Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диоптрика и иероглифика
Не будем поспешно делать вывод, что с привлечением энергетики против топики перевода Фрейд отказался от локализации. Если, как мы вскоре увидим, он упорно дает проективное и пространственное, даже чисто механическое, представление энергетических процессов, делается это не только ради дидактической ценности изложения: вообще, идея системы неотделима от некоторой пространственности, и эта пространственность неустранима; ее природа тем более загадочна, что ее уже нельзя рассматривать как однородную и невозмутимую среду динамических и экономических процессов. В «Traumdeutung» метафорическая машина еще не приспособлена к аналогии с письмом, которая уже здесь, как скоро выяснится, управляет всем описательным изложением Фрейда. Это оптическая машина. Вернемся к нашей цитате. Фрейд не хочет отказываться от топической метафоры, против которой он только что нас предостерег: «Тем не менее я считаю целесообразным и оправданным и дальше пользоваться наглядным представлением [метафорой: anschauliche Vorstellung] обеих систем. Мы избегнем какого-либо злоупотребления подобным способом изображения [инсценировкой: Darstellungsweise],если вспом- [273] ним, что представления (Vorstellungen},мысли и вообще все психические образования должны быть локализованы не в органических элементах нервной системы, а, так сказать, между ними,там, где сопротивления и торения образуют соответствующий им коррелят. Все, что может стать объектом (Gegenstand)нашего внутреннего восприятия, является мнимым,все равно как изображение в телескопе, получающееся от прохождения лучей света. Системы же, сами по себе не представляющие психических образований [выделено нами] и никогда не могущие стать доступными нашему психическому восприятию, мы вправе сопоставить с линзами телескопа, проецирующими изображение. Продолжая это сравнение, мы могли бы сказать, что цензура между двумя системами соответствует преломлению лучей (Strahlenbrechnung)при переходе их в новую среду» (р. 615—616). Это представление уже не может быть понято в пространстве простой и однородной структуры. Перемена среды и момент преломления достаточно четко на это указывают. Кроме того, еще раз обращаясь к этой же машине, Фрейд проводит одну интересную дифференциацию. В той же самой главе, в разделе о регрессии, он так пытается объяснить соотношение памяти и восприятия в мнезическом следе: «Тем самым мы подходим к идее психической локальности. Мы полностью оставляем в стороне то, что душевный аппарат, о котором здесь идет речь, известен нам в качестве анатомического органа [Präparat:лабораторный препарат], и постараемся избегнуть искушения определить психическую локальность в каком-либо анатомическом смысле. Мы останемся на психологической почве и намерены только придерживаться требования, чтобы инструмент, служащий целям душевной деятельности, мы представляли себе чем-то вроде сложного микроскопа, фотографического аппарата и т. п. Психическая локальность соответствует тогда тому месту (Ort)этого аппарата, в котором осуществляется одна из предварительных стадий образа. В микроскопе и телескопе это, как известно, отчасти лишь идеальные точки (Örtlichkeiten)и плоскости, в которых не расположено никаких осязаемых составных частей аппарата. Просить извинения за несовершенство этих и всех аналогичных сравнений я считаю излишним» (р. 541). Помимо своей педагогической ценности, эта иллюстрация оправдана тем, что показывает различие между системой и психическим:психическая система не есть нечто психическое, и в этом описании вопрос стоит только о ней. Затем, Фрейда интересует работа аппарата, его функционирование и порядок его операций, выверенное время его движения, как оно схватывается и засекается в различных частях механизма: «Строго говоря, нам вовсе не нужно предлагать какое-либо реальное пространственное расположение психических систем. Достаточно, если какой-либо определенный порядок создается тем, что [274] при известных психических процессах возбуждение с определенной последовательностью во времени проходит по всем этим системам». Наконец, эти оптические аппараты улавливают свет; в примере с фотографией они записывают его*. Фрейд уже здесь хочет принять в расчет фотографический негатив и письмо света, это и есть проводимая им дифференциация (Differenzierung).Она смягчит «несовершенства» аналогии и может быть «извинит» их. Но прежде всего она подчеркнет на первый взгляд противоречивое требование, которое преследует Фрейда начиная с «Наброска» и будет вполне удовлетворено только пишущей машин(к)ой, «волшебным блокнотом»: «Теперь у пас есть основание провести первую дифференциацию па чувствующем конце [аппарата]. Восприятия, получаемые нами, оставляют в нашем психическом аппарате след (Spur),который мы можем назвать "воспоминанием" [мнезическим следом: Erinnerungsspur]. Функция, относящаяся к такому воспоминанию, именуется памятью. Если мы серьезно отнесемся к намерению связать психические процессы с системами, то воспоминания могут предстать перед нами только в виде продолжительных изменений отдельных элементов систем. Однако, как это отмечалось уже в другом месте, возникает очевидное затруднение: одна и та же система должна сохранять в точности изменения своих элементов, но при этом и всегда сберегать свежесть восприятия, оставаться готовой к восприятию новых поводов к изменениям.» (р. 534). Так что требуется иметь две системы в одной машине. И эту двойную систему, сочетающую наготу поверхности с глубиной удержания, оптическая машина могла представить только отдаленно и с изрядными «несовершенствами». «Следуя за анализом сновидения, мы проникаем вглубь этого наичудеснейшего и наитаинственнейшего механизма, правда, совсем чуть-чуть, но этим уже положено начало». Вот что можно прочесть на последних страницах «Traumdeutung» (p. 614). Совсем чуть-чуть. Графическое представление (непсихической) систе- * Метафора фотографического негатива встречается очень часто. Ср. статью «Динамика переноса» (G.W., viii, p. 364-35). Понятия негатива и оттиска здесь главные орудия аналогии. В анализе Доры Фрейд определяет перенесение в терминах издания, переиздания, стереотипных или пересмотренных и исправленных оттисков. В «Заметках о понятии бессознательного в психоанализе». 1913 (G.W., х. р. 436) отношения сознания к бессознательному сравниваются с фотографическим процессом: «Первая стадия фотографии — негатив: каждый фотографический снимок должен пройти испытание "негативным процессом", и те из этих негативов, которые выдержали испытание, допускаются к "позитивному процессу", завершающемуся снимком». Эрве де Сен-Дени посвящает целую главу своей книги этой же аналогии. Намерения те же. Они, правда, подсказывают одну предосторожность, с которой мы снова встретимся в «Заметке о волшебном блокноте»: «Память в сравнении с фотоаппаратом обладает чудесным превосходством природных сил, которые сами способны обновлять свои средства действия». [275] мы психического еще не готово в момент, когда такое представление психического уже заняло, в самом «Traumdeutung», значительную территорию. Попробуем измерить эту задержку. Коренное свойство письма в некотором непростом смысле слова уже обозначено нами в другом месте как разнесение:диастема и пространствостановление времени; также развертывание в какой-то изначальной локальности значений, которые необратимая линейная последовательность, переходя от одной точки присутствия к другой, могла разве что попытаться вытеснить — и в известной мере потерпеть в этом неудачу. Особенно в так называемом фонетическом письме. Глубок сговор этого письма с логосом (или временем логики), управляемым принципом непротиворечия, основой любой метафизики присутствия. Но во всяком безмолвном или хотя бы не чисто фоническом разнесении значений возможны цепочки, которые не подчиняются уже линейности логического времени, времени сознания или предсознательного, времени «словесного представления». Зыбка граница между нефонетическим пространством письма (даже u «фонетической» письменности) и сценическим пространством сновидения. Так что не будем удивляться, что Фрейд в попытках обрисовать странность логико-временных отношений в сновидении постоянно обращается к письму, к пространственному синопсису пиктограммы, ребуса, иероглифа, вообще нефонетичсского письма. Синопсис, а не стасис: сцена, а не картина. Лаконичность*, лапидарность сновиденья не то же самое, что невозмутимое присутствие окаменевших знаков. Вот толкование разобрало но складам элементы сновидения. Оно показало работу сгущения и смещения. Теперь необходимо еще взять в расчет синтез, который сочиняет и ставит на сцене. Необходимо исследовать ресурсы инсценировки (die Darstellungsmittel).Известный полицентризм онирического представления непримирим с явно линейным, однолинейным развертыванием чисто словесных представлений. Логическая, идеальная структура сознательного дискурса должна поэтому подчиниться системе сновидения, подстроиться к ней как часть ее механизма. «Отдельные части этого сложного построения находятся, разумеется, в самых разнообразных логических соотношениях друг с другом. Они образуют передний и задний планы, отклонения и разъяснения, условия, аргументы и возражения. Когда вся масса этих мыслей подвергается давлению в работе сновидения, причем отдельные ее части перекручиваются, раздробляются и потом снова сплачиваются воедино, почти как торосы, то возникает вопрос, что же про- * «Сновидение скупо, скудно, лаконично» (G.W., ii/iii. p. 284). Сновидение «стенографично» (см. выше). [276] исходит с логическими связями, которые до сих пор спаивали эту структуру. Каким образом во сне инсценируются все эти "если", "потому что", "подобно тому, как", "несмотря па то, что", "или — или" и все другие союзные слова, без которых предложения и речи оставались бы вне нашего понимания?» (р. 316—317). Подобную инсценировку легче всего сравнить с теми формами выражения, что напоминают письмо внутри речи, — с живописью или ваянием означающих, вписывающими в совместное пространство такие элементы, которые речевая цепочка должна подавлять. Фрейд противопоставляет их поэзии, которая «может пользоваться звучащим словом (Rede)».Но разве не может использовать речь и сновидение? «В сновидении мы видим, но не слышим», было сказано в «Наброске». Но по правде, Фрейд, как позднее Арто, имел в виду не столько отсутствие, сколько подчинение речи на сцене сновидения. В таком случае речевой дискурс вовсе не исчезает, но меняются его функция и достоинство. Он размещается, окружается, загружается (во всех смыслах), составляется. Он вставляется в сновидение наподобие надписей в комиксах, этого пикто-иероглифического сочетания, где фонетический текст уже не властитель повествования, а лишь придаток: «До того как живопись пришла к пониманию действительных для нее законов выражения... на древних картинах изо рта нарисованных персонажей свешивались ленты с запечатленными в письменах (als Schrift)речами, которые художник отчаялся передать в изображении» (р. 317). Общее письмо сновидения выходит за рамки фонетического письма и возвращает речь на ее место. Как в иероглифике или ребусах, голос сбрасывается со счета. С самого начала главы «Работа сновидения» Фрейд не оставляет нам никаких сомнений на этот счет, хотя он и пользуется еще понятием перевода, на которое чуть позже навлечет наше подозрение. «Мысли и содержание сновидения [скрытое и явное] предстают перед нами, как две инсценировки одного и того же содержания на двух различных языках, или, вернее говоря, содержание сновидения представляется нам переносом (Übertragung)его мыслей на другой язык, знаки и синтаксис которого мы должны изучить путем сравнения оригинала и этого перевода. Мысли сновидения понятны нам без дальнейших пояснений, как только мы их узнаем. Содержание же составлено как бы иероглифами (Bilderschrift),отдельные знаки которых должны быть переведены на язык мыслей». Bilderschrift:не письменный образ, но образное письмо, образ, который дается не для простого, сознательного, наличного восприятия самой вещи — если таковая существует, — но для прочтения. «Мы, несомненно, впадем в заблуждение, если захотим читать эти знаки по их изобразительному значению, а не по их значащей соотнесенности (Zeichenbeziehung)...Такой загадочной картиной (Bilderrätsel)являет- [277] ся и сновидение, и наши предшественники в области толкования последнего впадали в ошибку, рассматривая этот ребус в виде композиции рисовальщика». Итак, образное содержание действительно является письмом, означающей цепочкой в сценической форме. В этом смысле оно, конечно, итожит дискурс, оно экономит речь. Это хорошо показывает вся глава о постановочной изобразительности (Darstellbarkeit).Но обратное экономическое преобразование, тотальное возвращение в дискурс, в принципе невозможно или крайне ограничено. Это прежде всего объясняется тем, что слова также — и «первично» — являются вещами. Так, в сновидении они берутся назад, «отлавливаются» первичным процессом. Недостаточно поэтому просто сказать, что в сновидении слова сгущаются в «вещи»; и что, наоборот, несловесные означающие допускают до известной степени истолкование в плоскости словесных представлений. Необходимо признать, что слова, поскольку они притягиваются, завлекаются в сновидение, к фиктивному пределу первичного процесса, выказывают тенденцию к превращению в чистые и простые вещи. Предел не менее фиктивный. Так что и чистые слова, и чистые вещи, как и сама идея первичного процесса, а следовательно и вторичного процесса, — все это «теоретические фикции». Промежутки в «сновидении» и «бодрствовании» по