Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И его социальный опыт





Третий элемент психолого-педагогического механизма социаль­ного опыта ребенка —его самосознание. Социальный опыт, определенным образом «закодированный» в социальной роли, бу­дет присвоен ребенком только по мере активности его самозна­ния, по мере осознания себя в качестве члена общества, в качестве носителя новой общественно значимой позиции (Л. И. Божович).

Долгое время наша теория воспитания декларировала идею дея-тельностного подхода к формированию личности. Но нередко дея-тельностный подход означал лишь организацию какой-либо обще­ственно полезной деятельности и совместное включение в нее воспитанников. Между тем социализирующая и воспитывающая суть деятельности предполагает, в первую очередь, самоопределе­ние в ней личности воспитанника, обеспечение ей позиции, в которой происходило бы усвоение главных жизненных ценностей, то есть становление личности как «индивидуального уровня об­щественного бытия» (К. А. Абульханова-Славская).

По мнению К. А. Абульхановой-Славской, которая опирается на теоретическое наследие С. Л. Рубинштейна, специфика жизненного процесса связана с тем, как субъект его осуществляет. Такая по­становка вопроса не отрицает объективной детерминации и вместе с тем не позволяет понимать эту детерминацию вне человека как субъекта. «Психика как „орган" общественной жизни индивида является производной не от деятельности, а от способа организации общественного субъекта» [2, с. 33—34]. Принимая во внимание такое философское и психологическое толкование общественного бытия личности, можно сделать педагогический вывод о том, что его «индивидуальный уровень» в значительной степени зависит от понимания воспитанником своего внутреннего мира, от сформиро­ванное™ у него социальных установок на себя.

В современном человекознании все активнее исследуется об­ласть, получившая наименование «Я-концепция». Пока еще нет единой трактовки этого понятия: «Я-концепцию» называют «само­оценкой», «образом Я», «принятием себя», «отношением к себе» и т. д. Но большинство авторов сходятся на том, что это — своеобраз­ный центр личности.


 




Окружающий мир, многообразные взаимодействия с людьми личность воспринимает сквозь призму «Я-концепции». Еще Л. С. Выготский писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности... За этими высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» [87, с. 144—145].

«Я-концепция» является по существу предметом социализации, воспитания и самовоспитания личности. Ведущий английский уче­ный в области психологии и педагогики Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет «Я-концепцию» как дина­мическую систему представлений человека о самом себе, установок, направленных на самого себя, куда входят:

1) образ «Я» — собственное осознание своих физических, ин­
теллектуальных, нравственных и других качеств;

2) самооценка;

3) потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные
действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой
[37, с. 32].

Р. Берне считает первоочередной задачей педагога и родите­лей — убедить воспитанников в их человеческой ценности. «Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе» [37, с. 26—27]. По­ложительная «Я-концепция», по мнению Р. Бернса, определяется тремя факторами: «твердой убежденностью в импонировании дру­гим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости» [37, с. 32].

Многие исследователи этой проблемы считают, что «Я-концеп­ция» осознается личностью благодаря развитию аппарата самосо­знания, а говорить о нем можно начиная с подросткового возраста. Однако младший школьник тоже ориентируется на такую систему установок на самого себя, хотя не столько ее осознает, сколько переживает в виде «особого комплекса нравственных чувств» [240, с. 29], то есть его установки всегда довольно сильно эмоцио­нально окрашены, и это делает эмоциональные аспекты социаль­ного становления личности в младшем школьном возрасте необы­чайно значимыми.

«Я-концепция» как совокупность всех представлений о себе, установок на себя, выражена тремя основными «модальностями»: «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспри­нимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный ста­тус; «социальное Я» («зеркальное») — установки, связанные с пред­ставлением индивида о том, как его воспринимают, видят другие; «идеальное Я» — установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хочет, надеется, стремится стать. «Идеальное Я» — это образ, идеал, прототипом которого часто становится конкрет-

П


ный человек, поразивший, вызвавший восхищение ребенка. «Иде­альное Я» как один из важнейших компонентов системы устано­вок во многом определяет мировоззренческую направленность лич­ности и, что самое главное, становится предпосылкой ее самовос­питания уже в младшем школьном возрасте.

Date: 2015-10-18; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию