Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распределение населения по признаку соблюдения социальных норм
При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных отношений проекцией своих эмоций на предметный суррогат. Первоначально это создает иллюзию решения проблемы, спасения от стрессовой ситуации. Хотя на формально-логическом уровне человек осознает, что подобное поведение не приведет к желаемому результату, но постоянно ищет себе оправдание. Аддиктивное поведение имеет несколько стадий развития. · Начало отклонений в поведении. Обычно оно совпадает с фиксацией в сознании переживаний повышенного настроения, радости или экстаза при использовании какого-либо средства аддикции. · Аддиктивный ритм. Подразумевает формирование определенной последовательности обращения к средствам аддикции, частота которых коррелирует с жизненными затруднениями. · Закрепление аддиктивного поведения, когда аддиктивный ритм приобретает вид стереотипного реагирования на любые жизненные затруднения. · Полная доминанта аддиктивного поведения, при которой этот тип поведения становится стилем жизни и полностью определяет отношения с окружающими людьми. · Стадия “катастрофы” характеризуется разрушением психики и нарушением биологических процессов в организме. Не все средства аддикции приводят к полной доминанте аддиктивного поведения и “катастрофе”. В основном это распространяется на поведение наркоманов и алкоголиков. Антисоциальному поведению свойственно активное отторжение норм, принятых в обществе: игнорирование, в первую очередь, законов и нарушение прав других людей; совершение действий, противоречащих моральным и другим социальным нормам. У лиц с антисоциальным поведением преобладают гедонистические мотивы действий (немедленное удовлетворение желаний любой ценой). Суицидное поведение – тип поведения человека, обладающего повышенной склонностью к самоубийству. У лиц с суицидным поведением наблюдается нарушение моральных норм, но чаще всего агрессия направлена на самого себя. Конформистское поведение связывается с отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах и принципах; приверженностью к официальным взглядам; пассивным принятием существующего порядка и приспособленчеством; некритичному подчинению указаниям лиц, обладающих властью. Основными особенностями фанатического поведения являются догматичность и слепое следование какой-либо идее или виду деятельности, сочетающиеся с нетерпимым отношением к другим идеям и видам деятельности. Нарцисстическому поведению присущи самолюбование и самовосхваление, убежденность в неизменной правильности всех своих поступков, повышенная чувствительность к оценке себя другими людьми, отсутствие чувства сопереживания и эгоизм. Аутистическое поведение представляет собой крайнюю форму психического отчуждения. Оно выражается в уходе от активного психического взаимодействия с другими людьми, затруднении социальных контактов, отдалении от активной деятельности, погружении в мир собственных переживаний или мечтаний. В семье формирование поведения ребенка происходит, в основном, двумя путями: через усвоение непосредственно сообщаемых ему правил – норм поведения (“готовые рецепты”) и через наблюдение за существующими моделями взаимоотношений в семье между родителями и другими членами семьи. Если родители говорят одно, а делают другое, то поведение ребенка зависит от самых разнообразных обстоятельств. У ребенка может возникнуть обида и протест, если родители от него требуют того, чего сами не придерживаются. С другой стороны, ребенок может так развить заданную родителями модель поведения, что она окажется неприемлемой. Подростки, родители которых не придерживаются некоторых принятых в обществе норм и правил, часто проявляют протест и нонконформизм и отвергают поведение родителей в целом, даже его нормативную часть. Родители воздействуют на поведение ребенка путем поощрения, обсуждения тех или иных форм поведения и путем наказания. Большое значение имеет родительский выбор одобряемых и осуждаемых типов поведения и эффективность проводимой родителями в жизнь дисциплины. Исключительную роль в формировании стиля поведения ребенка или подростка играет последовательность и своевременность применяемых дисциплинарных воздействий. Поощрение хорошего поведения не менее значимо, чем осуждение плохого. Наказание при формировании нормативного поведения ребенка неэффективно. Противоположность дисциплинарных воздействий отца и матери, противоречивое отношение родителей к социальным нормам значительно повышают риск антисоциального поведения. Дисциплинарные проблемы тесно связаны со степенью допустимой автономности