Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для нас развлечения





Что же будет дальше? У нас точно будут самоуправ-

ляемые автомобили, стиральные машины, определя-

ющие цвет и состав белья и автоматически коррек-

тирующие собственные настройки, кухонные устрой-

ства, которые варят, парят и к тому же выбирают блю-

да, предварительно проконсультировавшись с нашим

холодильником и медицинской картой. Система раз-

влечений выберет музыку и запишет для нас филь-

мы и телепередачи, которые сочтет интересными, ав-

томатически сняв с банковского счета плату за скачи-

вание материалов. Дома позаботятся о температур-

ном режиме и поливке газонов. Роботы-пылесосы и

автоматические газонокосилки сделают генеральную

уборку и подстригут траву. Многое из перечисленного

уже есть, остальное появится совсем скоро.

Из всех сфер, влияющих на нашу повседневную

жизнь, наиболее автоматизированной является авто-

мобильная промышленность. Поэтому давайте крат-

ко остановимся на том, что здесь происходит, хо-

тя достижение уровня автоматизации, позволяюще-

го обычному автомобилю обходиться без участия че-

ловека, остается делом далекого будущего. Некото-

рые считают, что это произойдет лет через двадцать

или через пятьдесят, но когда бы вы ни прочитали эти

строки, их прогнозы вряд ли изменятся. Есть обстоя-

тельства, когда машины способны управлять собою

сами – и уже это делают.

Как сделать автоматизацию вождения разумной?

Чтобы созданные нами устройства контролировали

процесс и постоянно информировали водителя о про-

исходящем, не давая ему расслабиться. Чтобы он «не

выпадал из цепочки управления», как говорят специа-

листы по безопасности полетов. Как предупредить во-

дителя, собирающегося совершить маневр, о том, что

ему мешает другой автомобиль, или о том, что впере-

ди препятствие, или о том, что по перпендикулярной

улице к нему приближается машина, которую он еще

не видит?

Что делать, когда две машины выезжают на пере-

кресток навстречу друг другу и система управления

одной из них решает, что лучший способ избежать

столкновения – преодолеть опасный участок на боль-

шой скорости, а ее водитель считает, что нужно тор-

мозить? Должен ли автомобиль игнорировать попыт-

ку водителя затормозить? Может ли машина не позво-

лить водителю перестроиться, если в соседнем ряду

находится другой автомобиль? В праве ли она запре-

тить ему превышать скорость, или ехать медленнее,

чем позволено, или слишком приближаться к впере-

ди идущему автомобилю? Эти и другие вопросы сто-

ят сегодня перед автоконструкторами. Ведь зачастую

на то, чтобы спросить водителя или хотя бы сообщить

нечто важное, у машины просто нет времени.

Сегодня автомобили способны быть почти само-

стоятельными. Возьмем, к примеру, адаптивную си-

стему круиз-контроля, меняющую скорость в зависи-

мости от расстояния до впереди идущего автомоби-

ля, добавим к ней систему контроля за движением в

ряду и устройство для автоматического внесения пла-

ты за проезд по платной дороге. Получается, что ма-

шина может управлять собой сама, держа курс и при

необходимости снимая деньги со счета водителя. Си-

стема контроля за движением в ряду пока не вполне

надежна, а в главе 1 я говорил о некоторых пробле-

мах с круиз-контролем, но надежность этих устройств

повысится, а цена снизится, и в конце концов ими бу-

дут оборудованы все модели автомобилей. Когда ма-

шины начнут «общаться» друг с другом (а подобные

эксперименты уже ведутся), движение станет более

безопасным. Чтобы повысить безопасность, не нужно

доводить технологию до совершенства – ведь и люди

за рулем тоже не идеальны.

Если свести все эти элементы воедино, получит-

ся, что мы приучаем водителя к невнимательности.

Машины будут часами двигаться по шоссе, почти не

требуя его вмешательства, он сможет даже поспать.

Такое уже случается в авиации – современные ав-

топилоты настолько хороши, что летчики порой дей-

ствительно засыпают. Мой друг-физик, работавший

в научно-исследовательской лаборатории ВМС, рас-

сказывал, что в ходе одного из экспериментов он

несколько часов находился в самолете, летавшем

над океаном. Когда испытания закончились, ученые

связались с кабиной пилотов, чтобы сообщить об

этом экипажу. Не получив ответа, они зашли в кабину

и увидели, что пилоты спят.

Засыпать летчикам, конечно, не рекомендуется, но

обычно это не грозит опасностью благодаря эффек-


тивности автопилотов, особенно если полет проходит

в районе, где нет других самолетов, при хорошей по-

годе и с большим запасом топлива. С автомобилиста-

ми все обстоит иначе. Как показали исследования, ес-

ли водитель отрывает взгляд от дороги больше чем

на две секунды, вероятность аварии резко увеличи-

вается. При этом он может даже бодрствовать, доста-

точно просто отвернуться или отвлечься на настройку

радиоприемника.

Во многих сферах, которые традиционно являют-

ся предметом изучения инженерной психологии, на-

блюдается такое известное и хорошо изученное явле-

ние, как «чрезмерная автоматизация». Техника ста-

новится столь совершенной, что людям незачем вни-

мательно следить за ней. Теоретически они должны

контролировать работу автоматики, следить за все-

ми операциями и быть готовыми немедленно вме-

шаться, если что-то пойдет не так. Но когда автома-

ты работают эффективно, осуществлять постоянный

контроль крайне трудно. На некоторых производствах

или в службах ОТК человеку порой по нескольку дней

не приходится ни во что вмешиваться. В результате

операторы теряют бдительность.







Date: 2015-10-18; view: 265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию