Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная роль как составляющая социального опытаДля объяснения механизма усвоения социального опыта следует обратиться и к феномену социальной роли личности, которую мы рассматриваем как второй важный элемент его психолого-педагогического механизма. Категория роли, несомненно, принадлежит к числу весьма многомерных. В обыденном сознании ролью считается, как точно отмечено И. С. Коном, «такой аспект поведения, деятельности лица, который является для него неорганичным, переживается как нечто внешнее, ненастоящее, отличное от его „подлинного я"... „быть в роли"— значит притворяться, играть, осознавать искусственность своего поведения. Но такое раз-грничение является субъективным, оно описывает лишь соотношение различных образов самосознания, ничего не говоря об их происхождении» [190, с. 186]. Ряд отечественных и зарубежных социологов, социальных психологов выделяют различные аспекты при определении понятия «социальная роль», делая попытку охарактеризовать именно механизм исполнения личностью ее социальной функции. Так, Г. Мид и Р. К. Мертон считают, что поведение человека всегда определяется его способностью соизмерять свои поступки с действиями других людей, поэтому роль — это своеобразная самовоспитанная установка социального ожидания, которое оказывает давление на поведение личности в зависимости от ее ценностных ориентации. Т. Ньюком различает роли, предписанные обществом (так как личность находится под давлением определенных общественных ожиданий), и роли воспитательно-поведенческие, определяющие поведение конкретных лиц в зависимости от популярности роли и предъявленных к роли требований. Т. Парсонс, раскрывая понятие «роль», стремится показать, что она является основой по меньшей мере трех уровней интеграции: психологического, социального и культурного и в силу этого представляет собой канал, по которому свойства и состояние отдельной личности влияют на формирование различных общественных и культурных систем. С. Сарджент считает, что роль — это культурная, личностная и ситуационная доминанта, но замечает, что она никогда не является чем-то обособленно единственным из этих трех составляющих. Представители школы «символического взаимодействия», теории социального действия или социального поведения (Э. Дюрк-гейм, М. Вебер, Т. Шибутани и др.) исходят из того, что в основе всех изменений в жизни общества лежат изменения в ценностях, нормах и обычаях. И коль общество к каждому своему члену предъявляет определенные требования, значит ему всегда приходится к ним приспосабливаться, то есть «играть роль». Здесь возникают так называемые «ролевые ситуации», в связи с которыми определяются интересы и мотивы в поведении людей. «Играние роли,— пишет Т. Шибутани,— заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим» [466, с. 44]. Таким образом, различается «играние роли» и «принятие роли». Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли — требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядит с точки зрения другого человека. Получается, что социальные противоречия и конфликты между людьми —это результат непонимания ролей друг друга, а значит для того, чтобы приходить к согласию, люди должны научиться взаимному принятию ролей. Теория социальной роли имеет важное значение и для исследования процесса формирования личности в детском возрасте. Так, Л. И. Божович, ссылаясь на исследования зарубежных психологов, изучавших процесс социализации (С. Д. Катрелла, Т. Парсон-са, А. Шилса, Т. Сарбина и др.), раскрывает содержание понятий «роль», «позиция», «ожидание», «Я» как структурных единиц взаимодействия субъекта с окужающей действительностью. Кратко суть ее выводов сводится к следующему: человек занимает в обществе определенную позицию или должность (позиция отца, матери, дочери или сына, учителя или ученика и т. д.), а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей. Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей или позиций, а позицию — как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции, и, следовательно, является одновременно и видом социальной деятельности и способом поведения личности в обществе. Но позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий, и сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение. «Роль,— пишет Л. И. Божович,— это организованные действия по выполнению позиции, а позиция есть по существу система ожиданий» [53, с. 115]. Такой подход позволяет проникнуть в механизм усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с окружающей социальной действительностью. По существу это — процесс приобретения ролей, и особенно интенсивно и успешно он происходит в игре. Здесь выделяются две главные формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими). С возрастом и расширением опыта выполнения ролей в игре ребенок получает возможность идентифицировать себя не только с теми ролями, которые он непосредственно наблюдал, но и с теми, о которых узнал из книг, кинофильмов, телепередач. Отсюда процесс формирования социального опыта личности означает ее вживание (с разной степенью осознанности) в различные социальные роли. «Взрослость действительно предполагает укоренение человека в системе социальных ролей, которые юноша только еще примеряет к себе» [191, с. 181]. Социальная роль кроме того содержит определенный половой стереотип и тем самым оказывает значительное влияние на процесс социализации детей. Нормальное социальное становление ребенка требует достаточного количества ролевых моделей каждого пола. В специальных исследованиях и в житейской практике в последнее время единодушно отмечается феминизация воспитания — излишнее преобладание женщин и женских полоролевых стереотипов в дошкольном и школьном детстве, отрочестве и даже ранней юности. Это приводит к тому, что мальчики вынуждены строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на «девочек», не участвовать в «женских» видах деятельности [11, с. 75]. Здесь обращает на себя внимание тенденция, выделенная еще в 70-е годы У. Бронфенбреннером, проводившим сравнительное изучение особенностей советской и американской систем социализации и воспитания. По его мнению, в советской воспитательной системе преобладает ориентация детей на феминные роли: поощряются такие качества, как ориентация на других, помощь другим, аффективные и экспрессивные проявления; оценка деятельности и личности учащихся проводится по вкладу, внесенному ими в общий результат; в качестве методов воздействия используется публичная критика. Американская же воспитательная система, как считает У. Бронфенбреннер, носит подчеркнуто маскулинный характер: доминирует мужской ролевой стереотип; дети рано и активно побуждаются к независимости от взрослых и самостоятельности [58]. Совершенно очевидно, что ни советская, ни американская системы воспитания в прошедшие десятилетия не создавали достаточных условий для социализации детей, сужая их ролевое поведение. . ■ ■ ■ rAUnrniUAUMC DCCEU1/A
|