Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свобода – базовая ценность образования
Государственный стандарт среднего общего образования провозглашает в качестве цели достижение приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, необходимым условием которых является свобода. Культура и общество в своём развитии вырабатывают и задают общие ценностные рамки педагогической позиции каждого (в контексте существующей в обществе педагогической культуры и её индивидуальных или групповых типов). Что это за ценностные рамки? Это — предельные, то есть наиболее общие, жизненные ценности и значимые идеи, которые определяют отношение любого человека (взрослого): 1) к ребёнку, его внутреннему росту (взрослению, развитию, изменению); к воспитанию и обучению; 2) самого ребёнка к взрослому (учителю), своему взрослению и развитию, к воспитанию и обучению. Обычно педагог вырабатывает в себе профессиональную установку первого типа, но очень немногие, к сожалению, сохраняют в себе способность смотреть на все образовательные процессы и себя самого глазами ребёнка — установка второго типа. Традиционная педагогика в качестве отсчёта берёт только ценности взрослого и стремится дотянуть до них ребёнка, используя принцип прокрустова ложа: «если ты больше мерки, то обрубим; если меньше — то растянем», или «не можешь — научим, не хочешь — заставим». Фактически каждому взрослому приходится выбирать в отношениях с детьми свою точку отсчёта. Нельзя не признать того, что выбор делает не только взрослый: и каждый ребёнок, сначала интуитивно, потом всё более осознанно, самоопределяется в своих поступках и действиях с помощью этой мысленной шкалы. Педагог должен неё время иметь это в виду. Многие педагоги считают, что в образовании (воспитании и обучении) свобода и принуждение сосуществуют где-то почти рядом; а поскольку абсолютная свобода невозможна, то принуждение неизбежно. Однако это — результат доминирования установки «образование глазами взрослого». Позиция же ребёнка — иная: поэтому у него и у основной массы детей уже к окончанию начальной школы вырабатывается непринятие, а часто и отторжение школы с её формализмом в обучении и воспитании. Рассуждения взрослых о закономерности, необходимости и естественности принуждения в отношении детей не корректны. Принципиальное различие свободы и принуждения невозможно снять, ссылаясь на необходимость в образовательных процессах, к примеру, дисциплины, чувства долга, преодоления трудностей и т.п. Все эти проявления самоорганизации человеческих поступков и действий не имеют на самом деле ничего общего с принуждением. Долг и дисциплина — явления нравственные, связанные с уровнем сознания человека, а принуждение — всего лишь силовое действие в отношении ребёнка против его воли. В том, что у нас ещё рассматривают принуждение как якобы неотъемлемую часть воспитания и обучения, нет ничего странного. Отечественная история свидетельствует, что в нашем государстве и обществе было слишком много принуждения, которые расценивались как необходимость. Эта негативная привычка делать то, чего не принимает душа, проникла и в воспитание — семейное и общественное. Так сложилась традиция рассматривать долг, обязанность и принуждение к ним как проявление осознанной необходимости, которую приравняли к свободе (марксизм к тому же политизировал эту традицию). Иное, кантовское понимание свободы, долга, воли позволяет выделить в них непреходящее нравственное значение. Бессмысленно принуждать к чему-то человека, сознательно выполняющего долг, имеющего мотивацию, на основе которой строится самодисциплина. Такой человек свободен. Свободны и его воля, и выбор того или иного поступка. И вот перед нами две разные, противостоящие друг другу парадигмы воспитания (или можно сказать по-другому, в общем контексте — философии образования): - одна предполагает реализацию ценностей свободы, сознательного выбора ребёнка, уважения его личности, признания его экзистенциального равенства со взрослым и другими людьми (равенство сторон общения и общего дела); - другая признаёт доминантами авторитет взрослого и «целенаправленное воздействие» на ребёнка в структуре взаимных отношений, где ребёнок выступает в роли «ведомого», а взрослый как руководитель, ведущий, что допускает принуждение и давление на ребёнка в тех случаях, когда он делает выбор иной, чем видится взрослому. Здесь только взрослый определяет содержание и формы образования, он лучше знает, что нужно ребёнку, поэтому может и не учитывать его интересы. Было бы упрощением свести всё различие позиций к противопоставлению авторитарной и демократической модели образования. В реальности всё сложнее: эти модели могут сосуществовать в деятельности одного и того же педагога или родителя, в одной и той же школе. Эти модели складываются как сосуществующие направления в динамике образования в одной стране в одно и то же историческое время. Каждая из них имеет при этом свои особенности развёртывания во времени на разных этапах культурного развития. И было бы, наверное, наивно полагать, что какая-то из них возьмёт верх в обозримом будущем (хотя субъективно мы желали бы растущего укрепления позиций педагогики свободы). Ведь всегда среди педагогов и родителей найдется хотя бы один, кто уверен, что хороший учитель — это тот, кто не даст поблажки ученикам, «не идёт у них па поводу»; кто строг с детьми, не распускает их, не позволяет лишнего, заставляет делать что «надо», а не что «хочется», и дети у него как «шёлковые». Всегда найдётся родитель, который воспитывает затрещинами и всегда готов просто так запретить подростку делать то, что тот хочет. Всегда найдётся взрослый, который скажет ребёнку: «Нечего своевольничать, делай, что тебе сказали, и закрой рот». И всё потому, что реальное воспитание и обучение всегда движется между ними полюсами: свободой и несвободой. Педагогика свободы требует от взрослого большего терпения и мастерства, больших знаний и нравственных сил, большей любви и унижения к личности ребёнка, большей заботы и искренней поддержим всех сигналов внутреннего роста. Педагогика воздействия и принуждения проще: здесь надо выдерживать свой характер, показать превосходство, где надо — употребить власть и даже прикрикнуть, не дать сесть на шею, подключить коллектив, провести нужные мероприятия и при каждом случае учить окружающих жить. В невозможности преодолеть пропасть между этими двумя обликами педагогики, двумя альтернативными моделями образования — ею основное фундаментальное противоречие. Нет, это — именно противоречие, которое необходимо научиться преодолевать, если мы хотим сделать образование адекватным демократическому обществу. Другое фундаментальное противоречие вызвано двойственной позицией ребёнка в отношении к образованию, школе и учителю. С одной стороны, ребёнка тянет к образованию как узнаванию нового и интересного, он скучает по школьным друзьям, если долго их не видит, он любит некоторых из учителей (тех, с которыми у него наладилось нормальное, нравственное общение). С другой стороны, он явно тяготится общим обучением, бесконечными заданиями, в которых не видит смысла, стандартными ответами у доски, плохими отметками, окриками учителя. Он ненавидит школу (даже заболевает, когда его принуждают ходить в неё регулярно), он ненавидит многих из учителей, вплоть до того, что в мыслях желает им зла. Отсюда — начала асоциального поведения, в котором виноваты не только семья и дурная социальная среда, но и принуждающая школа. Преодоление трудностей возможно лишь в случае признания свободы основной ценностью, причем в трех ее аспектах – «свободы личности ребенка», «свободы учительского труда» и «свободы школы как основного элемента педагогического сообщества, ибо все они неразрывно взаимосвязаны. Date: 2015-10-18; view: 353; Нарушение авторских прав |