Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Умными» устройствами
С объектами будущего могут возникнуть пробле- мы, которые невозможно решить с помощью простой визуализации аффордансов. Самостоятельные, «ум- ные» машины ставят перед нами особые задачи, в том числе и потому, что коммуникация здесь должна быть двусторонней. Как нам обеспечить обоюдное об- щение человека и машины? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим разные случаи взаимодействия человека с машиной (автомобилем, велосипедом, да- же с лошадью) и постараемся выяснить, как одна па- ра «человек + машина» коммуницирует с другой па- рой «человек + машина». В главе 1 я говорил о том, что моя идея симбиоза лошади и всадника стала предметом активного изу- чения специалистами НАСА и немецкого Института транспортной системной техники в Брауншвейге. Они, как и я, ставят своей целью совершенствование чело- векомашинного взаимодействия. Побывав в Брауншвейге, я не только познакомился с научными исследованиями, но и узнал кое-что но- вое об управлении лошадью. Как объяснил мне глава немецкой группы ученых Франк Флемиш, один из важ- нейших аспектов верховой езды и управления повоз- кой на конной тяге – это различие между отпущенны- ми и натянутыми поводьями. Когда поводья натянуты, человек напрямую контролирует лошадь, сообщая ей о своих намерениях. При отпущенных поводьях лоша- ди предоставляется больше самостоятельности, что позволяет человеку заниматься своими делами и да- же дремать. Отпущенные и натянутые поводья – это два крайних состояния в управлении лошадью, но су- ществует еще целый ряд промежуточных стадий. Бо- лее того, даже при натянутых поводьях, то есть при прямом контроле со стороны человека, лошадь может упираться и иным образом сопротивляться его прика- зам. Точно так же, как при отпущенных поводьях че- ловек в состоянии руководить лошадью, подергивая их, подавая голосовые команды, надавливая на бока бедрами и лодыжками или слегка пришпоривая ее. Более близкий аналог взаимодействия водителя и автомобиля – это пара «лошадь + кучер» (рис. 3.2). Кучер связан с лошадью не так тесно, как наездник, сидящий на ней верхом, именно потому они боль- ше напоминают пару «среднестатистический води- тель-непрофессионал + автомобиль». В обоих случа- ях связь внутри пар имеет пределы, однако и здесь сохраняется возможность контроля при помощи натя- нутых и отпущенных поводьев. Отметим, что степень самостоятельности животного и контроля со стороны человека определяется через имплицитную коммуни- кацию, причем аффордансом здесь являются вожжи. Сочетание имплицитной коммуникации с аффордан- сами – убедительная и весьма практичная концепция. Этот аспект взаимодействия человека с лошадью мо- жет быть очень важным элементом в системах «че- ловек + машина». Их можно проектировать так, что- бы взаимодействие и объем самостоятельности ва- рьировались естественным образом, на основе име- ющихся аффордансов и коммуникационных возмож- ностей, которые они предоставляют. Рис. 3.2. Управление повозкой на конной тяге при отпущенных вожжах. Если умное животное – лошадь – обеспечивает тяг- ловую силу и держит направление, кучер может рас- слабиться и особо не управлять ею. Это пример кон- троля при отпущенных поводьях, когда лошадь дей- ствует вполне самостоятельно (снимок сделан авто- ром в Брюгге, Бельгия) Когда в Брауншвейге я управлял автосимулятором, разница между «отпущенными и натянутыми пово- дьями» была очевидна. При «натянутых поводьях» основной объем работы проделывал я – выбирал ско- рость, тормозил, крутил рулем. Однако машина нена- вязчиво направляла меня, чтобы я не выезжал за пре- делы своей полосы. Если я приближался к впереди идущему автомобилю на опасное расстояние, руль слегка отодвигался назад, напоминая, что надо уве- личить дистанцию. А если я слишком отставал, ру- левая колонка сдвигалась вперед, призывая немного увеличить скорость. При «отпущенных поводьях» ма- шина действовала энергичнее – настолько, что мне практически не приходилось брать дело в свои руки. Создавалось впечатление, что я могу закрыть глаза и полностью довериться автомобилю. К сожалению, время моего визита было ограничено, и я не опробо- вал всего, что, как я теперь понимаю, следовало бы опробовать. В частности, я так и не выяснил, каким образом водитель может выбирать уровень контроля. А ведь изменения здесь крайне важны, поскольку в чрезвычайной ситуации у человека может возникнуть необходимость быстро вернуть контроль себе, не от- влекаясь от происходящего. Концептуализация связки «наездник + лошадь» – важное метафорическое средство, помогающее со- здавать интерфейсы «человек + машина», но его одного явно недостаточно. Нам необходимо больше знаний о подобных интерфейсах, и тот факт, что ис- следования в этой области уже ведутся, что ученые ищут пути наиболее эффективной передачи намере- ний человека системе (и наоборот), не может не об- надеживать. Один из способов, позволяющих системе сооб- щить о своих целях и намерениях человеку – внятное предъявление избранной стратегии. Группа исследо- вателей во главе с Кристофером Миллером предла- гает, чтобы система делилась возможными сценария- ми («PlayBook») со всеми участниками. Ученые гово- рят, что в основе их разработок лежит «совместная используемая модель задач в соответствующей об- ласти. Эта модель обеспечивает коммуникацию меж- ду человеком и автоматом по поводу планов, це- лей, методов и использования ресурсов – дает что- то вроде установки на игру для спортивной команды. «PlayBook» позволяет оператору взаимодействовать с подчиненными ему системами так же гибко, как и с хорошо обученными подчиненными-людьми, обеспе- чивая тем самым адаптивную автоматизацию». Идея заключается в том, чтобы человек имел возможность сообщать системе о своих намерениях, выбрав один из конкретных «сценариев», которому она должна следовать, а если управление отдано системе, она должна предъявлять «сценарий», который сама из- брала. Эта группа ученых занимается проблемой управления самолетами, поэтому в PlayBook может быть указано, как будет контролироваться взлет и на- бор высоты. Если система работает самостоятель- но, полностью контролируя происходящее, она все- гда показывает план, в соответствии с которым на- мерена действовать, чтобы человек понимал, как ее ближайшие действия вписываются в общую схему, и при необходимости мог изменить план действий. Важ- нейший элемент здесь – форма презентации. Пись- менное описание или список планируемых действий вряд ли приемлемы – для обработки информации, по- данной в таком виде, требуется слишком много уси- лий. Чтобы система была эффективна, особенно для обычных людей, которые не захотят проходить специ- альную подготовку по обращению с «умными» маши- нами в собственном доме, важно, чтобы ее элементы подавались в простой и доступной форме. Практическое воплощение подобных концепций я наблюдал на дисплеях больших коммерческих копи- ровальных машин, когда на экран выводится соот- ветствующий «сценарий»: например, пятьдесят копий в дуплексном режиме, на обеих сторонах страницы, отсортированные и сброшюрованные. Мне приходи- лось видеть прекрасные графические описания про- цесса. Изображение листа бумаги переворачивается, показывая, что копирование идет с обеих сторон, за- тем мы видим, как отпечатанный лист ложится на дру- гие, и становится ясно, правильно ли сортируются ко- пии (показано, как укладываются листы – вдоль или поперек). Наконец, на дисплее появляется стопка го- товых документов, уже прошитых скрепками, – по ее высоте можно судить, скоро ли закончится копирова- ние. Когда автоматические устройства работают относи- тельно самостоятельно, в режиме «отпущенных по- водьев», отображение операций на дисплее особен- но важно, ведь оно позволяет понять, какой стратегии придерживается машина и насколько она продвину- лась в выполнении задания. Date: 2015-10-18; view: 315; Нарушение авторских прав |