Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О периодах
§ 5. Период, или речь, выражающая совершенный и полный смысл, бывает: 1) Простой, который имеет одно только главное предложение, распространенное и увеличенное приличными речениями по вышепоказанным правилам, и называется одночленным. 2) С л о ж е н н ы й, в котором к главному придается или одно, или два, или три других приличных предложений, которые все соединяются с ним и между собою чрез пристойные частицы. В первом случае называется он двучленным, во втором т р е -членным, а в третьем четыречленным. Примеры: Одночленного: Ленивый человек редко достигает конца своих намерений. Двучленного: Все почти предприемлемое нами требует труда и усилий: посему ленивый человек не может иметь желаемого успеха в своих начинаниях. Тречленного: Вотще помышляет ленивый достигнуть желаемого конца в делах своих; он страшится и убегает всякого труда, а без труда редко удается получить что-нибудь. Четыречленного: Терпение и постоянный труд преодолевают все почти неудобства и подают нам верные пособия к достижению предприятий наших: леность же и малодушие не только заграждают путь к преуспеянию, но даже уничтожают и удачно начатое. (...) Г л а в а 3 Об украшении периодов § 26. Хотя периоды, расположенные и умноженные по правилам вышеизъясненным, имеют уже довольно приятности: однако к большему украшению их есть еще особенно риторические пособия, т. е. тропы и фигуры. 109 О т ро п а х § 27. Троп есть употребление слов в переносном или не собственном значении, по причине какого-нибудь отношения или сходства онаго с собственным: например: Вливать силу в чувства; умирать со смеху; необузданные ветры; и проч. § 28. Главных тропов считается пять: метафора, синекдоха, метонимия, ирония, ипербола. § 29. Метафора есть троп, в котором употребляется слово в не собственном значении, по причине подобия между тою вещию, которую хотим назвать оным, и тою, которая обыкновенно разумеется под ним; например: цвет юности; рука смерти; каменное сердце и проч. Примечание 1. Всякое почти слово может быть употреблено в смысле метафорическом, поелику нет вещи в свете, которая бы не была подобна другой в чем-нибудь. Однако ж надлежит наблюдать, чтоб 1) не брать метафор из чужих языков, не свойственных нашему; например, не говорить с латинского при корне горы (ad radicimmontis) вместо при подошве горы. 2) Чтоб метафора была прилична означаемой вещи, т. е. чтобы та вещь, которая берется в подобие, была ни больше ни меньше той, для которой она берется, и имела точное сходство с нею; например, непристойно было бы назвать благодетеля лестницею, которою восходим на высоту достоинств или счастия. 3) Не часто и не везде употреблять их. Примечание 2. Метафора беспрерывная, т.е. такая, в которой не одно слово, но целый период или несколько предложений в периоде, или иногда целая речь выражаются переносным образом, называется аллегориею; например: Блажен, кто может веселиться Беспрерывно в жизни сей! Но редкому пловцу случится Безбедно плавать средь морей; Там бурны дышут непогоды, Горам подобны гонят воды И с пеною песок мутят... Примечание 3. К метафоре или лучше к аллегории относятся все басни, загадки и иносказательные пословицы. § 30. Синекдоха есть троп, в котором полагается: 1) Род вместо вида и напротив; например: смертный вместо человека. Опустошать огнем и мечом, т.е. оружием. 2) Целое вместо частей, и напротив: — Россия (т. е. некоторая часть оной) изобилует богатыми рудниками. Или: Во след за скорыми кормами (т. е. кораблями) Спешит седая пена рвами. (Ломоносов.)
