Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О фигурах вообще и о фигурах речений





§ 34. Фигура есть известный способ изображать мысли от­менным от простого и обыкновенного расположением или слов или мыслей, к возвышению, красоте или приятности слова слу­жащим.

Примечание. Фигуры речений состоят в отменном расположении только некоторых слов, так что переменою оных уничтожается фигура. Напротив же фигуры предложений содержатся в отменном расположении и обороте самых мыслей и переменою слов уничтожены быть не могут.

§ 35. Фигуры речений состоят или в недостатке, или излишенстве, или в повторении, или сходстве слов.

§ 36. Фигуры, состоящие в недостатке слов, суть удержа­ние и бессоюзие.

§ 37. Удержание есть опущение одного или многих слов, необходимых в предложении по смыслу логическому, но оставляе­мых по известности мысли, которую нужно было бы объяснить ими; например: Спокойной ночи! т. е. желаю. Или:

Вы небо без меня и землю возмутили,

И на море бугры поднять дерзнули, ветры!

То я вас! (т. е. накажу) только дай мне волны успокоить.

(Вергилий. Енеида.)

§ 38. Бессоюзие есть опущение соединительных частиц, требуемых по смыслу логическому для связи понятий, например: Бог сильный, резвый, добрый, злой! (т. е. счастие) На шаровидной колеснице.

(Часть II. 3.)

113 Хрустальной, скользкой, роковой,

Во след блистающей Деннице,

Чрез горы, степь, моря, леса

Вседневно ты по свету скачешь...

§ 39. Фигуры, состоящие в излишенстве слов, суть: изобилование, многосоюзие, единознаменование.

§ 40. Изобилование есть избыток некоторых слов, не нужных для точности смысла логического, но употребляемых для большего напряжения или для сильнейшего выражения мысли; например: Я видел сие собственными моими глазами. Или:

Пред мощным слабость трепетала;

Он гром держал в своих руках,

Чело скрывая в облаках,

Гремел, разил, земля пылала;..

Номеркнет свет в его очах,

И Бог земной падет во прах!..

§ 41. Многосоюзие есть повторение союза соединитель­ного, для выражения большого напряжения; например: И малые и великие, и старые и младые, и богатые и убогие хвалят добродетель; но не все последуют ей. Или:

Ничто не ново под луною;

Что есть, то было, будет в век!

И прежде кровь лилась рекою,

И прежде плакал человек,

И прежде был он жертвой рока,

Надежды, слабости, порока.

§ 42. Единознаменование есть фигура, в которой собираем мы несколько подобных слов, дабы сим собранием объ­яснить то, чего не могли выразить одним словом; например: С нами быть тебе больше невозможно: не снесу, не стерплю, не попущу. (Цицерон против Катилины.) Или:

Творец и Царь веков безмерных

Источник лет, веков отец.

(Ломоносов.)

§ 43. Фигуры, украшающие речь повторением слов, суть: усугубление, единоначатие, единозаключение, совокупление, возвращение, восхождение, ок­ружение, наклонение.

§ 44. Усугубление есть повторение одного слова сряду или чрез несколько слов, например: Отвратите, отвра­тите очи ваши! Море, о пространное море! Или:

Глагол времен, металла звон!

Твой страшный глас меня смущает!..

Зовет менязовет твой стон,

Зовети к гробу приближает...

§ 45. Единоначатие есть фигура, в которой несколько предложений сряду начинаются одним словом; например: Что

храброе Российское воинство ко брани устроено; что флаг готов к покрытию вод Балтийских; что все военные приготовления успевают; сие не войну, от России наносиму, предвещает; но показует премудрость прозорливой нашей героини. (Ломоносов.)

Тобой поставлю суд правдивый, Тобой сотру сердца кичливы, Тобой я буду злость казнить, Тобой заслугам мзду дарить.

(Ломоносов.)

§ 46. Единозаключение есть фигура, в которой одним словом, а иногда и целым кратким предложением оканчиваются многие, сряду стоящие предложения; например: Откуда произо­шли неправды, лукавства и злобы? От человека. Где зависть, клеветы, убивства? Между человеками. Кто подымает ору­жие друг на друга и тщится отнять свирепым образом жизнь у ближнего своего? Разумное творениечеловек. (Платон.) Ты к пропасти меня поставил, Чтоб я свою погибель зрел; Но скоро обратясь избавил, И от глубоких бездн возвел.

Щедроту ты свою прославил, Меня утешить восхотел, И скоро обратясь избавил, И от глубоких бездн возвел.

(Ломоносов.)

§ 47. Совокупление есть фигура, в которой многие сряду предложения как начинаются, так и оканчиваются одинаковыми словами; например: Что разрушает дружбу и согласие? За­висть; что рождает явные вражды и ссоры? Зависть; что зас­тавляет клеветать и бесчестить другого? Зависть.

§ 48. Возвращение есть фигура, в которой тем же словом начинается следующий период, которым оканчивается предыду­щий, например: Благословляю тебя. Отец сирых, Отец всей при­роды! благословляю тебя, Бог благости и любви!Я лишился нежных родителей, я лишился верного друга; но один ли остал­ся я на свете, в сей несчастной, плачевной юдоли? Нет не один. Яне одинТы, Бог мой, Отец мой!., не смею далее называть Тебя!.. Ты всегда со мною. Ты с о мноюи чего ж недостает мне?.. Или:

О дружба! кто тебя не знает,

Не знает тот и красных дней.

Врага ли сильного робею,

Убожество ли я терплю,

В совете ль надобность имею,

Или от немощей скорблю:

К кому прибегну, как не к другу?

15 Он мне готов явить услугу

Заочно так как и в глаза.

А есть ли слаб помочь найдется, По крайней мере хоть сольется С моей слезойего слеза... Слеза любви... она дороже Мильонов многих в лютый час!

§ 49. Восхождение есть фигура, в которой сказуемое предыдущего предложения повторяется опять в подлежащем после­дующего, так что период, состоящий из таких предложений, упо­добляется лестнице (от чего и фигура сия на греческом языке называется лестницею — kлnиat,); например: Мы считаем себя почти бессмертными в юности; но после юности непреметно наступает мужество; за мужеством вслед идет старость; а от старости один только шаг до гроба. Или:

Гоняет волка лев, а в о л к гоняет козу,

Коза гоняется за мягкою травою.

(Вергилий. Еклога.)

§ 50. Окружение есть фигура, в которой период начинает­ся и оканчивается одним словом; например: Философия легко побеждает несчастия прошедшие и будущие; но несчастия настоя­щие побеждают самую философию. Или:

Слезой я каждый день встречаю

И кончу каждый деньслезой.

§ 51. Наклонение есть фигура, в которой одно слово повторяется, будучи переложено по грамматическим переменам; например: Такя страдаю теперь от любви к правде; но я люблю ее всем сердцем, люблю так же, как любил доселе, и буду любить до смерти. Или:

Себя собою составляя,

С тобою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый все единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь в век. — (Бог)

(Державин.)

§ 52. Фигура, состоящая в сходстве слов, есть соответ­ствие, в котором несколько предложений в периоде имеют оди­наковое течение мыслей или одинаковый порядок слов. Например: Всякое доброе намерение не постыдится, прилежание похвалится, труд наградится, верность прославится, и проч.

Примечание. Соединение фигур в одной речи делает ее приятнейшею. Например: Вера! Вера! Утешение душ праведных, страшилище преступников! Несчастлив тот, чье сердце затворено для сладостных влияний твоих! Вселенная, сие творение толико

чудесное в очах почитателей Существа Верховного, для того есть нечто иное, как куча существ случайных, действий без связи и без причины; живая картина человечества представляет ему одно хладное зрелище животных слепых, водимых рукою случая; никогда сердце его не раскрывалось для сладостной мысли о Боге воздаятеле; никогда красота природы не напоминала ему о благодетельной Деснице, сотворившей оную; никогда в горест­ных скорбях не мог он возвесть взоров своих к Существу Уте­шителю.Вера! Вера, утешительница несчастных! Пусть злодей лишит меня всех сокровищ, которыми наслаждаюсь я, как да­рами Промысла; я прощу ему, если ты останешься со мною: пусть злодей лишит меня любезных детей моих, которыми уте­шаюсь я, как благословением Божиим; я прощу ему, если ты останешься со мною: пусть злодей покусится отнять жизнь мою, пусть отнимет ее; я прощу злодею, если ты, Вера! оста­нешься со мною: но если злодей, если изверг покусится разлу­чить меня с тобою, о Вера! единственное сокровище мое! я не прощу ему, я не прощу извергу... тогда накажи его, накажи ты сама, священная Вера!..

Глава 5

Date: 2015-10-18; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию