Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отзывчивая» автоматизацияУстройства-усилители, такие как тормоза и рулевое управление, – это сравнительно примитивные приме- ры естественного взаимодействия человека с маши- ной. Современная электроника существенно расши- ряет возможности такого взаимодействия. Возьмем «Кобот» (сокращение от Collaborative Robot), создан- ный американскими профессорами Эдом Колгейтом и Майклом Пешкиным из Лаборатории механических систем с искусственным интеллектом при Северо-За- падном университете. Этот робот – еще один прекрас- ный пример естественного взаимодействия человека и машины, напоминающего взаимодействие наездни- ка и лошади. Когда я попросил Пешкина рассказать о «Коботе», он прислал мне такое описание: Подобно хорошему учителю, «умные» машины дополняют человеческий разум, а не пытаются его заменить. Идея «Кобота» заключается в разделении функций управления и мышления между человеком и механическим устройством. Робот занимается тем, что он умеет хорошо делать, а человек – тем, что хорошо умеют делать люди. Впервые мы использовали его для переноски тяжестей, сборки автомобилей и складирования. «Кобот» обеспечивает гладкие направляющие поверхности, которые помогают человеку быстро, точно и эргономично перемещать грузы. Если груз не находится в непосредственном контакте с поверхностью, человек может перемещать его как угодно, используя свой интеллект, смекалку, ловкость и умение решать проблемы. При необходимости он может поднимать груз на направляющую поверхность или перемещать его вдоль нее. «Кобот» может служить прекрасным примером симбиоза человека и машины, ведь люди, которые его используют, просто поднимают и перемещают пред- меты – как обычно. Единственное различие заключа- ется в том, что это бывают очень тяжелые предметы, а от человека требуется лишь слегка приподнимать и направлять их. Силу человека увеличивает робот, людям достаточно небольших усилий – все осталь- ное делает автоматическая система. Человек полно- стью контролирует ситуацию, возможно, даже не со- знавая того, что ему помогает механизм. К примеру, один из вариантов технологии «Кобот» помогает ра- бочим на конвейере перемещать автомобильные дви- гатели. Обычно тяжелые предметы, такие как мото- ры, поднимаются ручными или автоматизированны- ми лебедками. При наличии «Кобота» рабочий просто прикрепляет к двигателю цепь с крюком и делает дви- жение, как будто приподнимает его. Разумеется, ав- томобильный двигатель слишком тяжел, чтобы чело- век мог его поднять, тем более одной рукой, но «Ко- бот», уловив движение, обеспечивает необходимую подъемную силу. Если рабочим нужно переместить, повернуть или опустить двигатель, они делают соот- ветствующие движения, а «Кобот», распознает их и дает силовой импульс, необходимый для выполнения операции. В результате получается идеальное взаи- модействие. Рабочие даже не замечают, что исполь- зуют технику, им кажется, что они сами перемещают двигатель. «Кобот» способен выполнять и более сложные функции. К примеру, если необходимо заблокировать какие-то направления или перемещать двигатель по строго определенному маршруту, система управле- ния «Кобота» устанавливает виртуальные «стены» и прокладывает соответствующий «путь». Если опера- тор попытается протолкнуть груз сквозь «стену» или отклониться от маршрута, робот окажет сопротивле- ние, но сделает это деликатно и естественно. Более того, эти виртуальные стены рабочий может исполь- зовать себе в помощь: продвигать мотор до тех пор, пока он не «упрется» в стену, а затем перемещать вдоль нее. Ограничители такого рода кажутся совер- шенно естественными. Действия машины не воспри- нимаются как принуждение. Возникает ощущение на- стоящей стены, и нормальная реакция – не натыкать- ся на нее или использовать в своих целях: «присло- нить» к ней груз, переместить его вдоль «преграды». Вот как описывают эту функцию создатели «Кобота»: Одна из наиболее интересных возможностей… это использование запрограммированных ограничений. К примеру, жесткие границы, вынуждающие двигаться в определенных направлениях, способны резко повысить эффективность выполнения таких задач, как дистанционная установка предметов на штырях. Другой пример – «волшебная мышь»: функция компьютерного интерфейса, ограничивающая движения руки оператора полезными направлениями… для того, чтобы не «выскользнуть» из ниспадающего меню (с вытеснением нижней строки). Еще один пример – это роботизированная хирургическая система, где робот задает «маршрут» для инструмента, который держит врач; четвертый – автосборка, здесь запрограммированные ограничения помогают оператору точно установить на место крупные компоненты (например, приборные доски, шины, сиденья, двери). «Коботы» относятся к семейству усиливающих си- стем. Еще один образец такой системы – силовой экзоскелет, нечто вроде костюма или механическо- го «скелета», который, подобно «Коботу», чувствует движения человека и сообщает им необходимую си- лу. Пока экзоскелеты существуют скорее как концеп- ция, но их сторонники считают, что эта технология найдет применение в строительстве, тушении пожа- ров и иных опасных видах деятельности, позволяя че- ловеку поднимать тяжелые предметы или совершать мощные прыжки в длину и высоту. Экзоскелеты най- дут применение и в медицине. С их помощью инва- лид может обрести силу здорового человека, их мож- но также использовать в реабилитационном процес- се, чтобы пациент мог постепенно увеличивать уси- лия, необходимые для восстановления утраченных функций. Если прибегнуть к аналогии с всадником и лошадью, которую мы использовали применительно к управлению автомобилем, то медицинские реаби- литационные экзоскелеты могли бы передавать кон- троль пациенту («натянутые поводья») или осуществ- лять его самостоятельно («отпущенные поводья»). Рис. 3.4. Скутер «Сегвей» можно назвать роботом, взаимодействующим с человеком: вы управляете им, слегка наклоняясь в том или ином направлении. Есте- ственно и непринужденно человек и средство пере- движения превращаются в единое симбиотическое целое Другим примером естественного взаимодействия можно считать двухколесный электроскутер «Сег- вей». Это наглядный пример «умного» дизайна, с по- мощью которого создано транспортное средство, яв- ляющее собой прекрасный симбиоз человека и маши- ны. Скутер реагирует на поведение человека, и управ- лять им можно почти на интуитивном уровне. Вы вста- ете на самокат, и он автоматически балансируется. Когда вы нагибаетесь вперед, он движется вперед; ко- гда подаетесь назад, он останавливается. Чтобы по- вернуть, достаточно слегка наклониться в соответ- ствующем направлении. Он проще в обращении, чем велосипед, и взаимодействие ощущается как нечто естественное. Впрочем, скутер «Сегвей» годится не для всех, точно так же, как не все могут ездить верхом. Чтобы им управлять, нужны определенные навыки и внимательность. Сравните естественное взаимодействие человека и лошади, человека и «Кобота», человека и «Сег- вея» с более жестким взаимодействием между чело- веком и автопилотом самолета или даже автомобиль- ной системой круиз-контроля. В последних двух слу- чаях конструкторы исходят из того, что вы устанавли- ваете нужные настройки, включаете систему и боль- ше ничего не делаете, пока она не даст сбой, то есть пока вам вдруг не придется брать контроль на себя из- за какой-либо проблемы, сокрушившей автоматику. Примеры естественного тонкого взаимодействия, приведенные в этой главе, показывают, как можно ис- пользовать интеллект машины и ее готовность к со- трудничеству для создания настоящего симбиоза «че- ловек + машина».
|