбора по узким специальностям каждого цеха. Понятно, эта работа комплексирована с изучением труда женщин и подростков.

С точки зрения форм профподбора, все профессии ГАЗ нами разбиты на три группы: 1) не требующие никакого профподбора, 2) требующие специального (психотехнического или медицинского) профподбора и 3) требующие только медицинского профподбора.

В настоящее время психотехнический профподбор мы ведем для кандидатов наборов в ФЗУ, опасных и ответственных профессий и отдельных «экспертных» направлений. Форма каждой работы определяется специально разработанными схемами и инструкциями.

Наборов в ФЗУ мы провели два (400 и 700 человек) и сейчас проводим третий. Первый набор проводился по тестам И—2, КТ—2, давшим весьма неудовлетворительную картину. Это заставило нас подобрать соответственный комплекс тестов, оформленный нами под редакцией С. М. Василейского — постоянного консультанта лаборатории. В основу комплекса были положены предыдущие комплексы С. М. Василейского — технические

324

задачи были выбраны из КТ—2 путем анализа решаемости каждой задачи <...> Кроме того, в комплекс вошли ряд коллективных вещественных тестов (куб Линка, наша модификация доски Кембля, ламповый тахистоскоп, звонки, глубинный глазомер).

Данные комплексы тестов на испытание общего (О) и технического (Т) интеллекта на первый временный концентр были положены нами в основу большей части работы с добавлением некоторых индивидуальных аппаратов. Понятно, что расценки разных групп применяются различные, и в частности, с обязательным учетом образовательной базы. Второй набор ФЗУ мы проводили уже по своей методике, и наличие психологического профиля, переданного нами в педагогический кабинет ФЗУ, в контакте с которым ведется вся наша работа по ФЗУ, весьма облегчило его дальнейшую работу.

При работе ФЗУ мы преследуем две (разновременных в первом наборе и одновременных во втором) цели — распределение имеющегося контингента по имеющимся производственным группам с минимальным общим отсевом по соматическим противопоказаниям) и комплектование однородных учебных групп.

Профподбор на ответственные и опасные профессии (авто- и электрокрановщики, авто- и электрокарщики, паровозные машинисты и их помощники, сцепщики, лифтеры, машинисты на паровых молотах, прессовщики, хронометражисты и работники цеха механизированного учета), узаконенный приказом дирекции и колдоговором, в настоящее время ведется по ориентировочной методике, параллельно продолжающемуся изучению этих профессий и установлению контакта с центром для получения типовых методик и уточнения таковых на месте.

Критерием психотехнического профподбора мы брали помимо фактора аварийности систематическое и уловимое влияние на качество и производительность труда на ответственных участках производства, несоответствие имеющихся и требуемых психотехнически уловимых качеств.

Все лица, поступающие на профессии, входящие в третий список, проходят обязательный общий медосмотр у находящегося в системе здравоохранения врача, достаточно хорошо знающего производство и методологически

325

связанного с Психофизиологической лабораторией. В сомнительных случаях они им направляются к соответствующему специалисту. Лица, непригодные на данную профессию, направляются на другую соответствующую им группу профессий <...>

Экспертные испытания проводятся по направлению ВТЭК, цеховых врачей, работников техники безопасности и травматологического кабинета, с профконсультационной целью. Сейчас по этой линии в связи с более углубленным изучением травматизма (в комплексе со статкабинетом, травматологическим кабинетом, и сектором техники безопасности) проводится более широкое обследование травматиков-рецедивистов и выявление на тесте количественной и качественной роли личного фактора в травматизме.

Рационализация условий режима труда и отдыха ведется в двух плоскостях — разработки отдельных вопросов и комплексной работы на конкретных участках.

В плоскости разработки отдельных вопросов ведущими линиями являются: рациональная рабочая мебель, производственная физкультура и прибавочное время на утомляемость.

Работа по стульям (физиолог т. Михайловский) велась в плоскости разработки методологии проблемы рабочего стула и решения конкретных вопросов — кого сажать и на что сажать? Были разработаны «основные положения работы по внедрению рабочих стульев», изучены виды самопроизвольной посадки, проанализированы все места с точки зрения возможности посадки, опробован ряд централизованно изготавливаемых стульев и доказана их непригодность; сконструировано около 10 типов рабочей мебели из отходов и брака основного производства; произведено изучение повышения производительности труда при посадке (около 4%) и, наконец, на основании всего этого разработан конкретный план внедрения рабочей мебели по цехам и типам (всего 2500 стульев). В настоящее время силами завода организовано массовое изготовление стульев и внедрена первая партия — 1000 штук.

Работа по производственной физкультуре, непосредственно связанная с психофизиологической лабораторией (заведующий кабинетом т. Лукашевич), начавшаяся с сентября 1933 г., уже охватила 7 точек и более полутысячи человек. Физкультура проводится в виде утренней

326

вводной гимнастики и двух пауз в рабочее время, по специфическим комплексам, разработанным физкультработником при участии физиолога и психотехника. В настоящее время мы разрабатываем вопрос внедрения «микрофизкультуры» непосредственно в режим рабочих движений.

Вопрос прибавочного времени на утомляемость на современном этапе у нас сливается с работой в плоскости комплексного изучения и рационализации условий режима труда и отдыха, проводящегося бригадой из психотехника, физиолога, гигиениста, физкультурника, врача по профподбору, цехового врача, врачей-специалистов, работника по технике безопасности, производственников и нормировщика (понятно, с неравномерным, неодновременным и не всегда обязательным участием всех перечисленных работников). Работа подобного типа была проведена на больших молотах кузницы (в связи с работой бригады нормировщиков под руководством т. Образцова), сейчас заканчивается на одной из линий механического цеха (ведет т. Макаров). В результате последней работы мы изменили лойаут и произвели перестановку станков.

Требует упоминания наш подход к профессиографии и профилированию. Мы кладем комплексное изучение рабочих мест и профессий в основу всей нашей работы. И обратно — вся наша работа в конечном итоге есть накопление материала, характеризующего отдельные рабочие места и профессии нашего завода. Для организации и однотипности накопляемого материала в лаборатории разработаны психофизиологические паспорта рабочего места и трудового процесса и схема анализа профессий. Работа по профессиографии проводится также в трех концентрах — ориентировочного беглого изучения, детального изучения и углубленной экспериментальной проверки. Изучение профессий мы пытаемся строить (что технически не всегда удается благодаря оторванности от центра) прежде всего на анализе уже имеющегося литературного материала. Накопляя материал по изучению профессий в самых разнообразных плоскостях, мы стремимся к последующему оформлению его по однотипной схеме, проект которой положен в основу собирания материала и которая изменяется по мере работы с нею и над нею <...>


 

327

Date: 2015-10-19; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию