Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. П. Болтунов
Система профориентационной работы в выпускных классах общеобразовательной школы 36 В отношении всех подростков, кончающих нашу общеобразовательную политехническую школу в обязательном порядке, встает вопрос об их дальнейшем профессиональном образовании. С государственной точки зрения этот вопрос можно формулировать так: каким образом наиболее эффективно для народнохозяйственного и культурного строительства и в то же время наиболее воспитательно для самих подростков распределить их по профессиональным школам? С личной точки зрения самого подростка тот же вопрос можно формулировать так: в каких видах профессиональной деятельности я буду наиболее производителен и в то же время получу наибольшее удовлетворение? Эти вопросы и составляют проблему рационального выбора профессии в наших советских экономических и политических условиях. Вопрос о дальнейшем профессиональном образовании встает перед всеми подростками <...> в обязательном порядке потому, что наше народнохозяйственное и культурное строительство требует квалифицированных производителей общественных ценностей. Общеобразовательная школа обеспечивает непосредственно образовательные и воспитательные предпосылки для дальнейшего профессионального образования, а не для профессиональной деятельности. Переходной ступенью от общего образования к квалифицированному производительному труду должно быть профессиональное образование. Поэтому из года в год, по мере того, как растет спрос на квалифицированных работников, расширяется и прием в профессиональные школы. Понятно, что при этих условиях очень остро должен стоять вопрос о рациональном распределении всех подростков, окончивших общеобразовательную школу, по профессиональным школам, чтобы каждый подросток, поступивший в профессиональную школу, успешно окончил 224 ее и столь же успешно работал в той профессии, к которой подготовила его профессиональная школа. В соответствии с социалистическим понятием рационального выбора профессии, последний может быть произведен подростком, кончающим общеобразовательную школу, лишь при том условии, что он сознает всю общественную и личную значимость выбора профессии, что он имеет достаточно полное и точное представление о доступных для него видах профессиональной деятельности и ведущих к ним путях профессионального образования, что он правильно с социально-классовой точки зрения оценивает те и другие, что он осознал свои личные социально-трудовые навыки и способности, склонности и интересы и оформил их в профессиональные, что он признает необходимость подчинения узко личных мотивов выбора профессии общественным и государственным требованиям. Предпосылки такого рационального выбора профессии <...> реализуются как педагогической работой на протяжении всего периода учения и воспитания в школе, так, дополнительно к ней, системой профориентационных мероприятий в выпускных классах школы. В процессе программной учебной работы учащиеся <...> получают систематические знания об установках, достижениях и перспективах советского народного хозяйства и культурного строительства, частично — о назначении, условиях и требованиях различных видов квалифицированного труда. Осуществляемая школой система коммунистического воспитания должна вырабатывать у учащихся социалистическое отношение к труду и к требованиям народно-хозяйственного и культурного строительства. Производимый школой учет учебно-воспитательного продвижения каждого подростка обеспечивает в большей или меньшей мере оценочные данные, относительно образовательной подготовленности, трудовой пригодности и направленности каждого подростка. Чем больше успевает школа в указанных направлениях учебно-воспитательной работы, тем в большей мере подросток, кончающий <...> школу, оказывается подготовленным к рациональному выбору профессии. Однако и при самой совершенной постановке учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе все же необходимы дополнительные к ней профессионально-ориентационные мероприятия в выпускных классах, 225 когда неотложно требует разрешения вопрос о рациональном распределении подростков по профессиональным школам. Необходимо разъяснить всем подросткам сущность рационального выбора профессии в указанном выше смысле. Усвоенные в результате учения в школе знания о профессиях и путях профессионального образования требуют систематизации, расширения и углубления, с точки зрения рационального выбора профессии в данной экономической и политической ситуации. Образовавшиеся к концу школы оценки различных видов профессиональной деятельности и ведущих к ним путей профессионального образования должны быть проверены, уточнены и даже исправлены. С возможной определенностью должны быть выявлены социально-трудовые возможности и запросы подростков и специализированы в профессиональные. Личные профессиональные устремления подростков приходится согласовывать с перспективными государственными требованиями на различные виды квалифицированного труда. Эти задачи и пытается разрешить система профориентационных мероприятий в выпускных классах общеобразовательной политехнической школы. Система профориентационных мероприятий должна прежде всего учитывать два плана всей профориентационной работы — <...> учебный и профессиональный. Подростков, кончающих общеобразовательную школу, нам приходится распределять непосредственно по профессиональным школам. Но профессиональные школы имеют своим назначением подготовку к различным видам профессиональной деятельности, и сами подростки рассматривают их как переходную ступень от общеобразовательной школы к профессии. Поэтому профориентационная работа может обеспечить действительно рациональный выбор профессии лишь при том условии, если она будет вестись с учетом и профшкол и профессий. В этих двух планах в состав системы, в соответствии с задачами профориентации в школе, входят следующие основные виды мероприятий. 1. ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ Назначение профессионального и профессионально-учебного просвещения — помочь подростку сознательно выбрать профессию в том смысле, чтобы выбор профессии 226 опирался на возможно полное и точное знание существующих профессий, их хозяйственного назначения, их производственной взаимосвязи, их общественной значимости, тех требований, которые они предъявляют к трудящимся; тех требований со стороны трудящихся, которым они могут удовлетворять; чтобы выбор профессии опирался на возможно полное и точное знание существующих профшкол, их учебного назначения, их образовательных предпосылок, их условий приема и условий учебно-производственной работы в них <...> Однако назначение профпросвещения в плане профориентации не только осведомительное, но также профессионально-воспитательное. Поскольку профпросвещение имеет двойственное назначение — определить рациональный с общественной и с личной точки зрения выбор профессии и профшколы, профессиоведческие знания должны не только дойти до подростка в определенном социальном освещении — они должны войти в состав мотивов его поведения при выборе профессии и профшколы. Целесообразный план профпросветительной работы: вводная беседа с целью вызвать серьезный интерес к мероприятиям по рациональному выбору профессии; широкое ознакомление с существующими профессиями с целью найти группу профессий наиболее отвечающих личной трудовой направленности каждого подростка; специальное ознакомление с группой профессий и ведущих к ним профшкол с целью уточнить личную трудовую направленность, переформировать ее таким образом уже в профессиональную и профессионально-учебную направленность. 2. ПРОФОБСЛЕДОВАНИЕ Назначение профессиональных и профессионально-учебных обследований — учесть осведомленность подростков относительно особенностей различных видов квалифицированного труда, их склонности и интересы <...>, их умственные и физические способности к профессионально-учебной работе и профессиональной деятельности, их образовательную подготовленность <...>, эффективность самой профориентационной работы. В соответствии с указанными направлениями учета личных особенностей подростков и последствий профориентационной 227 работы в состав системы профориентационных мероприятий входят следующие обследования: Date: 2015-10-19; view: 707; Нарушение авторских прав |