Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. П. Болтунов





Система профориентационной работы в выпускных классах общеобразовательной школы 36

 

В отношении всех подростков, кончающих нашу общеобразовательную политехническую школу в обязательном порядке, встает вопрос об их дальнейшем профессиональном образовании. С государственной точки зрения этот вопрос можно формулировать так: каким образом наиболее эффективно для народнохозяйственного и культурного строительства и в то же время наиболее воспитательно для самих подростков распределить их по профессиональным школам?

С личной точки зрения самого подростка тот же вопрос можно формулировать так: в каких видах профессиональной деятельности я буду наиболее производителен и в то же время получу наибольшее удовлетворение?

Эти вопросы и составляют проблему рационального выбора профессии в наших советских экономических и политических условиях.

Вопрос о дальнейшем профессиональном образовании встает перед всеми подростками <...> в обязательном порядке потому, что наше народнохозяйственное и культурное строительство требует квалифицированных производителей общественных ценностей. Общеобразовательная школа обеспечивает непосредственно образовательные и воспитательные предпосылки для дальнейшего профессионального образования, а не для профессиональной деятельности. Переходной ступенью от общего образования к квалифицированному производительному труду должно быть профессиональное образование. Поэтому из года в год, по мере того, как растет спрос на квалифицированных работников, расширяется и прием в профессиональные школы.

Понятно, что при этих условиях очень остро должен стоять вопрос о рациональном распределении всех подростков, окончивших общеобразовательную школу, по профессиональным школам, чтобы каждый подросток, поступивший в профессиональную школу, успешно окончил

224

ее и столь же успешно работал в той профессии, к которой подготовила его профессиональная школа.

В соответствии с социалистическим понятием рационального выбора профессии, последний может быть произведен подростком, кончающим общеобразовательную школу, лишь при том условии, что он сознает всю общественную и личную значимость выбора профессии, что он имеет достаточно полное и точное представление о доступных для него видах профессиональной деятельности и ведущих к ним путях профессионального образования, что он правильно с социально-классовой точки зрения оценивает те и другие, что он осознал свои личные социально-трудовые навыки и способности, склонности и интересы и оформил их в профессиональные, что он признает необходимость подчинения узко личных мотивов выбора профессии общественным и государственным требованиям.

Предпосылки такого рационального выбора профессии <...> реализуются как педагогической работой на протяжении всего периода учения и воспитания в школе, так, дополнительно к ней, системой профориентационных мероприятий в выпускных классах школы.

В процессе программной учебной работы учащиеся <...> получают систематические знания об установках, достижениях и перспективах советского народного хозяйства и культурного строительства, частично — о назначении, условиях и требованиях различных видов квалифицированного труда. Осуществляемая школой система коммунистического воспитания должна вырабатывать у учащихся социалистическое отношение к труду и к требованиям народно-хозяйственного и культурного строительства. Производимый школой учет учебно-воспитательного продвижения каждого подростка обеспечивает в большей или меньшей мере оценочные данные, относительно образовательной подготовленности, трудовой пригодности и направленности каждого подростка. Чем больше успевает школа в указанных направлениях учебно-воспитательной работы, тем в большей мере подросток, кончающий <...> школу, оказывается подготовленным к рациональному выбору профессии.

Однако и при самой совершенной постановке учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе все же необходимы дополнительные к ней профессионально-ориентационные мероприятия в выпускных классах,

225

когда неотложно требует разрешения вопрос о рациональном распределении подростков по профессиональным школам. Необходимо разъяснить всем подросткам сущность рационального выбора профессии в указанном выше смысле. Усвоенные в результате учения в школе знания о профессиях и путях профессионального образования требуют систематизации, расширения и углубления, с точки зрения рационального выбора профессии в данной экономической и политической ситуации.

Образовавшиеся к концу школы оценки различных видов профессиональной деятельности и ведущих к ним путей профессионального образования должны быть проверены, уточнены и даже исправлены. С возможной определенностью должны быть выявлены социально-трудовые возможности и запросы подростков и специализированы в профессиональные.

Личные профессиональные устремления подростков приходится согласовывать с перспективными государственными требованиями на различные виды квалифицированного труда. Эти задачи и пытается разрешить система профориентационных мероприятий в выпускных классах общеобразовательной политехнической школы.

Система профориентационных мероприятий должна прежде всего учитывать два плана всей профориентационной работы — <...> учебный и профессиональный. Подростков, кончающих общеобразовательную школу, нам приходится распределять непосредственно по профессиональным школам. Но профессиональные школы имеют своим назначением подготовку к различным видам профессиональной деятельности, и сами подростки рассматривают их как переходную ступень от общеобразовательной школы к профессии. Поэтому профориентационная работа может обеспечить действительно рациональный выбор профессии лишь при том условии, если она будет вестись с учетом и профшкол и профессий.

В этих двух планах в состав системы, в соответствии с задачами профориентации в школе, входят следующие основные виды мероприятий.

1. ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ

Назначение профессионального и профессионально-учебного просвещения — помочь подростку сознательно выбрать профессию в том смысле, чтобы выбор профессии

226

опирался на возможно полное и точное знание существующих профессий, их хозяйственного назначения, их производственной взаимосвязи, их общественной значимости, тех требований, которые они предъявляют к трудящимся; тех требований со стороны трудящихся, которым они могут удовлетворять; чтобы выбор профессии опирался на возможно полное и точное знание существующих профшкол, их учебного назначения, их образовательных предпосылок, их условий приема и условий учебно-производственной работы в них <...>

Однако назначение профпросвещения в плане профориентации не только осведомительное, но также профессионально-воспитательное. Поскольку профпросвещение имеет двойственное назначение — определить рациональный с общественной и с личной точки зрения выбор профессии и профшколы, профессиоведческие знания должны не только дойти до подростка в определенном социальном освещении — они должны войти в состав мотивов его поведения при выборе профессии и профшколы. Целесообразный план профпросветительной работы: вводная беседа с целью вызвать серьезный интерес к мероприятиям по рациональному выбору профессии; широкое ознакомление с существующими профессиями с целью найти группу профессий наиболее отвечающих личной трудовой направленности каждого подростка; специальное ознакомление с группой профессий и ведущих к ним профшкол с целью уточнить личную трудовую направленность, переформировать ее таким образом уже в профессиональную и профессионально-учебную направленность.

2. ПРОФОБСЛЕДОВАНИЕ

Назначение профессиональных и профессионально-учебных обследований — учесть осведомленность подростков относительно особенностей различных видов квалифицированного труда, их склонности и интересы <...>, их умственные и физические способности к профессионально-учебной работе и профессиональной деятельности, их образовательную подготовленность <...>, эффективность самой профориентационной работы.

В соответствии с указанными направлениями учета личных особенностей подростков и последствий профориентационной

227

работы в состав системы профориентационных мероприятий входят следующие обследования:

Date: 2015-10-19; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию