Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российском обществе
Социальное развитие или деградация. Понимание закономерностей развития молодежи как социальной группы непосредственно связано с адекватным определением ее роли и места в общественном воспроизводстве, субъектом которого она является. Включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, она не только наследует условия жизни и отношения, оставляемые ей родительскими поколениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и воспроизводство общества. Социальное развитие молодежи, понимаемое как изменение количественных и качественных характеристик этой социально-демографической группы в процессе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизводства, может иметь деструктивные формы (дезинтеграция, социальное исключение), носить характер преемственности социального опыта, накопленного предшествующими поколениями (простое воспроизводство) и приобретать черты расширенного воспроизводства путем обновления условий жизнедеятельности и всей системы общественных отношений. Какие же изменения в социальном положении, в сознании и поведении молодых людей свидетельствуют об их социальном развитии, а какие о социальной деградации? В недавнем прошлом для подобной оценки служили идеологические критерии. Отказавшись от этих критериев в современной России и не выработав новых, общество по существу лишилось возможности адекватно оценивать происходящие перемены. В нашей концепции критерием социального развития молодежи выступает степень (мера) ее субъектности в общественном воспроизводстве. Иначе говоря, оценка социальных изменений молодежи осуществляется в соответствии с тем, насколько они влияют на сохранение общества как целостности. Опираясь на данные всероссийского социологического мониторинга “Социальное развитие молодежи” (ИСПИ РАН), рассмотрим: что воспроизводит, а что не воспроизводит сегодня молодое поколение в общественной жизни и насколько это соответствует интересам сохранения целостности и развития общества. Изменения затронули, прежде всего, материальное производство. Трудом в материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи – значительно меньше, чем в среднем среди занятого населения РФ. С начала 90-х годов наблюдается отток молодежи из сферы материального производства. Особенно пострадал государственный сектор экономики, занятость молодежи в котором сократилась за последние годы почти вдвое. Причем для половины из оставшихся в госсекторе – это вынужденная занятость из-за отсутствия выбора. К нулевой отметке приближается воспроизводственный потенциал молодежи в промышленности и сельском хозяйстве. Причина не только в плохом материальном положении, а в отсутствии какой бы то ни было политики в этом направлении (полезно вспомнить историческую роль молодежи в индустриализации нашей страны). Поэтому поиск путей повышения молодежного потенциала материального производства должен стать первостепенной задачей государственной молодежной политики. Эффективность общественного воспроизводства во многом зависит от того, насколько гармонично труд в материальном производстве взаимодействует с системой распределения и обмена. Период наиболее бурного притока молодежи в сферы распределения и обмена приходится на первую половину девяностых годов, когда ее доля возросла почти в 10 раз. В настоящее время тенденция роста сохраняется, хотя и замедленными темпами. Как можно оценить эту тенденцию? С одной стороны – положительно, поскольку расширяются формы занятости молодежи, причем преимущественно в негосударственном секторе. Рыночная экономика не может нормально функционировать без воспроизводства сфер распределения и обмена. Однако, принимая во внимание, что отмеченный рост происходит за счёт оттока молодежи из сферы материального производства и продолжает сокращение производительности труда в нём, вряд ли можно назвать такой процесс позитивным. В общественном плане он ведёт к обособлению и гипертрофии распределительных отношений в ущерб производству, а для молодежи – воспроизводству неэкономических форм распределения (рэкет, вымогательство, мошенничество). Без целенаправленного регулирования этих процессов в рамках молодёжной политики РФ общество столкнется с новым витком социальной напряжённости. Надежды на саморегулирование рынка в перераспределении молодежи между сферами производства пока не оправдываются по причине его несоответствия современному типу воспроизводства. Каждый десятый молодой человек в разных формах причастен к бизнесу, включен в сферу обмена. Вместе с тем, каждый второй из них признает, что, работая, вынужден нарушать закон. Молодёжь включена не в отношения обмена, который должен быть мерой индивидуального вклада в совокупный общественный продукт, а обмана, имеющего своим последствием воспроизводство извращённой мотивации. Аналогичная тенденция имеет место и в мотивации труда молодежи, в том числе и в материальном производстве. Мотивы приобрели четко выраженную инструментальную направленность, что само по себе важно для успешной её интеграции в рыночные отношения. Однако рационализация мотивов сопровождается разрушением морально-этических норм в труде и правового сознания молодых людей. Не получая моральных и правовых противовесов, подобное