Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О науке красноречия вообще
Как обыкновенно науку красноречия называют?— Греческим именем: риторика, которое происходит от глагола реw —лью. Почему оную так называют? — Потому что она учит изливать златую реку слов. На какой конец? — Дабы с ними о каком-нибудь предмете, так сказать, внести в ум слушателя собственный свой образ мыслей, а в сердце возбудить те чувства, которые сам к нему питаешь. Что из сего следует? — Из сего следует, что понятие, изображающее риторику, должно быть составлено разумом, который все ее правила устремляет как средства к достижению цели и производит их с тем духом, который ничего не принимает без основания и причины. Как таковую риторику назвать можно? — Философскою для различия от д е т с к о й, довольствующей учеников рабскими примечаниями о тех путях ума, кои знаменитые писатели оставили о своих творениях. Что есть детская? — Детская есть выписок опытных замечаний, не раздробленных с точностью по отношению к уму и сердцу, не приведенных к началу красноречия, не связанных хорошо с целью. Выучиться ей, значит предать множество правил своей памяти и не знать, что с ними делать ни при самом сочинении, ни при оценке готового творения. Что есть философская?—Между тем философский дух, подобно всесозидающему духу творческому, носится над первобытным хаосом сих замечаний, ищет их происхождения в природе души человеческой, дробит их, находит ближайшее сродство одних с умом, других с сердцем и не заставляет первого покоряться предубеждению, а второго умствовать. Таким образом открывает два способа: один для поражения ума, а другой — сердца. Находя же общую сторону сих поражений, составляет главное начало, которым, все связывая, образует целое. Какой предмет философской риторики?—Из сего следует, что философская риторика рассматривает, какие душевные способности и как действуют, достигая риторической цели. Вот непосредственный предмет ее! Какие способности преимущественно участвуют в красноречии? — Сообщать слушателям свой собственный образ мыслей о каком ни есть предмете — значит заставлять их смотреть на него с тех сторон, с коих сам смотришь, или, все равно, представлять им убедительные причины. Чтобы изобресть сии стороны, надобно возобновлять в себе прежние понятия и представлять раздельно приобретенные в совокупности, а совокупно понятые — раздельно. Сие действие производится силою воображения, следовательно, оно первоначально участвует в красноречии. Чтобы усмотреть, выгодны ли сии понятия для подкрепления нашего мнения или, говоря общим языком, служат ли они средством к достижению цели, это есть дело разума; следовательно, разум везде сопутствует воображению в происхождении красноречия. Развивая другой конец риторической цели, т. е. внести свой дух и страсти в сердце слушателя, находим, что чувствительность необходима к совершенному успеху в красноречии. Она состоит в том, что писатель принимает самые легкие и другим неприметные впечатления предметов и их удерживает долго в своем сердце. Из сего явствует, что чем будет он чувствительнее, тем удобнее может изобразить предметы со всеми оттенками и, представя в самых поразительных видах, заставить любить их или отвращаться и тем чувствовать удовольствие или досаду. Как убеждается разум и трогается сердце?— Что производит в нас удовольствие, того мы желаем, ищем и домогаемся; что оскорбляет нас, от того отвращаемся. Таким образом, доставляя удовольствие разуму и сердцу описываемым предметом, мы заставляем их стремиться к оному и, склоня тем на свою сторону, побеждаем их самовластие без всякого блестящего меча. Какое начало красноречия? — Из сего видно, что начало красноречия есть удовольствие, ибо та речь прекрасна, которая доставляет его уму и сердцу. В чем же оно состоит? — В приятном ощущении души. Следовательно, оно составляет особенное ее состояние, которое произвести есть дело сочинителя. Как удовольствие происходит? — При всяком удовольствии нельзя не ощущать потрясения души, и удовольствие есть явление сопровождающее особенное движение нерв и душевных способностей. Каких нерв и какое движение производит удовольствие и какое боль? — Природа по всему телу распространила чувствительные нервы, наподобие волосяных трубочек, наполнила их упругими жидкостями и концы их снаружи прикрыла кожею. Стройное потрясение сих нервов производит чувственное удовольствие, а насильственное — боль. Чтобы в сем увериться, стоит только перенестись воображением в те обстоятельства, коими человек, желающий быть довольным, себя окружает. Лоно неги его привлекательно теплотою, ибо она, проницая внутрь чувствующего