Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И коммуникация
Всякий раз, входя в научную лабораторию, я смот- рю, как она выглядит. Если все аккуратно разложено по местам, у меня возникает подозрение, что в этой лаборатории не слишком много работают. Мне нра- вится беспорядок, он означает, что сотрудники – заня- тые и увлеченные люди. Беспорядок – это признак ин- тенсивного труда, имеющий естественное происхож- дение. Мы всегда оставляем следы наших действий: отпе- чатки ног на песке, мусор в ведре, книги на столах, тумбочках и даже на полу. В семиотике это называ- ют «знаками» или «сигналами». А любителю детекти- вов такие следы известны как «улики», и с тех пор как в детективной литературе появился зоркий глаз Шерлока Холмса, они свидетельствуют о тех или иных действиях людей. Эти случайно оставленные «улики» итальянский психолог, специалист по теории позна- ния Кристиано Кастельфранки называет «имплицит- ной коммуникацией». Ее поведенческие проявления Кастельфранки определяет как естественные побоч- ные эффекты, которые поддаются истолкованию. Для этого «не требуются специальные знания или навы- ки либо передача таких знаний и навыков, – отмечает он. – Речь идет о перцептивных моделях обыденно- го поведения и их распознавании». Имплицитная ком- муникация – один из важных элементов конструиро- вания «умных» машин, поскольку речь идет о непре- рывной передаче информации, не вызывающей раз- дражения и даже не требующей полного внимания. Следы, беспорядок в лаборатории, подчеркивания в тексте, стикеры на полях книжных страниц, зву- ки, издаваемые лифтом или бытовыми приборами, – это косвенные сигналы естественного происхожде- ния, позволяющие нам понять, что происходит вокруг, пришло ли время вмешаться и начать действовать или можно спокойно игнорировать происходящее и продолжать заниматься своим делом. В этой связи можно привести хороший пример, свя- занный со старой телефонной связью. В прежние вре- мена, звоня в другую страну, вы слышали щелчки, ши- пение и шумы, позволявшие понять, что вас соединя- ют. По этим звукам можно было даже определить, на какой стадии находится процесс. Затем, по мере со- вершенствования оборудования и технологий, теле- фонные линии становились все «тише», пока не ста- ли совсем бесшумными. Но вместе с шумом ушли в прошлое и косвенные «сигналы». Люди, ожидавшие соединения, слышали лишь тишину и порой, сочтя, что связи нет, вешали трубку. В результате возникла необходимость вернуть звуки в телефонные сети, что- бы люди знали, что их звонок обрабатывается. Ин- женеры, воспринимающие нужды потребителей с из- рядной долей высокомерия, назвали это «успокаива- ющим шумом». Но такие знаки не просто «успокаива- ют». Это и есть «имплицитная коммуникация», под- тверждающая, что звонок принят и система устанав- ливает соединение. Косвенное подтверждение дей- ствительно успокаивает и обнадеживает. Звук – это важное информативное средство обрат- ной связи, но у него есть и обратная сторона. Звуки часто нам докучают. Если мы не хотим чего-то видеть, можно просто закрыть глаза, но у ушей нет век. Психо- логи даже составили «шкалу раздражения» для раз- личных шумов и других звуков. Нежелательный звук может прервать беседу, помешать сосредоточиться, вывести из равновесия. Поэтому немало усилий тра- тится на то, чтобы сделать оборудование в офисах, на производстве и в домах менее шумным. В частности, автомобили стали такими «тихими», что еще много лет назад фирма «Роллс-Ройс» хвастливо заявляла: «На скорости 60 миль в час самый громкий звук, ко- торый издает наша новая модель, – это тиканье элек- тронных часов». Тишина – это прекрасно, но в ней таятся свои опасности. При полной звукоизоляции машины шо- фер не слышит сирен автомобилей чрезвычайных служб, гудков других водителей, даже не замечает признаков изменения погоды. Если дорожное покры- тие ощущается как гладкое, независимо от его ре- ального состояния и скорости, как водителю понять, что он едет слишком быстро? Звуки и вибрация – это естественные индикаторы, косвенные сигналы важ- ных ситуаций. В электромобилях двигатель настоль- ко бесшумен, что даже водитель не слышит, как он работает. Пешеходов, подсознательно полагающих- ся на звук, который предупредит их о приближении машины, электромобили (и другие бесшумные транс- портные средства, например велосипеды) не раз за- ставали врасплох. Вот почему пришлось оснастить электромобиль сигналом, напоминающим водителю, что мотор работает (увы, один из производителей вы- брал для этого самый неестественный из звуков – гу- док). Еще более важная задача состоит в том, что- бы шум приближающейся машины могли слышать окружающие. Американская Национальная федера- ция слепых – организация, члены которой особен- но страдают от бесшумности современных транс- портных средств, – предлагает снабдить автомобили специальной «жужжалкой», срабатывающей в нача- ле движения. При удачном воплощении она могла бы стать естественным сигналом, меняющимся в зависи- мости от скорости автомобиля, что было бы еще по- лезнее. Поскольку звук может быть и информативным, и раздражающим, перед проектировщиками встает трудная задача: как усилить его полезные свойства, минимизировав при этом раздражающий эффект. По- рой этого можно добиться, если приглушить непри- ятные звуки, снизить их интенсивность, свести к ми- нимуму изменение частот и попытаться создать при- ятную акустическую среду. Небольшие изменения акустического фона могут стать эффективным сред- ством коммуникации. Так, дизайнер Ричард Сэппер создал чайник, свисток которого звучит мелодично, переходя от ноты «ми» к ноте «си». Отметим, что даже неприятные звуки приносят пользу: сирены пожарных машин и машин «скорой помощи», пожарная тревога и иные предупреждения об опасности специально де- лаются громкими и резкими, чтобы привлечь макси- мальное внимание. Звук хорош там, где он является естественным сопровождением взаимодействия, случайные, бес- смысленные звуки почти всегда раздражают. По- скольку звуки, даже при умелом использовании, мо- гут быть очень неприятными, в некоторых случаях их следует просто исключить. В конце концов существу- ют и другие формы сигналов – световые или осяза- тельные. Механические регулирующие устройства порой снабжены тактильными сигналами предпочтительных вариантов настройки (своего рода «имплицитная ком- муникация»). К примеру, вращая регулятор тембра, вы ощущаете легкое сопротивление, когда переводи- те его из рекомендуемого положения в другой режим. Смеситель может отказаться устанавливать темпера- туру выше той, на которую он настроен: чтобы сде- лать воду теплее, надо нажать специальную кнопку. Сигнал регулятора тембра позволяет быстро и эф- фективно вернуть его в прежнее положение, а блоки- ровка смесителя предупреждает о том, что слишком высокая температура может доставить вам неприят- ные ощущения, а для некоторых людей просто опас- на. Аналогичные ограничители порой устанавлива- ются на дроссельных заслонках самолетов: если вы сдвигаете рычаг вперед, он останавливается в тот мо- мент, когда слишком сильная подача топлива может повредить двигатели. Однако в чрезвычайных ситу- ациях, если пилот считает, что во избежание ката- строфы необходимо проигнорировать это ограниче- ние, он может преодолеть сопротивление рычага – ведь в этом случае повреждение двигателя не самое страшное, что может случиться. Другое возможное направление работ – это зна- ки в буквальном смысле слова. Читая книги и жур- налы, мы зачастую оставляем на них «метки» – по- трепанные страницы, загнутые уголки, стикеры, под- черкивания, пометки на полях. Почему бы не сде- лать то же самое в электронных документах? В кон- це концов компьютер запоминает, какие тексты вы чи- тали, какие страницы просматривали, а какие пропус- кали, на каких абзацах вы останавливались. Почему бы не ввести в его программу «следы износа», что- бы пользователь мог понять, какие фрагменты редак- тировались, комментировались, больше всего чита- лись? Именно этим занимаются ученые Уилл Хилл, Джим Холлан, Дэйв Вроблевски и Тим МакКэндлесс – они снабжают электронные документы маркерами, показывающими, какие разделы пользуются наиболь- шей популярностью у читателей. Загрязнение и износ свидетельствуют о востребованности, актуальности и важности текстов. Электронные версии могут позаим- ствовать эти полезные признаки, но без таких отри- цательных побочных эффектов, как грязь, засален- ность и повреждения бумаги. Косвенное взаимодей- ствие – интересная основа для разработки систем с искусственным интеллектом. Не нужно слов, не нуж- но принуждения, на рекомендуемые действия указы- вают простые и понятные обеим сторонам «знаки». Имплицитная коммуникация может стать мощным инструментом ненавязчивой передачи информации. Другое важное направление – использование возмож- ностей аффордансов, о котором мы поговорим в сле- дующем разделе. Date: 2015-10-18; view: 270; Нарушение авторских прав |