существу не различаются в том, что касается природы языка. «Слова часто трактуются сновидением как вещи и таким образом подвергаются такой же обработке, что и вещные представления»*. В формальной регресии сновидения пространственное развертывание инсценировки не застигает слова врасплох. Формальная регрессия вообще не имела бы успеха, если бы слово не было извечно прорезано в своем теле меткой собственной записи или сценической способности, своей Darstellbarkeit и всеми формами своего разнесения. Его разнесение только и могло, что вытесниться так называемой живой, или бдительной речью, сознанием, логикой, историей языка и т. д. Опространствливание не застигает врасплох время речи или идеальность * «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» (1916, G. W.,ii/iii, р. 419) содержит важное развитие темы формальной регрессии, которая, как говорилось в «Traumdeutung», приводит к тому, что «примитивные методы выражения и постановки замещают собой привычные нам». Фрейд прежде всего подчеркивает роль, играемую здесь словесным представлением: «Примечательно, сколь мало работа сновидения держится за словесные представления; она всегда готова заменять одно слово другим, пока не находит выражение, наиболее подходящее для пластической постановки». За этим отрывком следует сравнение, с точки зрения представлений слов и вещей, языка сновидца с языком шизофреника. Оно заслуживает более подробного комментария. Возможно, мы бы смогли в результате констатировать (против Фрейда?), что строгая детерминация аномалии здесь невозможна. О роли словесного представления в предсознательном и вторичности в таком случае зрительных элементов см. «Я и Оно», гл. 2. [278] смысла, не постигает их, словно несчастный случай. Овременение предполагает возможность символики, и всякий символический синтез, даже до того как выпасть во «внешнее» для него пространство, чреват разнесением как различением. Вот почему чистая фоническая цепочка в той мере, в какой она подразумевает различения, и сама не является чистой непрерывностью или чистой текучестью времени. Различение есть сочлечение пространства и времени. Фоническая цепочка или цепочка фонетического письма всегда наперед растянуты этим минимумом сущностного разнесения, за который могут затем зацепиться работа сновидения и вообще любая формальная регрессия. Здесь идет речь не об отрицании времени, остановке времени в каком-то настоящем или какой-то одновременности, а о другой структуре, другом расслоении времени. Здесь опять-таки сравнение с письмом — на сей раз с фонетическим — проливает свет столь же на сновидение, как и на письмо: «Оно [сновидение] передает логическую связь в форме одновременности;оно поступает при этом почти как художник, собирающий на картине, изображающей Афинскую школу или Парнас, всех философов или поэтов, которые никогда, конечно, не находились вместе ни в зале, ни на горной вершине... Сновидение следует точно такому же способу инсценировки. Всякий раз когда оно показывает два элемента друг подле друга, это гарантирует наличие особенно тесной связи между соответствующими им элементами в мыслях сновидения. Это все равно как в нашей системе письма: аб означает, что обе буквы должны быть произнесены в один слог, а и б через пробел наводят на мысль, что а — последняя буква одного слова, и б — первая буква другого» (р. 319). Модель иероглифического письма еще ярче и нагляднее собирает — хотя с этим встречаешься вообще в любом письме — все разнообразие модусов и функций знака в сновидении. Всякий знак — словесный или же нет — может использоваться на разных уровнях, в конфигурациях и функциях, которые не предписаны его «сущностью», по рождаются из игры различения. Подытоживая все эти возможности, Фрейд заключает: «Несмотря на эту многогранность, можно все же сказать, что инсценировка работы сновидения, вовсе не имеющая в виду быть доступной для понимания,представляет для переводчика не большие трудности, чем, скажем, древние иероглифы для их читателей» (р. 346—347). Более двадцати лет отделяет первое издание «Traumdeutung» от «Заметки о волшебном блокноте». Если мы продолжим прослеживать две серии метафор — тех, что касаются непсихической системы психического, и тех, что затрагивают само психическое, — что мы увидим? С одной стороны, теоретическая значимость психографической метафоры будет становиться все более взвешенной. Ей в некотором смысле посвящается вопрос метода. Психоанализу открываются гла- [279] за на то, что он призван отказаться от сотрудничества с лингвистикой, находящейся под властью старого фонологизма и переориентироваться на грядущую графематику. Фрейд буквально советует это в одном тексте 1913 года*, и здесь не требуется никаких дополнений, толкований, переосмыслений. Интерес психоанализа к лингвистике предполагает «выход за пределы привычного смысла слова язык».