Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VII. Фрейд и сцена письма
Этот текст — фрагмент доклада, зачитанного в Институте психоанализа (семинар д-ра Грина). В то время предполагалось открыть обсуждение некоторых положений, выдвинутых в ряде моих предшествующих работ, особенно в статье «О грамматологии» (Critique,223/4). Место ли этим положениям — которые на заднем плане будут присутствовать и здесь — в поле психоаналитического изыскания? К чему, с учетом подобного поля, они относятся в плане их понятий и синтаксиса? Первая часть доклада затрагивала этот вопрос в его наиболее общем аспекте. Центральными понятиями здесь были присутствие и архе-след. Ниже мы сжато, по рубрикам, указываем основные этапы этой первой части. 1. Вопреки видимости, деконструкция логоцентризма не является психоанализом философии. Эта видимость: анализ исторического вытеснения и подавления письма начиная с Платона. Вытеснение это составляет начало философии как эпистемы,а истины как единства логоса и фоне. Вытеснение, а не забвение; вытеснение, а не исключение. Вытеснение, по словам Фрейда, не отталкивает, не бежит и не исключает какой-либо внешней силы, оно содержит внутреннее представление, очерчивая внутри самого себя пространство подавления. Здесь вне речи содержалась сила, представляемая в виде письма — внутреннего и существенного для речи. Вытеснение безуспешное: на пути к исторической деконструкции. Как раз эта деконструкция нас и интересует: как раз этот неуспех сообщает становлению некоторую читаемость, умеряя его историческую смутность. Фрейд пишет: «Неудавшееся вытеснение конечно заслужит с пашей стороны большего интереса, нежели то, которое оказалось более или менее успешными и тем самым чаще всего ускользнет от нашего изучения» (G.W., х, р.256). Симптоматическая форма возвращения вытесненного: метафора письма, преследующая европейский дискурс, и систематические противоречия в онтотеологическом исключении следа. Вытеснение письма как того, что угрожает присутствию и господству над отсутствием. Загадка «чистого и простого» присутствия как удвоения, изначального повторения, автоаффекции, различания. Разграничение между господством над отсутствием как речью и как письмом. Письмо в речи. Галлюцинация как речь и галлюцинация как письмо. Соотношение между фоне и сознанием. Фрейдовская концепция словес- [252] ного представления как предсознательного. Логофоноцентризм — не философское или историческое заблуждение, в которое по случайности патологически впала история философии, Запада, да и всего мира, а скорее необходимые, и с необходимостью конечные, движение и структура: история символической возможности вообще (прежде разграничения между человеком и животным, даже живым и неживым); история различания, история как различание, которая находит свою преимущественную манифестацию в философии как эпистеме,в европейской форме метафизического или онтологического проекта, всемирно господствуя над сокрытием, над цензурой вообще текста вообще. 2. Попытка оправдать теоретическую сдержанность, заставляющую использовать фрейдовские понятия не иначе как в кавычках: все они, без единого исключения, принадлежат к истории метафизики, то есть к системе лого-центристского подавления, организованной с целью исключить и принизить, выставить вон и вниз тело письменного следа как дидактическую или техническую метафору, как рабскую материю или экскремент. Например, логоцентристское подавление не поддается осмыслению исходя из фрейдовского понятия вытеснения; напротив, это подавление позволяет понять, как сделалось возможным индивидуальное и начальное вытеснение в горизонте такой-то культуры и такой-то исторической сопринадлежности. Почему не идет речи о следовании Юнгу или фрейдовской концепции наследственного мнезического следа. Несомненно, фрейдовский дискурс — его синтаксис или, если угодно, работа — не смешивается с этими по необходимости метафизическими и традиционными понятиями. Несомненно, в этой сопринадлежности он не исчерпывается. Свидетельством тому предосторожности и «номинализм» Фрейда при обращении с тем, что он называет соглашениями и концептуальными гипотезами. Осмысление различия тоже привязано больше к дискурсу, чем к понятиям. Но исторический и теоретический смысл этих предосторожностей так и не стал предметом фрейдовской рефлексии. Необходимость необъятной работы по деконструкции сгущенных и отложившихся у Фрейда понятий и метафизических высказываний. Метафизическое сообщничество психоанализа и так называемых гуманитарных наук (понятия присутствия, восприятия, действительности и т. д.). Лингвистический фонологизм. Необходимость явного вопроса о смысле присутствия вообще; сопоставление подходов Хайдеггера и Фрейда. Эпоха присутствия в хайдеггеровском смысле и ее центральная нервюра от Декарта до Гегеля: присутствие как сознание, самоприсутствие, осмысляемое в оппозиции сознательное/бессознательное. Понятия архе-следа и различания: почему они не являются ни фрейдовскими, ни Хайдеггеревскими. Различание, предоткрытие онтико-онтологического различения (ср. «О грамматологии», р. 1029) и всех бороздящих фрейдовскую понятийность различий, какими они могут быть организованы (это лишь пример) вокруг различия между «удовольствием» и «реальностью» или выведены отсюда. Различие между принципом удовольствия и принципом реальности, к примеру, не есть исключительно или в первую очередь разграничение, внеположность, но скорее изначальная возможность внутри жизни окольного пути, различа- [253] ния как отложенности (Aufschub)и экономики смерти (ср. «Jenseits», G.W., xiii, p. 6). Различание и тождественность. Различание в экономике тождественного. Необходимость изъять понятие следа и различания из совокупности классических понятийных оппозиций. Необходимость понятия архе-следа и вычеркивания архии. Это вычеркивание, поддерживая читаемость архии, означает отношение мыслимой принадлежности к истории метафизики («О грамматологии», и, р. 32). Каким образом еще могут представлять угрозу для фрейдовских понятий письма и следа метафизика и позитивизм? О сообщничестве этих двух угроз в дискурсе Фрейда. Worin die Bahnung sonst besteht, bleibt dahingestellt. В чем еще состоит торенне, остается неясным. (Набросок научной психологии, 1895) Наши притязания весьма умеренны: распознать в тексте Фрейда ряд ориентиров и выделить в преддверии систематического продумывания те элементы в психоанализе, что лишь с трудом удерживаются в логоцентристском закрытии, ограничивающем не только историю философии, но и движение «гуманитарных наук», особенно определенного рода лингвистики. Если фрейдовский прорыв несет в себе историческую оригинальность, то получается это отнюдь не от мирного сосуществования или теоретического сообщничества с этой лингвистикой, по крайней мере в том, что касается ее врожденного фонологизма. Ведь не случайно Фрейд в решающие моменты своего пути прибегает к метафорическим моделям, поставляемым не разговорным языком, не вербальными формами, и даже не фонетическим письмом, а особенной графикой, которая никогда не бывает подчинена, вне или после речи. Знаки, к которым апеллирует Фрейд, не служат транскрипцией для живой и полной речи, самоприсутствующей и самообладающей. Сказать по правде, и это будет нашей проблемой, Фрейд не просто пользуется метафорой нефонетического письма; он не считает удобным применение письменных метафор в дидактических целях. Эта метафорика неустранима по иной причине: возможно, она взамен освещает смысл следа вообще и, как следствие, сочетаясь с ним, смысл письма в расхожем смысле. Фрейд наверняка не применяет метафор, если применение метафор означает известным намекать на неизвестное. Настаивая на своей метафорической нагрузке, он наоборот окутывает загадочностью то, что известно, как нам думается, под именем письма. Здесь где-то между имплицитным и эксплицитным, возможно, происходит неизвестное классической философии движение. На- [254] чиная с Платона и Аристотеля для иллюстрации соотношений разума и опыта, восприятия и памяти непрестанно использовались графические образы. Но доверие к этому непрестанно обеспечивалось смыслом известного и привычного термина, а именно, письма. Намеченный Фрейдом жест прерывает действие этой гарантии и открывает вопрос нового типа о метафоричности, письме и вообще разнесенности. Пусть наше прочтение направляется этой метафорической нагрузкой. В конечном счете она захватит всю совокупность психического. Содержание психики окажется представлено неизгладимо графическим по своей сути текстом. Структура психического аппарата окажется представлена машиной письма. Какие вопросы поставят перед нами эти представления? Нас должно волновать не то, является ли какой-то пишущий аппарат, к примеру, описанный в «Заметке о волшебном блокноте», хорошей метафорой, чтобы представить функционирование психики; а то, какой аппарат следует создать, чтобы представить психическое письмо, и что означает в плане аппарата и в плане психики проецируемая на машину и в ней высвобождаемая имитация чего-то вроде психического письма. Вопрос не в том, правда ли, что психика — своего рода текст, но: что такое текст и чем должно быть психическое, чтобы представляться текстом? Ведь если нет ни машины, ни текста без психического истока, нет и психического без текста. Наконец, каким должно быть соотношение между психическим, письмом и разнесением, чтобы обеспечить возможность подобного метафорического перехода, не только π не прежде всего внутри теоретического дискурса, но и вообще в истории психики, текста и техники? Date: 2015-10-18; view: 405; Нарушение авторских прав |