сознание находит отражение и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Поэтому проблема интеграции молодёжи в рыночные отношения не только экономическая, но и этическая. Формирование трудовой этики в молодёжной среде, адекватной современным рыночным отношениям, остаётся важным направлением молодёжной политики. Изменения роли и места молодёжи в материальном производстве, в сферах распределения и обмена не могли не отразиться на структуре её потребления. С одной стороны, здесь отмечается опережающий рост потребностей по сравнению с ростом уровня жизни молодёжи, с другой, – отсутствие чёткой зависимости уровня жизни от количества и качества труда молодых людей. Преодоление этих противоречий предполагает ориентацию молодёжной политики на укрепление связи потребления с трудом. Учитывая социально-продвинутый характер потребительских ориентаций молодёжи по отношению к другим группам населения, это будет способствовать позитивному её влиянию на сферу потребления в целом, а также служить важной предпосылкой для расширенного воспроизводства среднего класса, без которого немыслима стабилизация общества. В процессе потребления результатов материального производства осуществляется воспроизводство самого человека во всём многообразии его духовных и физических сил. Основные тенденции изменения потребительских ориентаций и структуры потребления молодёжи во многом предопределяют содержание и направленность ее духовного развития. В основе его лежит противоречие между пробивающими себе дорогу новыми либеральными ценностями, характерными для современного общества, и ещё достаточно прочно укоренившимися в историческом сознании молодых людей традиционными ценностями. Вот почему задача молодёжной политики в духовной жизни общества должна состоять в том, чтобы не допустить перерастания рассмотренного противоречия в конфликт и всемерно содействовать сохранению и развитию обоих культурных пластов в молодёжном сознании. Такая политика поможет постепенно сформировать собственную, российскую модель национального самосознания. Социальная интеграция молодежи. Анализ современного российского общества свидетельствует о том, что оно стало обществом риска. Его главными атрибутами являются неопределенность и потеря индивидами своей субъектности, выраженные в тотальной зависимости от неконтролируемой социальной реальности. Следствием этого становится их отчуждение от управления собственной биографией и непредсказуемость жизненного пути. Охватывая в той или иной степени все слои населения, непредсказуемость особенно болезненно сказывается на молодежи, как становящемся субъекте социальных отношений. Проявляющаяся во всех сферах общественной жизнедеятельности, она неизбежно становится характерной особенностью социальной интеграции молодых россиян. Все это обусловливает существование целого ряда рисков в интеграционном процессе. Риск по-разному проявляется в тех или иных социальных группах. Однако сочетание социально-экономического, правового, политического и иных факторов, их взаимное влияние и усиление является главной детерминантой глобализации риска и втягивания в его орбиту представителей все более широких слоев молодежи. Вот почему, несмотря на значительную социальную дифференциацию в ее среде, большинство испытываемых молодыми людьми рисков оказываются общими. Включаясь в общественные отношения и идентифицируясь с ними, молодое поколение интегрируется в общество. С социологической точки зрения этот механизм проявляется как отражение в индивидуальном сознании направленности социальной мобильности. В сознании молодого человека мобильность выражается в стремлении достигнуть социального статуса, характеризующего референтную группу. Достижение приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего повышения своего статуса, а нереализованность жизненных планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. И достижение, и поиск других путей сопряжены с риском. В первом случае - это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Падение уровня жизни большинства российских семей привело к снижению аскриптивного статуса молодежи. В то же время ограниченный доступ к ресурсам развития обостряет противоречие между стремлением молодых людей к самореализации, как одной из базовых потребностей, и сужающимися возможностями ее удовлетворения. Оно является непреодолимым препятствием для воспроизводства и повышения их статусного положения и отчетливо просматривается во всех сферах, особенно в образовании и системе трудовых отношений молодежи. Образование является важнейшим механизмом, выравнивающим изначальное социальное неравенство молодых людей. Оно обеспечивает их продвижение вверх по социальной лестнице и интеграцию. Однако осуществляемая реформа образования в России внесла существенные противоречия в этот процесс. Законодательно принятое понижение планки обязательного обучения, разрушение инфраструктуры всеобщего государственного образования и его коммерциализация в условиях стремительного имущественного расслоения населения существенно ограничили социальное продвижение ряда групп молодого поколения. Под угрозу риска нисходящей мобильности, обусловленного социально-региональными факторами, попадают выходцы из малообеспеченных семей, молодые жители