Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура методики преподавания. Общая и частные методики преподавания. Методика преподавания социологии как частная методическая дисциплина
Традиционная педагогика, имеющая давнюю историю, глубокие теоретические корни и непосредственную связь с живым педагогическим процессом приобрела все признаки развитого научного знания. Правда, традиционная педагогика в основном ориентирована на педагогическую деятельность в средней школе. В последнее время, однако, широко развивается и педагогика высшей школы, акцентирующей свое внимание на технологии обучения. В рамках педагогической науки изучаются общие закономерности обучения или воспитания в средней или высшей школе. Однако в силу многогранности и многосторонности процесса обучения возникает целый ряд задач общего и частного характера, которые не охватываются областью педагогических исследований и нуждаются в специальном изучении. Такое специальное изучение процесса обучения и реализуется в методике преподавания, которая представляет собой раздел педагогического знания, акцентирующий внимание на детальном изучении процесса обучения с учетом предметных особенностей. Учитывая сложную структуру процесса обучения и образования по его уровням, целям и задачам (дошкольное образование, средне-школьное, среднее специальное, высшее, послевузовское, бакалавриат, магистратура, очное обучение, заочное и т.д.), нетрудно предположить, что методика преподавания, имея общие дидактические принципы, распадается на серию различных методических дисциплин и частных методик дисциплинарного профиля. Структура методики в целом и методики преподавания, в частности, может быть представлена, как своеобразная пирамида, где имеется общая вершина, несколько общих методик в середине и множество частных методик в ее основании. Не вдаваясь в теоретическое обоснование структурной организации методического знания, попробуем выразить ее путем ранжирования понятия «методика» по мере перехода от самого общего его истолкования до методик сугубо частного и конкретного характера, что и поможет более наглядно выразить суть этой организации. Ступенями такого перехода могут быть следую-
щие уровни методического знания (при этом методики равного уровня, но разного предметного содержания будут составлять одну группу, отделяясь друг от друга скобками): • методика; • методика различных сфер деятельности (материально-производственной, научно-исследовательской, художественной, педагогической); • методика преподавания (школьного, среднего специального, вузовского обучения); • методика преподавания общественных наук, (методика преподавания естественных наук) в вузе; • методика преподавания конкретной общественной науки в вузе (методика преподавания философии, экономики, истории, политологии, культурологии, социологии и т.д.); • методика лекций (семинарских занятий) по конкретной общественной дисциплине; • методички по отдельным темам того или иного курса. В целом же структура методического знания распадается на два основных блока: методики общего и частного плана. При этом в методиках общего плана может быть своя иерархическая соподчиненность между различными уровнями общности, а в частных методиках могут быть свои пункты соприкосновения и различия. Здесь можно было бы использовать образ ромашки, где в качестве центрального соцветия выступали бы принципы общего методического знания, а в качестве лепестков - методики преподавания частных дисциплин. В виде таблицы это выглядело бы следующим образом (см. рис.2):
Рис.2. Соотношение общих и частных методик преподавания в вузе. Уровни (I) и (И) представляют варианты общих методик, уровень (III) представляет образцы частных методик, которые могут распадаться на еще более частные методики, например, методики подготовки семинарских занятий или лекций по той или иной дисциплине. Теперь, если обратиться к методике преподавания социологии в вузе, то без труда можно заметить, что такая методика будет включать в себя ряд общих вопросов методического характера, затем некоторые общие моменты, касающиеся преподавания общественных наук в вузе и, наконец, нечто, что касается собственно социологического знания, т.е. методических рекомендаций, касающихся либо тем лекционного курса, либо специфики проведения семинарских занятий по социологии. Все это и будет составлять структуру методики преподавания социологии в вузе. Теперь, в рамках подобного уточнения, можно определить и предмет методики преподавания. Он заключается в том, что методика преподавания связана с организацией учебного процесса, раскрывает содержание конкретной науки, ее значение для развития интеллекта и формирования специалиста высшей квалификации, знакомит с приемами, методами и формами педагогической деятельности, вооружает будущего преподавателя навыками педагогического мастерства. В качестве теоретической и методологической основы методики преподавания социологии выступают законы и категории философии, принципы дидактики и психологии и основные положения общей методики преподавания общественных наук в вузе. Специфика преподавания определяется не только содержанием той или иной дисциплины, но и спецификой уровня образования, спецификой организации учебного процесса. Именно поэтому в рамках методических исследований всегда учитывается и вопрос о том, где и как осуществляется процесс обучения, каковы его общие закономерности и принципы организации. Важную роль в этой связи имеет и вопрос о специфике высшего образования. Ключевые понятия и определения: Система методического знания - структурное соподчинение различных по своему объему частей методического знания. Общая методика преподавания в вузе - общая дисциплина методического профиля, раскрывающая специфику организации учебного процесса в вузе, ее общие принципы и закономерности, а также формы, методы и приемы вузовского обучения. Методика преподавания общественных наук в вузе - общая методическая дисциплина, раскрывающая специфику преподавания общественных дисциплин в вузе. Методика преподавания социологии в вузе- частная методологическая дисциплина, раскрывающая специфику социологического знания, анализирующая приемы, формы и методы обучения социологии в вузе. 1 1 Date: 2015-10-18; view: 655; Нарушение авторских прав |