тела, разливается в оном, пробирается по разным скважинам и, наполняя его собою, так сказать, раздвигает во все стороны пределы его объятности. Таким образом приводя нервы его в стройное потрясение, рождает удовольствие. Та же теплота причиняет боль, как скоро действие ее усиливаясь более и более, производит насильственное движение; в таком случае прохлада, отвращая противным действием излишнее напряжение нервов, способствует к удовольствию. Все потребности устремляют к чему-нибудь наши силы и стесняют наши органы; удовлетворяя им, ослабляем напряжение их орудий. В сем движении заключается сладостное потрясение, при котором мы чувствуем удовольствие. Страсти, заключаясь в сильном желании, устремляют все силы наши к любезному предмету, разливают по всем жилам какую-то животворящую теплоту, разгорячают кровь, открывают пламень особенно на лице и всю махину тела человеческого в быстрейшее приводят движение; другие поражают сердце мертвенностью, и все производят или удовольствие, или досаду по мере движения, совершаемого в чувствительных нервах с насильственным напряжением или приятным ослаблением оных, а не иначе. Из сего следует, что стройное потрясение чувствительных нерв производит чувственное удовольствие, а насильственное — боль. Что пособствует к произведению такового движения со стороны человека? — Как сердце, так и нервы у одного грубы, а у другого нежны; сия разность составляет различную способность приходить в стройное движение, посредством коего производится приятное или неприятное ощущение. От сего происходит, что один действием того же предмета поражается скорее, нежели другой. Между тем нет ни одного человека, которого бы нервы не способны были принять двух крайних движений, из коих одно сопровождается удовольствием, а другое досадою. Между сими двумя движениями может быть бесчисленное множество постепенностей, равно как и между физическими неудовольствием и приятностью находится длинная цепь различных ощущений. Что пособствует к произведению такового со стороны предметов? — То, чтобы предметы могли возбудить в нас оную. Так различные тоны звука сообщают различные потрясения воздуху, приводя его на одном и том же месте в волнение, а воздух препровождает оные слышательные нервам. Насильственное потрясение оных, конечно, неприятно для души, ибо оно и самый орган слуха повреждает. Низкий голос (бас) менее производит потрясений, а самый высокий (дискант) — более всех, по сему первый менее нравится, а последний тотчас раздражает ухо своею напряженностью. В соединении их между собою, первый смягчает острые впечатления второго, а второй излишеством своих потрясений заменяет недостаток первого. Средние голоса (тенор и альт) суть голоса нежнейшие. Весь хор или музыка производит в нас различные движения сильные и слабые с их постепенностями, и удовольствие сие есть сумма различных приятных ощущений, кои возбуждаются семью различными тонами. Мы не более семи цветов примечаем в свете. Они производят в нас ощущение также посредством потрясения зрительных нерв, которые нежнее всякой клавикордной струны. Имея различные густоты и силу, конечно, имеют к ней и различные прикосновения. Черный цвет можно сравнить с низким голосом для того, что он мало отражает лучей и, следовательно, мало делает потрясений; недостаток их повергает душу в печаль и потому весьма кстати принят для означения оной. Белый цвет или свет можно сравнить с высоким голосом, потому что отражает все цветы совокупно и производит сильное потрясение. Он возбуждает веселость в душе, и потому веселое место в природе или на картине есть место освещаемое солнечными лучами непосредственно. Из сего видно, что цветы сами собою возбуждают страсти. Величайшее удовольствие музыки также состоит более в непосредственном отношении к оным, ибо тоны ее возбуждают в нас нравственные чувствования'. Созвучие переменяет их значительность, и совокупность тонов может выразить всякую страсть. Кроме различных ощущений, что еще требуется со стороны предметов для возбуждения удовольствия?— Из сего видно, что, как приятные звуки имеют между собою стройное отношение, в котором более или менее производят удовольствия, так точно и цветы. Снежную белизну фарфоровой посуды золотая живопись возвышает более, нежели какая-нибудь другая, и нередко модные люди для украшения лица своего заимствуют цвет от той материи, которую употребляют под видом защищения своего от воздушных перемен. Итак, со стороны предметов, пособствующих к возбуждению удовольствия, требуется еще стройное соотношение между различными ощущениями, кои они производят и которое называется гармониею. Как называется гармония цветов? — Колоритом. Самый прекраснейший колорит в природе есть радуга, состоящая из семи цветов, следующих таким порядком: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,— и кои все, ударяя в струны зрительной нервы, по причине различной своей густоты и силы возбуждают нежные и сильные впечатления и производят великое удовольствие. Какое свойство гармонии? — В радуге нельзя приметить, как один цвет переливается в другой. Из того можно заключить, что не только в колорите необходимо должно скрывать переход от одного цвета б другой, но и во всякой гармонии подобным образом различные части должны соединяться между собою самым легким и непринужденным образом. Как сие свойство пособствует к возбуждению удовольствия? — По моему мнению, здесь удовольствие рождается так: где начинается легкий, нимало не напряженный переход от одного предмета в другой, там начинает переменяться одно ощущение на другое; сие и производит то стройное движение в нервах, от которого рождается удовольствие. Это не догадка, а опытная истина, потому что не только радуга особенно нравится на месте слияния цветов, но и всякая гармония в оных случаях более поражает. Рассмотрите изгибающуюся линию, где она бывает прекрасна? Не на том ли самом месте, где, переставая быть прямою, начинает переменяться постепенным волнением в другую? Это можно видеть в природе на бесчисленных предметах. Взглянешь ли на извивающиеся по бархатным лугам ручейки — сии живые серебряные нити сообщают удовольствие 1 Например, а и d — чувство сожаления, g — бодрость, с — веселье, — печаль. Посему-то в начале драматических концертов главными тонами по большей части бывают d, а, е, а в конце g и с. постепенностью своего уклонения в берега или падением с выпуклой плоскости, едва, едва приметной, но разливающей воду с такою постепенностью, от которой она вся развивается в змеи и ими клубится. Посмотришь ли на стройный стан какого-нибудь нарцисса — он нравится, уклоняясь от прямой линии и не доходя до кривой; да и вся красота человеческого образа (формы), превосходящая виды всех прочих животных, состоит из выпуклых округлений, которые не иначе можно принять, как за множество изгибающихся линий. Все сии явления и еще большие убеждают, что удовольствие происходит от стройного потрясения чувствительных нерв, подъемлющего цепь различных ощущений, тайно одно за другим пробуждающихся. Что есть чувственное и что душевное удовольствие? — Ежели душа только чувствует стройное потрясение телесных нервов, то сим ограничивается чувственное удовольствие; но она входит в храм собственного наслаждения, как скоро силы ее приходят в стройное движение при их действии. В сем случае они стремятся переходить от одного понятия к другому, не следуя первоначально никаким правилам, не подлежа никакой логической форме. Как же скоро направляются к творческому произведению, то разум при изыскании прекрасных соотношений имеет в виду своем владычество над вселенною и старается превзойти ее соотношения, наклоняемые к многоразличным целям своим, кои он вымышляет как воображение по тому понятию совершенства, которые сам в себе находит и устремляет их к одной цели. Ощущение таковой деятельности выспреннего парения и есть высочайшее умственное или собственное души удовольствие. Как речь производит удовольствие?— 1) Речь истинно красноречивая может поражать как волнующаяся линия при постепенном переходе от одной мысли к другой, возбуждая тем цепь различных ощущений. 2) Речь, произведенная духом, совершенно образованным и чувствующим, царствующего в ней стройностью и хитрым сопряжением, может возбуждать в нас способности к самопроизвольной творческой деятельности и тем заставить чувствовать сладость собственного их парения. 3) Наконец, она прольет удовольствие в душу нашу, когда проложит путь, ведущий от описываемого предмета к потребностям ума и сердца и удовлетворит их. Какие потребности разума? — Разум открывает связь вещей, действительно между ими существующую, рассыпает мрак предрассудков, дающих убежище заблуждению, отсекает обоюдность от слов, дабы установить везде точный смысл, сражается с противомыслящими, дабы не оставалось сомнения. Сравнивая или уподобляя свое мнение вещам яснейшим или обыкновеннейшим, он облегчает трудность понимать связь его, а приводя примеры, убеждается в возможности оной. Это значит, что он ищет истины и желает представить ее в полуденном сиянии. Тогда невидимое делается видимым, невозможное — возможным, предполагаемое — действительным, непостижимое — постижимым. Приобретенная истина составляет торжество его, и он ничем столько не пленяется как ею. Вымыслы для него ничто, если они не занимают его, как явственнейшее и разительнейшее изображение истины. С белыми Борей власами Налагая цепи льдисты И с седою бородой, Быстры воды оковал. Потрясая небесами Вся природа содрогала Облака сжимал рукой. От лихого старика, Сыпал иней пушисты В камень землю претворяла И метели воздымал, Хладная его рука. Борей — северный ветер представляется с белыми волосами, потому что он снежную пудру сеет на деревья, людей и проч. Представляется лихим, потому что угнетает всю природу; представляется стариком, потому что сед и неприятен. Что реки замерзают от его дыхания, что земля каменеет, в этом нет никакого сомнения. Он облака сжимает рукою и сыплет пушистые иней, это физическая истина, ибо как скоро холодный ветер касается паров, то он их сгущает так, что они, сделавшись его тяжелее, не могут держаться на воздухе, а по сему и падают на землю. Следовательно, вымышленное изображение сие представляет истинные свойства и действия Борея, а потому и занимает ум. Итак, первая его потребность — ясная истина. Надобно ее удовлетворить непременно, чтоб иметь разум на своей стороне. Какого качества должна быть речь, удовлетворяющая сей потребности? — Из сего следует, что речь должна быть ясна и истинна. Сей договор заключает сочинитель с своим читателем в ту самую минуту, когда принимается за перо, ибо он для того и пишет, чтобы читатель понимал его. Он хочет убедить — пусть представит истину. Но какая истина в романе, какая истина во всех творениях вымышленных? — Там преобладает вероятность, там главное требование разума состоит в том, соответствует ли сие сочинение предполагаемой цели. Там разум спрашивает, каждое ли слово употреблено с намерением, каждая ли мысль с другою поставлена в таком учреждении, чтобы взаимную сообщать себе силу и отливать взаимный свет, царствует ли между ими стройность, стремятся ли они посредственно или непосредственно к одной главной мысли и образуют ли целое сочинение (individuum). Словом, он требует, чтобы все в нем имело довольную причину. Смотрите на картину, представляющую Граций, богинь приятства, благотворения и благодарности. Представляются они держащимися за руки и составляют почти круг, потому что благодеяние прежде долго обращается, нежели возвращается к благодетелю. Представляются смеющимися, потому что тот, кто делает и кто принимает благодеяние, исполнены бывают радости. Представляются молодыми, потому что память о благодеяниях не должна состариваться, представляются девицами, для того что благодеяния должны быть непорочны и искренни. Представляются непрепоясанными, потому что благодеяния не должны быть подвержены никакому обязательству или условию; представляются в прозрачной одежде, для того что благодеяния должны быть видны. Две обращают лицо к нам, а одна от нас отвращает, потому что благодеяния или удовольствие, причиняемое нами другому, обыкновенно, сугубо возвращается. Они прекрасны, потому что щедрые бывают приятны. Итак, каждая мина их есть принадлежность, относящаяся к составлению понятия о благодеянии, представленная с намерением. Какого качества должна быть речь, удовлетворяющая единству разума? — В речи твоей все должно быть соединено так, чтобы она представляла одно сочинение, а не сбор многих. Вот, что значит единство, вот, что значит речь разумная! Какая четвертая потребность разума? — Разум более не терпит пустоты в сочинении, нежели природа, ибо она прерывает нить творения, как скоро находится между его частями. Он не терпит бедности в мыслях, служащих к объяснению или убеждению его, затем, что не вполне удовлетворяется. Посему четвертое требование его есть полнота. Древние писатели преимущественно отличаются от новых наблюдений оной. Слушайте Ломоносова, как он увеличивает трудность своего предприятия следующими обстоятельствами: великое дело и меру моего разума превосходящее предприемлю, когда при толь знатном собрании, именем сего ученого общества, за несказанное благодеяние, величайшей на свете государыне благодарение и похвалу приносить начинаю. Здесь каждое обстоятельство убеждает в трудности благодарить и хвалить государыню, и во-первых, где больше потребно искусства хвалить ее, в обществе ли знатном, в котором всякий может судить с точностью о справедливости похвалы и беспристрастии, или пред глазами неразборчивых простолюдинов? Где более нужно показать благоразумия, в похвале ли и благодарности, воздаваемой от имени ученого сословия, или от какого-нибудь собрания необразованных? Где преимущественнее надобно действовать сердцу, при изъявлении ли благодарности и похвале за несказанное благодеяние или при оказании своего расположения за какую-нибудь малость? Словом, чтобы благодарить и хвалить