Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для нас развлечения
Что же будет дальше? У нас точно будут самоуправ- ляемые автомобили, стиральные машины, определя- ющие цвет и состав белья и автоматически коррек- тирующие собственные настройки, кухонные устрой- ства, которые варят, парят и к тому же выбирают блю- да, предварительно проконсультировавшись с нашим холодильником и медицинской картой. Система раз- влечений выберет музыку и запишет для нас филь- мы и телепередачи, которые сочтет интересными, ав- томатически сняв с банковского счета плату за скачи- вание материалов. Дома позаботятся о температур- ном режиме и поливке газонов. Роботы-пылесосы и автоматические газонокосилки сделают генеральную уборку и подстригут траву. Многое из перечисленного уже есть, остальное появится совсем скоро. Из всех сфер, влияющих на нашу повседневную жизнь, наиболее автоматизированной является авто- мобильная промышленность. Поэтому давайте крат- ко остановимся на том, что здесь происходит, хо- тя достижение уровня автоматизации, позволяюще- го обычному автомобилю обходиться без участия че- ловека, остается делом далекого будущего. Некото- рые считают, что это произойдет лет через двадцать или через пятьдесят, но когда бы вы ни прочитали эти строки, их прогнозы вряд ли изменятся. Есть обстоя- тельства, когда машины способны управлять собою сами – и уже это делают. Как сделать автоматизацию вождения разумной? Чтобы созданные нами устройства контролировали процесс и постоянно информировали водителя о про- исходящем, не давая ему расслабиться. Чтобы он «не выпадал из цепочки управления», как говорят специа- листы по безопасности полетов. Как предупредить во- дителя, собирающегося совершить маневр, о том, что ему мешает другой автомобиль, или о том, что впере- ди препятствие, или о том, что по перпендикулярной улице к нему приближается машина, которую он еще не видит? Что делать, когда две машины выезжают на пере- кресток навстречу друг другу и система управления одной из них решает, что лучший способ избежать столкновения – преодолеть опасный участок на боль- шой скорости, а ее водитель считает, что нужно тор- мозить? Должен ли автомобиль игнорировать попыт- ку водителя затормозить? Может ли машина не позво- лить водителю перестроиться, если в соседнем ряду находится другой автомобиль? В праве ли она запре- тить ему превышать скорость, или ехать медленнее, чем позволено, или слишком приближаться к впере- ди идущему автомобилю? Эти и другие вопросы сто- ят сегодня перед автоконструкторами. Ведь зачастую на то, чтобы спросить водителя или хотя бы сообщить нечто важное, у машины просто нет времени. Сегодня автомобили способны быть почти само- стоятельными. Возьмем, к примеру, адаптивную си- стему круиз-контроля, меняющую скорость в зависи- мости от расстояния до впереди идущего автомоби- ля, добавим к ней систему контроля за движением в ряду и устройство для автоматического внесения пла- ты за проезд по платной дороге. Получается, что ма- шина может управлять собой сама, держа курс и при необходимости снимая деньги со счета водителя. Си- стема контроля за движением в ряду пока не вполне надежна, а в главе 1 я говорил о некоторых пробле- мах с круиз-контролем, но надежность этих устройств повысится, а цена снизится, и в конце концов ими бу- дут оборудованы все модели автомобилей. Когда ма- шины начнут «общаться» друг с другом (а подобные эксперименты уже ведутся), движение станет более безопасным. Чтобы повысить безопасность, не нужно доводить технологию до совершенства – ведь и люди за рулем тоже не идеальны. Если свести все эти элементы воедино, получит- ся, что мы приучаем водителя к невнимательности. Машины будут часами двигаться по шоссе, почти не требуя его вмешательства, он сможет даже поспать. Такое уже случается в авиации – современные ав- топилоты настолько хороши, что летчики порой дей- ствительно засыпают. Мой друг-физик, работавший в научно-исследовательской лаборатории ВМС, рас- сказывал, что в ходе одного из экспериментов он несколько часов находился в самолете, летавшем над океаном. Когда испытания закончились, ученые связались с кабиной пилотов, чтобы сообщить об этом экипажу. Не получив ответа, они зашли в кабину и увидели, что пилоты спят. Засыпать летчикам, конечно, не рекомендуется, но обычно это не грозит опасностью благодаря эффек- тивности автопилотов, особенно если полет проходит в районе, где нет других самолетов, при хорошей по- годе и с большим запасом топлива. С автомобилиста- ми все обстоит иначе. Как показали исследования, ес- ли водитель отрывает взгляд от дороги больше чем на две секунды, вероятность аварии резко увеличи- вается. При этом он может даже бодрствовать, доста- точно просто отвернуться или отвлечься на настройку радиоприемника. Во многих сферах, которые традиционно являют- ся предметом изучения инженерной психологии, на- блюдается такое известное и хорошо изученное явле- ние, как «чрезмерная автоматизация». Техника ста- новится столь совершенной, что людям незачем вни- мательно следить за ней. Теоретически они должны контролировать работу автоматики, следить за все- ми операциями и быть готовыми немедленно вме- шаться, если что-то пойдет не так. Но когда автома- ты работают эффективно, осуществлять постоянный контроль крайне трудно. На некоторых производствах или в службах ОТК человеку порой по нескольку дней не приходится ни во что вмешиваться. В результате операторы теряют бдительность. Date: 2015-10-18; view: 265; Нарушение авторских прав |