и независимости поведения ребенка или подростка. Избыточный контроль и чрезмерные ограничения, особенно ограничения социальных контактов, исходящие от родителей, приводят к формированию у детей и подростков заниженной самооценки, снижению возможностей преодоления жизненных трудностей, возникновению эмоциональных нарушений и даже невротических состояний. Чаще всего гиперопека осуществляется матерью, отцы же не вмешиваются в вопросы воспитания детей. Родители в таких семьях обычно неблагополучны в браке, а мать переносит на ребенка всю любовь и привязанность. В других семьях снобизм одного или обоих родителей и завышенные претензии к ребенку, исходящие в общем-то из благой цели - дать ребенку широкое образование, требуют неукоснительного выполнения своих указаний, тем самым препятствуя становлению у детей самостоятельности и нормального модуса принятия решения. Чрезмерные ограничения и опека способствуют усилению склонности к суицидному и конформистскому поведению. В семьях, где родители находятся в стадии развода или уже разведены, также возрастает опасность формирования девиантного поведения детей и подростков. В таких семьях преобладает унизительное отношение к ребенку, который становится для одного или обоих родителей “козлом отпущения”, причем периоды пренебрежения могут чередоваться с моментами добросердечия и любви (часто показными). Риск возникновения девиантного поведения усиливается пропорционально увеличению продолжительности конфликта между родителями. У детей, воспитанных в семье с одним родителем, также присутствует высокая вероятность появления поведенческих проблем. Так, ребенок может подвергаться социальной дискриминации (“безотцовщина”). Формирование его нормативного поведения затруднено, поскольку ребенок лишен возможности наблюдать теплые, гармоничные отношения между родителями. Если в семье остается родитель противоположного пола, возникает угроза недостаточной половой идентификации ребенка. Однако, несмотря на то, что воспитание в неполной семье таит в себе определенные опасности, его отрицательные последствия в большинстве случаев нивелируются социальными обстоятельствами и социальной средой, в которой живет семья. Гомоцидное поведение (поведение правонарушителя) обычно закладывается в семье, где взрослые грубо обращаются с детьми, не проявляют интереса ни к ним, ни к их занятиям, допускают безнадзорность детей (гипоопека). В таких семьях часто имеют место конфликты родителей в виде ссор, драк и избиений. Подражание агрессивному, антисоциальному поведению родителей приводит к формированию аналогичного поведения и у детей. В семье потенциального правонарушителя применяются непоследовательные и произвольные методы наказания (часто побои), не поощряется хорошее поведение ребенка. Вследствие этого у детей отсутствует эмоциональная привязанность к родителям и близким, проявляется эмоциональная холодность и ригидность, лживость, жестокость, агрессивность, завышенная самооценка. С момента поступления в школу по мере взросления дети все сильнее подвергается различного рода социальным давлениям, стимуляциям и влияниям. Это обусловливается последовательным возрастанием числа факторов, находящихся за пределами семьи. Главным образом, это связано с воздействием школы и групп сверстников. Расхождение в системе ценностей и норм поведения в школе и в семье зачастую становится причиной девиантного поведения детей, подростков, молодых людей. Следует указать еще, по крайней мере, два фактора, влияющие на формирование отклоняющегося поведения у детей и подростков и относящихся к школьной среде. Так, установлена прямая зависимость риска возникновения девиантного поведения учащихся от текучести кадров учителей и частоты изменения состава учеников. Другой угрозой увеличения числа девиаций в школах являются практика социальных ярлыков. Проведенные социологические и психологические исследования показывают: «навешивание» ярлыка на менее способных учеников провоцирует этих детей и подростков на анормальное поведение потому, что они уже «заклеймены» как анормальные. Подобные образцы поведения получают распространение и в некоторых молодежных субкультурах. Поведенческие реакции. В формировании девиантного поведения немалую роль играют и особенности поведенческих реакций и акцентуаций характера. В подростковом возрасте поведение определяется присущими этому периоду поведенческими реакциями (см. главу 7), классификация которых приведена ниже. · Реакция эмансипации. Имеет место в ситуациях, когда опека быстро сменяется самостоятельностью. Обычно этот процесс сопровождается сильным эмоциональным стрессом, т.