государыню, величайшую в свете, к тому необходимо величайшее познание человека и света; притом сколько обстоятельств, увеличивающих трудность сего предприятия, т. е. соответствующих намерению речи, столько раз удовлетворяет разум своей потребности. В сем-то разнообразии заключается одинаковое удовольствие. С другой стороны, полнота касается посторонних мыслей, но связанных с главною так, что не можно отделить их от оной без уничтожения ее достоинства. Объясняю сие следующим образом: каждая мысль у нас связана с другими так, что составляется из них цепь, образующая какое-нибудь целое. Ежели вы оторвете главную мысль от ее побочных, то оставите ее слабою, ибо не будет окружающих понятий, кои, отражая в ней и силу свою и свет, раскрывали бы ее и делали блистательною и полновесною. Оттого-то происходит, что одна и та же мысль в одном сочинении нравится, а в другом даже и оскорбляет. Какая потребность сердца? — Оно желает с готовою истиною войти в храм собственного своего удовольствия, почувствовав к ней какую-нибудь страсть. Ибо единственная его потребность чувствовать, без сего оно терзается скукою. Какое качество должна иметь речь, удовлетворяющая сей потребности? — Из сего следует, что прекрасная речь имеет связь с нашим сердцем и может в нем произвести или удовольствие или досаду; дело оратора открыть путь, которым описываемый предмет входят во внутренность оного. Тогда он, говоря с ним и приводя его в движение, побеждает самовластие и преклоняет волю его без сопротивления на свою сторону. Примеры доказательств, заставляющие чувствовать истину мнения. Силла посылает Красса для набора рекрут в такую землю, в которую не можно было пройти без крайней опасности, ибо надобно было пройти землю, неприятелем занятую. Красе требует у него проводников, Силла говорит ему: я даю тебе в провожатых отца твоего, брата твоего, твоих ближних, недостойно умерщвленных, и за которых я намерен мстить. Красе полетел и исполнил данное ему поручение. Так-то подействовало воспоминание о потере толико любимых и толико многих особ! так-то возбужденное мщение истребило все ужасы, предстоящие в воображении! Я представляю другой пример чувственного доказательства. Ты бы хотел убедить человека, чтобы он не был жестокосерд; возбуди в нем сострадание, а для сего изобрази жестокосердие гнусными красками. Бедная женщина, обремененная многими детьми, из коих одного питала она еще своею грудью, имея во всем крайний недостаток и находясь несколько дней уже без пищи, пошла наконец к одному купцу, торгующему хлебом: за его отсутствием со всевозможною чувствительностью объяснила она бедность свою его жене и предлагала ей некоторые домашние вещи, надеясь под залог оных получить несколько круп и хлеба; однако ж жена купцова нимало не тронулась жалким ее положением, не приняла от нее залога и не отпустила требуемых ею круп и хлеба. К вечеру муж ее возвратился Домой и уже предавался покою; между прочим она рассказала ему со всею подробностью о сей бедной женщине, не умалчивая и того, как она с нею поступила безжалостно. Купец, услыша о сем происшествии и будучи добродетельнее своей жены, не мешкав ни мало, встает со своей постели, берет с собой несколько приготовленной пищи и идет для утоления голоду сей женщины, которая по бедности своей была ему известна. С поспешностью входит он в ее жилище, но какое поразительное зрелище! Он видит, что сия несчастная мать лежала, распростершись на полу своей хижины, умершая от голоду и отчаяния. Юные ее дети, окружая охладевшее ее тело, произносили жалостные вопли, из коих тот, коего питала она грудью, находился крепко прижат в ее объятиях; с горестным плачем и испуская младенческие свои крики, тщетно искал он некоторого себе утешения в охладелых и присохших ее сосцах. Представьте таковое изображение читателю и не напоминайте ему, чтобы он не был жестокосерд, он сам это почувствует. Вот что значит доказать истину, заставляя оную чувствовать! Имеет ли сердце единство? — Сердце имеет собственное единство — единство чувства; например, хочешь место представить приятным, выбери такие предметы, из коих бы каждый возбуждал приятное чувство. Изобрази его под чистым лазуревым небом, пусть весна животворящим светом озлатит его, теплота дохнет на все жизнью, зефиры будут разносить прохладу, ручьи своим извивающимся между берегами движением и движением воды обворожат взор, расстилающаяся под ногами зелень представит во всей пленительной разнообразности цветы, музыка и пение птиц усладят ухо, словом все восхитит сердце и привлечет его к себе невольно. Другие же совсем надобно предметы, чтобы представить место печальным или величественным. Так ли оно рассматривает предметы, как разум? — Сердце имеет собственный образ рассматривать предметы по их впечатлению; оно уподобляет один предмет другому не с тем, чтобы посредством его объяснять, но чтобы приближаться или к естественному, или к красивому, или к смешному, или к высокому чувствованию. Какое свойство воображения и какие потребности?— Свойство воображения — представлять всякую вещь нераздельно с другими, а потребности его — приближать отвлеченное к чувственному, темное к ясному, мертвое или бездушное к живому. Оттого происходит, что воображение заменяет одно слово другим и, располагая слова и мысли по своим требованиям, составляет то, что мы называем украшениями. В пример красивой речи представляю я стихи российского пиндара Ломоносова: Коль ныне радостна Россия! В полях, исполненных плодами, Она, коснувшись облаков, Где Волга, Днепр, Нева и Дон Конца не зрит своей державы; Своими чистыми струями, Гремящей насыщенна славы Шумя, стадам наводят сон, Покоится среди лугов. Сидит и ноги простирает На степь, где Хину отделяет Пространная стена от нас; Веселый взор свой обращает И вкруг довольства исчисляет, Возлегши локтем на Кавказ. Что приводит к волшебному одушевлению описываемых предметов? — Великое удобство сближать вещи по тесной их связи укореняет в нас привычку смешивать их свойства и действия. Посему мы не различаем движения от жизни, а жизни от чувствования, чувствование же более относим к человеческой природе. От сего-то происходит, что Россия радуется, что она, желая обозреть свои в целом свете обширнейшие владения, приподнимается, встает, до облак возносится и при всем том не видит конца их; насытясь же славы своей, она под шумом великих рек предается сладостному спокойствию среди лугов, сидя и простирая ноги до самой Китайской стены или облокотясь на Кавказ, с полным удовольствием исчисляет богатство свое. Кто не скажет после сего, что Россия не дородная, не тучная, не богатая женщина, живущая во всем довольстве и спокойствии? Вот потребности ума и потребности сердца, удовлетворяя которым посредственно или еще лучше в одно время, дают им ощущать полное удовольствие. Какие должности оратора? — После умозрения исполнение должно следовать, как тень за своим предметом. В самом деле, зная цель речи, рассмотря ее качества по потребностям ума и сердца, легко можно видеть, что должно делать, приступая к сочинению. Прежде всего надобно изобресть мнение, в котором намерен убеждать. Оно будет целью всего рассуждения и, следовательно, главным мнением; потом должен судить, какие к тому избрать средние понятия, какие присовокупить придаточные мысли, смотря по потребностям ума и сердца, коим они удовлетворять должны. Главное мнение темно — надобно присовокупить такие придаточные, кои бы могли пролить на него свет. Главное мнение невероятно — надобно показать его возможность и потом утвердить сильными доказательствами. После сего следует обратить внимание на то, как доказать истину своего мнения, заставя оную чувствовать. Посредством сего откроется, какие страсти втекают в составление оного и должно ли их возбуждать или уничтожить. Все сие вместе составляет первую должность оратора, состоящую в том, чтобы изобресть всю материю, нужную для сочинения. Видя, какие страсти и какие предметы входят в сочинение, я могу определить и самый род сочинения, могу судить, какое разнообразие составит единство моей речи; сим образом положа основу моему сочинению, могу разуметь, какой мне должно принять тон, как заставить действовать воображение, сильно или со всею неистощимостью, легко и просто или остроумно; более же всего должно стараться о том, как удобнее протянуть нить между понятиями главного мнения через одно или несколько средних понятий, открывающих связь его. Наконец, пройти мыслью и к самым выражениям, оценить их беспристрастным оком, не делают ли они измены единству в чистоте, ясности, точности и силе и выходит ли слог равным избранной материи. Словом, надобно избрать порядок удобнейший и способнейший к произведению надлежащего впечатления в сердце и должного действия в уме: это составляет вторую должность оратора, состоящую в расположении приготовленной им материи. Не ограничиваясь сим, наконец, пусть он старается навести на сии жилы и кости, составляющие уже весь состав будущего произведения, тело нежное, белое, полное, со всеми выразительными чертами красноречия, и его красавица будет готова. (...) Печатается по изданию: Малиновский Феофилакт. Правила красноречия, в систематический порядок науки приведенные и сократовым способом расположенные.— СПб., 1816.—С. 3—29. Date: 2015-10-18; view: 307; Нарушение авторских прав |