отдаленных поселений и подростки, чья социализация проходит в районах, охваченных забастовками обездоленных учителей. Изначальная депривация этих категорий молодежи, не устраняемая, а консервируемая институтом образования, находит свое продолжение в их исключении из целого спектра социальных возможностей. Сама реформа образования провоцирует, таким образом, новые условия невыгодного социального положения молодых граждан России и является источником риска их нисходящей мобильности и социального исключения. В обществе, следовательно, образуется цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений, в которой слабость социально-экономических позиций определенных категорий молодежи выступает одновременно следствием социо-структурной трансформации и причиной их социального исключения. Так появляются депривилегированные группы молодых людей, отличающиеся низким социальным статусом. Кризис идентичности и риск аномии. Один из мощных источников риска нисходящей мобильности молодежи связан с нарушением ее прав. Незаконные увольнения, применение штрафных санкций, самоуправные действия по регулированию рабочего времени, форм и размеров оплаты труда, наконец, использование бесплатного труда молодежи приняли по отношению к ней массовый характер. Подобные дискриминационные явления, тесно коррелирующие с социально-правовой уязвимостью молодежи, повышают значимость субъективных факторов ее социального продвижения. Попадая в условия, не способствующие их свободному самоопределению и ограничивающие восходящую мобильность, юноши и девушки постоянно рискуют оказаться резервом депривилегированных и низко статусных групп. В значительной мере данный риск обусловлен сужением возможностей трудоустройства молодежи, особенно младших возрастов. Будучи новичками на рынке труда, они чаще остальных заняты на рабочих местах, не требующих специальной подготовки и квалификации, и размещаются на нижних ступенях социально-профессиональной лестницы. Их социальное положение крайне неустойчиво, а мобильность склонна к снижению. Интеграция молодых людей сопряжена с поиском не только экономической ниши, но и места в других сферах жизни. Им предстоит идентифицировать себя с теми или иными группами, признав своими их нормы и ценности. Невозможность получить желаемое образование, приобрести хорошую профессию и интересующую работу, опасность остаться не у дел в продвижении по службе, неспособность разрешать свои материальные проблемы посредством профессиональной деятельности ставит молодежь перед альтернативой другого типа риска: оказаться на обочине жизни, пойти по пути нарушения закона. Тот факт, что криминальная сфера часто оказывалась наиболее перспективной с точки зрения восходящей мобильности, предопределяет риск деформации нормативного сознания современного поколения российской молодежи. В условиях, когда общество переживает ценностно-нормативную неопределенность, а ослабленные перманентным реформированием социальные механизмы сами находятся в состоянии аномии, социализационные траектории молодежи выходят из-под контроля. Отдельные институты социализации демонстрируют неспособность противостоять потери общепринятых норм в молодежной среде, распространению деструктивного поведения, криминализации отношений и интеграции в них все большего числа молодых россиян. Ценностно-нормативная неопределенность и последовавшая за ней трансформация социально значимых оснований идентификации молодежи сыграли ключевую роль в усилении риска кризиса идентичности. Даже в условиях относительной стабильности молодые люди часто обитают в маргинальном пространстве. Период социальных перемен значительно интенсифицирует этот риск. Культивировавшиеся в сознании и поведении молодежи на протяжении десятилетий классовая и групповая идентификации заметно уступили место индивидуальной и корпоративной. Однако жизнь показывает, что кризис коллективистских устремлений, происходящий на фоне ценностно-нормативной неопределенности, способствует не только раскрепощению личности молодого человека, но и укреплению в его сознании антисоциальных ориентаций и противоправного поведения. Индивидуалистические черты в молодежном сознании и разного рода девиации приобретают в этом случае ясно выраженные криминальные характеристики. Находясь под влиянием скоротечных социокультурных изменений и непрекращающейся переоценки и девальвации сменяющих друг друга ценностей, молодые люди лишены возможности сконструировать устойчивую социальную идентичность. С одной стороны, налицо признаки идентификационного моратория, когда молодой человек ни с кем и ни с чем себя не идентифицирует. С другой стороны, складываются все необходимые условия для идентичности молодежи посредством интернализации криминальных норм. Таким образом, риск нисходящей социально-профессиональной мобильности и социального исключения, риск аномии и кризиса идентичности проявляются как неизбежное следствие деградационных изменений в российском обществе. Становясь частью социализации молодого поколения, они являются предпосылкой его превращения в потенциал асоциальности и кардинально изменяют направленность интеграции. Отрицательная интеграция молодежи в российском обществе становится реальностью. Date: 2015-10-18; view: 412; Нарушение авторских прав |