н. «отравление свободой». Понятно, что выход из-под контроля старших может способствовать развитию ненормативного поведения, вовлечением подростков в антисоциальную среду. · Реакция увлечения (хобби). По своей сути, представляет собой мощный фактор, противодействующий формированию аддиктивного и иных видов девиантного поведения. Информационно-коммуникативный вид «хобби» как способ бездумного общения и обмена информацией со сверстниками, не требующий какой-либо интеллектуальной переработки, составляет исключение из этого, в целом позитивного типа поведения. · Реакция группирования со сверстниками. Имеет три направления в зависимости от того, к какой группе принадлежит подросток – просоциальной, где соблюдаются нормы поведения; асоциальной, в которых этими нормами пренебрегают; антисоциальной, члены которой бунтуют против социальных норм. Отметим, что если эмансипация консолидируется с реакцией группирования со сверстниками, то риск возникновения девиантного поведения подростков ощутимо возрастает. Наиболее явно это проявляется в жестко регламентированной группе, где зачастую происходят эксцессы, связанные с борьбой за лидерство и нарушением «неписаных законов». · Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Акцентуации характера. К нарушению социальной адаптации в ряде случаев могут привести биологически и социально заданные акцентуации характера (подробно описаны в главе 7). Если гипертимный подросток попадает в асоциальную компанию, он легко в ней адаптируется. У подростков с циклоидным типом с появлением субдепрессивных фаз поведение существенно меняется: они становятся замкнутыми, подавленными, с трудом меняют привычную обстановку, часто покидают привычную компанию сверстников, т.е. проявляют признаки аутистического поведения. Лабильный тип акцентуации характера в своем крайнем выражении приводит к формированию конформистского поведения. Для подростков астеноневротического, психастенического и сенситивного типов не свойственны нарушения поведения. Подростки с шизоидным типом акцентуации характера представляют собой группы риска в плане приобщения к употреблению наркотических веществ и других способов изменения поведения по аддиктивному типу. Кроме того, не принимая участия в антисоциальной деятельности молодежной компании, они могут быть молчаливыми зрителями, присутствуя при ограблениях и избиениях. Другим вариантом девиантного поведения у подростков с шизоидным типом акцентуации является нарастающий аутизм. Наиболее распространенным типом характерологического заострения является эпилептоидный тип, неблагополучный в плане приобщения к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, формирования антисоциального поведения правонарушителя. Это происходит вследствие социальной дезадаптации подростков, связанной с их возбудимостью и агрессивностью. Истероидные черты характера подростка нередко воплощаются в особом виде лживости: он часто сам верит в то, что говорит. Если такой подросток включается в асоциальную или антисоциальную компанию, то легко перенимает все проявления субкультуры этой группы. Подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера присущ гедонизм - неудержимая тяга к удовольствиям и наслаждениям. Такие дети не желают учиться, ищут возможности для того, чтобы избежать даже минимальных нагрузок. Адаптация к новым условиям у подростков конформного типа акцентуации замедленна, но, в конечном итоге, бывает полной и даже чрезмерной. Самоубийство. Представление о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до абстрактного знания о ней и знакомства с траурными церемониями. В этот период жизни еще не выработано представление о необратимости смерти. В возрасте до 5 лет суицидное поведение встречается крайне редко. В целом на дошкольный возраст приходится лишь 1-2% общего числа суицидов у детей. В 10-12 лет появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознании представлений о ценности жизни. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе” рождение характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Для ребенка и подростка суицидально опасные конфликты могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Отсутствие жизненного опыта, свойственного периоду детства, создает ощущение безысходности, порождает чувство отчаяния и одиночества. В возрасте 12-14 лет, а также 18-24 года самоубийство не относят к негативным поступкам 2,2-2,3% подростков и молодых людей, а в возрасте 15-17 лет и 25-29 лет - 2,7-2,8 % молодежи. Формирование суицидного поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит от особенностей личности суицидента. Такое поведение наиболее часто встречается при гипертимном, циклотимном, эмоционально-лабильном, эпилептоидном и истероидном типе акцентуации характера. Безусловно, важна в детском и подростковом возрасте семейная ситуация. Переживание социально-психологических кризисов подростком в значительной степени сопряжено с утратой значимой для него позиции в структуре внутрисемейного общения. Подростку не всегда удается понять, какого рода поведения ждут от него окружающие. Суицидное поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на семейное окружение и вернуть, таким образом, утраченную позицию. Наиболее суицидоопасна позиция молодого человека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников, предъявляющих ему завышенные требования. Дисгармоничные отношения в семье создают опасность суицида у детей, вызывают у них дезориентацию в нормативности поведения. Чем меньше у подростка социальных связей, тем скорее неблагополучие может привести с социальной дезадаптации. Единовластие в семье, жестокое обращение с ребенком служат источником постоянного психического напряжения и могут провоцировать суицид протеста. В период с 1970 по 2000 г. лет количество суицидов у детей и подростков 5-14 лет возросло в 8 раз. Чаще всего молодые люди совершают суициды в возрасте 15-24 года. Причем в этой возрастной категории одно завершенное самоубийство приходится на 100 суицидальных попыток. Доля 10-19-летних суицидентов (с завершенным суицидом) составляет 3-4% лиц этого возраста, доля 20-24-летних – 4-6%, 25-30 летних – 7-8 процентов. На фоне высокого уровня самоубийств в России (39,3 случаев на 100000 населения в 2000 г.) смертность от самоубийств среди мужчин почти в 8 раз превышает число завершенных суицидов среди женщин. Если в возрасте до 20 лет смертность от самоубийств среди лиц мужского пола составляет 12-13, то среди лиц женского пола – 3, в возрасте 20-29 года – соответственно 79-80 и 9-10 (на 100000 лиц соответствующего возраста). Мужчины труднее приспосабливаются к изменениям жизненной ситуации, и у них возникает состояние «усвоенной» беспомощности – глубокой депрессии, ведущей к суициду. Женщину удерживает от самоубийства ответственность за детей. Первичная профилактика самоубийства заключается в выяснении причин депрессии и других изменений поведения; установлении эмпатических отношений; в поиске причин конфликта в семье (школе, группе сверстников), а также путей выхода из сложившейся ситуации; в активизации жизненных ресурсов. Существенную роль в этой профилактике играет работа службы “телефон доверия”. Преступность представляет собой наиболее опасное отклонение от социальной нормы, относительно массовое, исторически изменчивое социально-правовое явление. Оно складывается из совокупности преступлений, совершаемых в стране за определенный период. Преступление – это действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Преступления являются составной частью правонарушений, под которыми подразумевают нарушение установленных не только законом, но и другими нормативными актами правил поведения. Не является секретом факт увеличения преступности в России в постсоветский период, равно как и широкое вовлечение детей и подростков, в основном – беспризорных, в криминогенные структуры. Анализу причин данного явления посвящено множество разного рода публикаций. Выделим, по нашему мнению, наиболее заслуживающие внимания причины. 1. Массовое семейное неблагополучие: переход страны к либеральной экономике привел к существенному расслоению населения по уровню доходов, что повлекло за собой целый спектр социальных следствий, начиная от принципиальных различий в стартовых позициях для молодежи и заканчивая прогрессирующим социальным сиротством. 2. Снижение воспитательной функции семьи: современная российская реальность «отдаляет, отчуждает» родителей и детей вне зависимости от социального и экономического положения семьи, снижая в числе прочих и ее воспитательное влияние. Широко известно, что мать в нашей стране в среднем затрачивает на воспитание ребенка (детей) около 15 минут в день. Это равно характерно как для менее обеспеченных семей, в которых родители сразу на нескольких местах работы заняты добыванием средств для того, чтобы накормить и одеть детей (дети же в это время предоставлены самим себе, компании друзей или телевизору), так и для более материально благополучных семей, в которых родители вовлечены в “оборот больших денег”, также отнимающий все их время (от детей в таких семьях либо “откупаются” дорогостоящими подарками, либо отдают их на попечение элитным учебно-воспитательным учреждениям, в любом случае лишая их элемента семейного воспитания). 3. Кризис системы школьного и начального профессионального образования, в настоящее время направляющих свою деятельность на решение задачи обучения, но не воспитание личности молодого человека. 4. Отсутствие надлежащего правового воспитания в обществе, что характеризуется как правовой безграмотностью, так и правовым нигилизмом молодежи. 5. Длительная трудовая незанятость подростков, связанная как с невозможностью трудоустройства, так и с нежеланием работать некоторой части молодых людей. 6. Отсутствие четких ценностных ориентиров в российском обществе: идеологизированные ценности социалистической системы оказались утраченными, а их место не заполнено ничем, кроме низкопробных образцов американской массовой культуры, не соответствующей отечественному менталитету. 7. Десоциализирующее влияние массовой культуры на подростка как следствие социокультурного кризиса, выражающегося в сворачивании отечественного и, в том числе, детско-юношеского кинопроизводства. 8. Неорганизованность социального досуга несовершеннолетних по месту жительства и связанная с ней проблема направления молодежной энергии и социальной активности в просоциальное русло. Ведь неудовлетворенная потребность в самоутверждении может привести как к делинктвентному поведению, так и закончиться ретриатизмом. 9. Негативное влияние ближайшего бытового окружения вне семьи (неформальные и коммуникативные группы), связанное с психологическими особенностями подросткового возраста. 10. Социальное неравенство как следствие возрастного. Находясь под воздействием репрессивных мер воспитания, заброшенности, непонимания действительности, подростки также имеют неравные со взрослыми шансы на получение жилья, работы, оплаты своего труда, защиты своих интересов. 11. Общеизвестно, что сама личность несовершеннолетнего в силу возрастных особенностей характеризуется определенным набором специфических психофизиологических свойств и качеств. Бурное физическое, интеллектуальное развитие подростков, их желание самоутвердиться в мире взрослых вступают в конфликт с социальной незрелостью, нехваткой или отсутствием профессионального и жизненного опыта, что отражается в низком, плохо очерченном социальном статусе. Это провоцирует неудовлетворенность своим образом жизни, уровнем доходов, жилищными условиями и т.д. Результатом всей этой совокупности предпосылок может стать криминогенное поведение молодежи. С психологической точки зрения правонарушителя отличает эмоциональная ригидность, которая осложняет оперативность интеллекта, вызывает неравномерное усвоение необходимой информации, снижает уровень контроля и самоконтроля и вносит в поведение элемент неуправляемости. У него нет потребности в общении, система контактов сугубо избирательна. Свойственное подростковому возрасту стремление к самоутверждению, которое, накладываясь на эмоциональную неустойчивость, противоречивость личностного развития, протестное поведение как проявление реакции эмансипации, может иногда принимать агрессивные формы. При этом собственно феномен агрессии уже содержит в себе вероятность асоциального и антисоциального поведения, что с учетом возрастной специфики может привести к негативным последствиям. Таковые с высокой долей вероятности окажутся реализованными, если подросток в качестве референтной группы выберет ту, где культивируется жестокость и агрессивность либо уже сложившуюся криминальную группу. Для антисоциального поведения подростка или молодого человека характерно формирование системы самооправдания и психологической защиты (в основном, в виде отрицания), то есть реабилитации себя и своих поступков: отрицание оснований для ответственности, отрицание причиненного вреда, отрицание наличия жертвы, осуждение осуждающих, ссылки на более важные обстоятельства. Как видно из таблицы 17, преступность несовершеннолетних с 1995 года находится приблизительно на одном и том же уровне. Общей тенденцией является увеличение доли 14-15-летних среди несовершеннолетних преступников, увеличение среди них девушек, активизация групповой преступности несовершеннолетних, участие несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков, учащение рецидивов преступлений. Растет как общеуголовная, так и экономическая организованная преступность. Действия молодых преступников, особенно несовершеннолетних, становятся более жестокими, циничными, немотивированными. Агрессивные молодежные группировки. Резервом преступности могут стать и члены некоторых агрессивных молодежных группировок. К их числу потенциально относятся скинхеды (бритоголовые), панки, алисоманы, киноманы, футбольные фанаты, движение ролевых игр. Таблица 17 Date: 2015-10-18; view: 557; Нарушение авторских прав |