Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И его социальный опытТретий элемент психолого-педагогического механизма социального опыта ребенка —его самосознание. Социальный опыт, определенным образом «закодированный» в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самознания, по мере осознания себя в качестве члена общества, в качестве носителя новой общественно значимой позиции (Л. И. Божович). Долгое время наша теория воспитания декларировала идею дея-тельностного подхода к формированию личности. Но нередко дея-тельностный подход означал лишь организацию какой-либо общественно полезной деятельности и совместное включение в нее воспитанников. Между тем социализирующая и воспитывающая суть деятельности предполагает, в первую очередь, самоопределение в ней личности воспитанника, обеспечение ей позиции, в которой происходило бы усвоение главных жизненных ценностей, то есть становление личности как «индивидуального уровня общественного бытия» (К. А. Абульханова-Славская). По мнению К. А. Абульхановой-Славской, которая опирается на теоретическое наследие С. Л. Рубинштейна, специфика жизненного процесса связана с тем, как субъект его осуществляет. Такая постановка вопроса не отрицает объективной детерминации и вместе с тем не позволяет понимать эту детерминацию вне человека как субъекта. «Психика как „орган" общественной жизни индивида является производной не от деятельности, а от способа организации общественного субъекта» [2, с. 33—34]. Принимая во внимание такое философское и психологическое толкование общественного бытия личности, можно сделать педагогический вывод о том, что его «индивидуальный уровень» в значительной степени зависит от понимания воспитанником своего внутреннего мира, от сформированное™ у него социальных установок на себя. В современном человекознании все активнее исследуется область, получившая наименование «Я-концепция». Пока еще нет единой трактовки этого понятия: «Я-концепцию» называют «самооценкой», «образом Я», «принятием себя», «отношением к себе» и т. д. Но большинство авторов сходятся на том, что это — своеобразный центр личности.
Окружающий мир, многообразные взаимодействия с людьми личность воспринимает сквозь призму «Я-концепции». Еще Л. С. Выготский писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности... За этими высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» [87, с. 144—145]. «Я-концепция» является по существу предметом социализации, воспитания и самовоспитания личности. Ведущий английский ученый в области психологии и педагогики Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет «Я-концепцию» как динамическую систему представлений человека о самом себе, установок, направленных на самого себя, куда входят: 1) образ «Я» — собственное осознание своих физических, ин 2) самооценка; 3) потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные Р. Берне считает первоочередной задачей педагога и родителей — убедить воспитанников в их человеческой ценности. «Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе» [37, с. 26—27]. Положительная «Я-концепция», по мнению Р. Бернса, определяется тремя факторами: «твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости» [37, с. 32]. Многие исследователи этой проблемы считают, что «Я-концепция» осознается личностью благодаря развитию аппарата самосознания, а говорить о нем можно начиная с подросткового возраста. Однако младший школьник тоже ориентируется на такую систему установок на самого себя, хотя не столько ее осознает, сколько переживает в виде «особого комплекса нравственных чувств» [240, с. 29], то есть его установки всегда довольно сильно эмоционально окрашены, и это делает эмоциональные аспекты социального становления личности в младшем школьном возрасте необычайно значимыми. «Я-концепция» как совокупность всех представлений о себе, установок на себя, выражена тремя основными «модальностями»: «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; «социальное Я» («зеркальное») — установки, связанные с представлением индивида о том, как его воспринимают, видят другие; «идеальное Я» — установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хочет, надеется, стремится стать. «Идеальное Я» — это образ, идеал, прототипом которого часто становится конкрет- П ный человек, поразивший, вызвавший восхищение ребенка. «Идеальное Я» как один из важнейших компонентов системы установок во многом определяет мировоззренческую направленность личности и, что самое главное, становится предпосылкой ее самовоспитания уже в младшем школьном возрасте. ■
|