3) Имя общее вместо частного или собственного, и напротив: город вместо Петербурга или Москвы. Или: Мужайтесь, Русски Ахиллесы, Богини северной сыны! 4) Число множественное вместо единственного, и напротив; например: Расстриги, Кромвели, Надиры, Для хвал своих имеют лиры, Для обоженья олтари. Также: О Р о с с! о род великодушный! О твердокаменная грудь! О Исполин Царю послушный! Когда и где ты досягнуть Не мог тебя достойной славы? 5) Число известное вместо неизвестного: там тысячи (т.е. множество) валятся вдруг. § 31. Метонимия есть троп, в котором поставляется: 1) Причина, действующая вместо произведения, именно же: или а) изобретатель и начальник вместо вещи изобретенной, или той, над которой начальствует; например: Бахус или Вакх вместо вина; Диана вместо звериной ловли. Великий Александр себе был в славе скучен И в чаше Вакховой забвения искал. Или б) сочинитель вместо книги; например: читать В u p г ил и я, О м и р а. Или в) орудие вместо вещи, произведенной орудием; например: Это твоя рука, т. е. твое письмо. 2) Причина материальная вместо вещей, сделанных из материи; например: И м р а м о р и мет ал л со временем падут, Одне достоинства в ряд с вечностью идут. Или 3) произведение вместо причины; например: В поте лица снести хлеб твой. 4) Содержащее вместо содержимого: например: дом., знаменитый заслугами. 5) Владетель вместо вещи, коею владеет; например: сосед горит. 6) Государь или полководец вместо своих подданных или воинов; например: Петр I, победитель Шведов. 7) Признак вместо самой вещи; например: О Росс! твоя лишь добродетель, Таких великих дел содетель; Лишь твой Орел Луну затмил. 8) Время вместо того, что бывает в том времени, и напротив: например: Ученый век вместо людей, живущих в том веке. Во время жатвы, т.е. в конце лета. 9) Свойства вместо лиц, которым они принадлежат: например: 111 мудрость похвальна, добродетель любезна вместо мудрый похвален, добродетельный любезен. § 32. Ипербола есть невероятное увеличение или уменьшение вещи: например: бессильные муки; Из целых гор иссеченные храмы... Слезы градом полилися. Или: Черная туча, мрачным крыла С цепи сорвав, воздух покрыла; Вихрь полунощный — летит богатырь (Суворов)! Тьма от чела, с посвиста пыль, Молньи от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы — горы трещат; Ляжет на море — бездны кипят; Граду коснется — град упадет; Башни рукою за облак бросает и проч. (Державин.) Ирония §33. Ирония есть такой троп, в котором известные слова или целая речь разумеется не в собственном, но в противном смысле, например: Утешение бедняку Парфен! напрасно ты вздыхаешь О том, что должен жить в степи, Где с горя, с скуки изнываешь; Ты беден? — следственно терпи!.. Блаженство даром достается Таким, как ты на небеси; А здесь с поклона все дается; Ты беден? — следственно проси!.. Коль барин на смех поднимает,. Вменяй то в честь и не ропщи; Тобой он тешиться желает; Ты беден? следственно молчи!.. Не смей отнюдь тем обижаться, Что некогда ему тобой В своей уборной заниматься; Ты беден? так в сенях постой!.. Иной шага не переступит, С софы не тронется своей, А сходно все достанет, купит; Ты беден — бегай и потей!.. и проч. (Долгоруков.) Примечание. К иронии причисляются как виды ее: 1) Сарказм, или досадительная насмешка; например: Се та земля, вещает, (Турн, убив Евмеда) Которой доступал ты бранию; теперь Здесь лежа, оную своим ты телом мерь. Так Турн чествует всех, которые дерзают С ним биться; так они здесь грады созидают! (Енеида, 12 песня) 2) Хариентизм, забавная, веселая, но притом и язвительная шутка; например, на плешивого из Овен эпиграмма: Я никогда не мог сочесть волос своих, И ты тож, думаю, не счел; понеже нет их. 3) Астеизм, или учтивая и замысловатая насмешка; например: Цицерон сказал: Рим имел Консула неусыпного; он не знал сна во все время своего Консульства (Консул был избран и сменен в тот же день). Г л а в а 4 Date: 2015-10-18; view: 331; Нарушение авторских прав |