Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Автоматизации. В свое время я утверждал, что нынешний уровень
В свое время я утверждал, что нынешний уровень автоматизации по определению не оптимален, по- скольку представляет собой опасное «срединное со- стояние» – нет ни полностью ручного управления, ни полной автоматизации. Нужна либо полная автомати- зация, либо никакой, настаивал я, а сегодня мы име- ем некую полуавтоматизацию. Хуже того, автоматика берет на себя управление в простых ситуациях и сда- ется (как правило, без предупреждения), если возни- кают трудности. А требуется как раз обратное. Если летчик или водитель осведомлен о состоянии своей машины, о внешних условиях, местоположении и состоянии других машин, постоянно реагирует на поступающую информацию и анализирует ее, он ста- новится важнейшим звеном цепочки управления: оце- нивает ситуацию, принимает решения, действует, а затем отслеживает результат своих действий. Вы на- ходитесь «в цепочке», когда аккуратно управляете ав- томобилем, внимательно следя за тем, что происхо- дит вокруг вас. И когда готовите еду, стираете и да- же играете в видеоигру. Главное, что при этом вы по- стоянно оцениваете ситуацию, принимаете решения и анализируете результаты. Близкое понятие – это «владение обстановкой», означающее, что человек осведомлен о контексте, те- кущем положении дел и о том, что может произой- ти дальше. Теоретически даже при наличии полно- стью автоматизированного оборудования человек мо- жет оставаться «в цепочке» и полностью контроли- ровать ситуацию, надо только постоянно следить за действиями приборов, оценивать положение и быть готовым вмешаться в случае необходимости. Одна- ко пассивное наблюдение – дело довольно неблаго- дарное, особенно на дальних дистанциях, когда лет- чику или водителю приходится вести его много часов кряду. В экспериментальной психологии эту ситуацию часто называют вигильностью, и исследования – как теоретические, так и экспериментальные – показыва- ют, что со временем ее уровень снижается. Люди про- сто не могут долго сосредоточиваться на монотонной деятельности. Когда человек «выпадает из цепочки», он лишает- ся доступа к информации. И если возникает осложне- ние, требующее мгновенной реакции, он не способен действовать эффективно. Чтобы вернуться «в цепоч- ку», ему необходимо значительное время и усилия, а этого времени у него может не быть. Вторая проблема, связанная с автоматизирован- ным оборудованием, заключается в том, что мы склонны полагаться на него, даже если возникают осложнения. Два британских психолога, Невилл Стэн- тон и Марк Янг из университета Брунела, изучали на автосимуляторе поведение водителей, использую- щих систему адаптивного круиз-контроля, и выяснили следующее. Когда автоматика работает, все идет от- лично, но если круиз-контроль дает сбой, у водителей, использующих эту модную новинку, «аварийных ситу- аций» оказывается больше, чем у тех, кто ею не поль- зуется. Это общая закономерность: автоматическое оборудование реально повышает уровень безопасно- сти, пока не выходит из строя. Люди, привыкшие поль- зоваться автоматикой, не только «выпадают из цепоч- ки», но и начинают слишком доверять технике. Поэто- му в случае сбоя им труднее овладеть ситуацией, чем тем, кто не пользуется автоматизированным оборудо- ванием. Этот феномен наблюдался в разных сферах деятельности – у летчиков, машинистов, водителей авто– мобилей. Результаты склонности следовать указаниям ав- томатических приборов порой бывают гротескными. Так, жители английского городка Уилтшир нашли себе весьма прибыльное дело – вытаскивать из реки Эй- вон автомобили, водители которых выполняли указа- ния своих навигационных систем, даже если здравый смысл подсказывал, что в результате они заедут в ре- ку. Точно так же даже опытные пилоты порой чрезмер- но доверяют оборудованию своих самолетов. А кру- изный лайнер Royal Majesty наскочил на мель, потому что команда полностью полагалась на «умную» нави- гационную систему. Эти проблемы заботят всех автопроизводителей. Помимо вопросов реального повышения уровня без- опасности, их беспокоит, что в нынешнем сутяжниче- ском обществе при малейшем сбое в оборудовании на них обрушится лавина исков. И как же они действу- ют? Осторожно, очень осторожно. Езда на высокой скорости по загруженным маги- стралям – дело рискованное. Ежегодно в мире в авто- катастрофах погибают 1,2 млн человек и еще 50 млн получают увечья. В этих обстоятельствах наша склон- ность полагаться на механизм (автомобиль) чревата для всех нас неоправданным риском. Автомобиль не только полезен, но и смертельно опасен. Конечно, обучение водителей можно улучшить, но беда в том, что автомобиль опасен по определению. Проблемы здесь возникают очень быстро, не остав- ляя нам времени на раздумья. Уровень внимания у всех водителей то повышается, то снижается, так уж устроен человек. Поэтому даже в оптимальных усло- виях вождение автомобиля – дело небезопасное. Если мы не можем автоматизировать автомобиль полностью, автоматические системы следует внед- рять очень осторожно. Порой лучше вообще отказать- ся от них, а порой стоит серьезно увеличить участие человека в управлении – просто чтобы водитель вла- дел ситуацией и был внимателен. Ручное управление автомобилем опасно. Полная автоматизация может повысить уровень безопасности. Проблема заключа- ется в переходном периоде, когда автоматизирова- ны лишь некоторые функции, у разных машин разный уровень автоматизации, а возможности самих авто- матов ограниченны. Боюсь, что даже если частичная автоматизация и приведет к снижению общего числа автокатастроф, она обернется увеличением их мас- штаба (количества разбитых машин и человеческих жертв). Выстраивать отношения между машиной и ее владельцем нужно очень осторожно. Date: 2015-10-18; view: 261; Нарушение авторских прав |