«Под словом язык здесь следует понимать не только выражение мысли в словах, но также язык жестов и вообще любой другой способ выражения психической деятельности, например, письмо». Напомнив об архаичности онирического выражения, допускающего противоречие** и отдающего предпочтение зрительности, Фрейд уточняет: «Нам представляется более правильным сравнивать сновидение скорее с системой письма, чем с языком. На самом деле толкование сновидения совершенно аналогично расшифровке какой-нибудь древней пиктографической письменности, вроде египетских иероглифов. В обоих случаях имеются такие элементы, которые не предназначены для толкования (или же прочтения), но задуманы с одной только целью — служить в качестве "детерминативов", то есть устанавливать приблизительное значение какого-либо другого элемента. Многозначность различных элементов сновидения находит параллель в этих древних системах письма... Если эта концепция способа представления в сновидении до сих пор не находила себе последователей, причиной тому, как несложно понять, нужно признать факт, что психоаналитики совершенно не знакомы с подходами и знаниями, которые бы использовал филолог, приступая к проблеме подобной той, что представляют сновидения» (р. 404—405). С другой стороны,в тот же год, в статье «Бессознательное», уже проблематика самого аппарата начинает переосмысливаться в письменных понятиях — не в плане топологии следов без письма, как в «Наброске», но и не в плоскости функционирования оптических механизмов, как в «Traumdeutung». Спор между функциональной и топической гипотезами касается мест записи (Niederschrift):«Когда психический акт (ограничимся здесь актом типа представления [ Vorstellung: * «Das Interesse an der Psychoanalyse», G. W., viii, p. 390. Вторая часть этого текста. посвященная «непсихологическим наукам», в самую первую очередь затрагивает науку о языке (р. 493), а уже затем философию, биологию, историю, социологию, педагогику. ** Как известно, в заметке «Uber den Gegensinn der Urworte» (1910) Фрейд, вслед за Абелем и с использованием изрядного количества примеров из иероглифического письма, стремится доказать, что противоречивый, неопределенный смысл первобытных слов мог получать определенность, различенность, функциональную обусловленность только благодаря жесту и письму (С. W., viii, p. 214). Об этом тексте и гипотезе Абеля см. Э.Бенвеннст, «Проблемы общей лингвистики», гл. vu. [280] курсив наш]) преобразуется из системы Бсз. в систему Сз. (или Псз.), должны ли мы предполагать, что с этим преобразованием связана свежая запись, своего рода вторичная регистрация, интересующего нас представления, которая тем самым размещается в повой психической локальности, причем наряду с нею продолжает существовать и первоначальная бессознательная запись? Или мы должны, скорее, полагать, что преобразование состоит в перемене состояния представления, имеющей место на том же материале и в той же локальности?» (G.W., х, р. 272—273). Следующее за этим обсуждение здесь пас напрямую не интересует. Напомним только, что экономическая гипотеза π сложное понятие противонагрузки (Gegenbesetzung:«уникальный механизм изначального вытеснения», р. 280), которые Фрейд вводит, отказавшись дать окончательный ответ на поставленный вопрос, не устраняют топического различия двух записей*. И отметим еще, что понятие записи по-прежнему остается простым графическим элементом некоторого аппарата, который сам по себе не пишущая машин(к)а. Различие между системой и психическим по-прежнему в действии: графика припасена для описания психического содержания или элемента машины. Можно подумать, что машина эта подчинена другому принципу организации, другому назначению, нежели письмо. Не зря ведь красной нитью статьи «Бессознательное», ее образцом,мы это уже подчеркивали, служит судьба представления,следующего за первой записью. Если же речь зайдет об описании восприятия, аппарата изначальной записи или регистрации, то этот «аппарат восприятия» не сможет уже быть чем-либо иным, как машиной письма. «Заметка о волшебном блокноте» двенадцатью годами позже опишет аппарат восприятия и исток памяти. Две серии метафор, так долго бывшие разомкнутыми и разобщенными, соединятся. Date: 2015-10-18; view: 325; Нарушение авторских прав |