Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социализация как социальное явление
Говоря о социализации, большинство авторов в самом общем виде сводят ее к сложному, многогранному, во многом противоречивому процессу, в ходе которого биологический индивид становится существом общественным. По нашему мнению, такая позиция является вполне верной. Различия во мнениях ученых начинаются, когда речь заходит о раскрытии природы социализации, о формах и стадиях этого процесса. Наиболее общим и типичным определением социализации можно считать определение, данное И. Коном: это процесс “усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность”. В онтогенетическом плане трактует социализацию С. Батенин, определяя ее, прежде всего, как “процесс приобщения индивида к обществу, наполнения его жизнедеятельности содержанием социального опыта”. В содержание социализации включаются следующие основные компоненты: социальное познание, т.е. знание о самом себе, о взаимоотношениях с другими людьми, усвоение социальных и культурных ценностей, знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов; овладение определенными навыками практической деятельности как в предметной, так и в социальной сферах; выработка на основе полученных знаний системы ценностных ориентаций и установок; приобретение определенных социальных позиций и интернализация соответствующих норм и ролей; включение человека в активную творческую деятельность уже как зрелой, социализированной личности (Н. Андреенкова). Следует отметить, что с социологической точки зрения попытку Н. Андреенковой охарактеризовать содержание процесса социализации можно признать достаточно удачной, поскольку она позволяет конкретно подойти к изучению различных аспектов взаимодействия формирующейся личности с социальной средой. Другим достоинством подхода этого автора к раскрытию содержания социализации является то, что последняя предстает не в общем виде (как освоение социального опыта), но дифференцирована по элементам. Вместе с тем трактовка содержания социализации Н. Андреенковой представляется не совсем полной. В ее понимании психологические и биологические аспекты формирования личности выступают не как собственно содержание социализации, а лишь как ее предпосылки. На этом основании автор рассматривает социализацию в качестве составной части формирования личности. Такое толкование содержания социализации внутренне противоречит ее общему осмыслению самим автором. Под социализацией же Н. Андреенкова понимает процесс становления индивида как общественного существа, и совершенно справедливо заключает, что личностью человек не рождается, а становится. В процессе формирования индивид приобретает все многообразие социальных свойств, включая и психические. Во многих работах отечественных философов, социологов, социальных психологов убедительно обоснована и доказана включенность в содержание социализации психического развития человека в процессе его социального становления. Представляется, что в содержание социализации также входят и те аспекты биологического развития человека, которые в той или иной мере модифицируются, нормируются в ходе взаимодействия формирующейся личности с социальной средой. Последняя же определенным образом направляет и социально регламентирует проявление различных потребностей человека. Тем не менее, это совсем не означает, что процесс роста, проходящий по биологическим законам, включается в содержание социализации. Следует признать правоту Я. Щепаньского, отделяющего этот аспект формирования человека от социализации. Одно из наиболее развернутых определений социализации принадлежит Б. Парыгину. “Под социализацией, - по его мнению, - следует понимать весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие”. В определении присутствуют многие важные характеристики процесса социализации: его многогранность, биологические предпосылки, социальная сторона. Вместе с тем это определение требует некоторых уточнений. Они касаются, прежде всего, правомерности включения в социализацию “активного переустройства окружающего мира”. Если согласиться с автором, то вся общественная практика должна войти в содержание социализации. По нашему мнению, правильнее было бы включать в социализацию лишь те стороны активного переустройства окружающего мира, которые изменяют и качественно преобразуют саму формирующуюся личность. Правомерным представляется выделение Б. Парыгиным двух принципиальных аспектов, характеризующих процесс овладения человеком всем богатством социального опыта. Первый аспект связан с присвоением человеком предметной культуры, второй – человеческих общественных отношений. Нетрудно увидеть, что все названные авторы, раскрывая содержание социализации, акцентируют внимание только на одной стороне процесса: активном присвоении человеком социального опыта и культуры. Однако, как верно отмечает П. Лебедев: при такого рода подходе должного отображения не получает другой участник социализации – общество (и его деятельность по воспроизводству человека). Именно общество является активной стороной социализации, направляющей и обеспечивающей данный процесс и материально и духовно. Развивая данную мысль, П. Лебедев справедливо указывает на ограниченные возможности отногенетического подхода, делающего упор на освоение индивидами социального опыта. “При этом затушевывается то важное для понимания существа социализации обстоятельство, что в лице индивидов общество получает лишь природный “человеческий материал” для своего воспроизводства”, - отмечает автор. Но, критикуя “онтогенетическую” концепцию социализации, П. Лебедев впадает в другую крайность: он полностью отрицает активность самого субъекта социализации – формирующейся личности. По нашему мнению, оптимальное решение проблемы лежит на пути признания активности как общества, так и самого индивида при ведущей (а не просто активной) роли общества в процессе социализации. Действительно, формирующаяся личность присваивает не какой-то абстрактный социальный опыт безотносительно к конкретным социальным условиям, а приобретает его в определенном обществе, находящемся на известной стадии своего развития, обладающем теми или иными производственными отношениями, материальной и духовной культурой. При этом социум активно участвует и в передаче и в присвоении опыта, которым располагает. Он направляет и контролирует процесс, стремится к тому, чтобы передать именно те компоненты социального опыта, которые наиболее значимы для успешного текущего функционирования и дальнейшего перспективного развития данного общества. В отечественной науке понятие «социальный опыт» пока разработано недостаточно полно. В самом общем виде он может быть представлен в нескольких аспектах. Так, например, возможно представление социального опыта как всего материального и духовного богатства, которым располагает (хранит, использует и создает) данное общество. В содержание социального опыта входят производительные силы, вся система общественных отношений, духовная и материальная культура, образцы и способы общения между людьми, наконец, сами люди как носители определенных навыков в производственной и других сферах общественной жизни. Общество передает различные компоненты накопленного им опыта от одного поколения к другому, прежде всего, в виде орудий и средств производства, разнообразных производственных и внепроизводственных навыков. Деятельность общества по воспроизводству новых поколений весьма многогранна и включает в себя социальный контроль, пропаганду, общественное воспитание, обучение и т.п. В социализации сочетаются как сознательные, целенаправленные воздействия (воспитание, обучение), так и стихийные (воздействие объективных условий общественной среды как в микро-, так и в макромасштабе). В ней совмещаются различные виды активности индивида (игра, обучение, самовоспитание, труд) и активности общества (пропаганда, социальный контроль и т.д.). Не претендуя на исчерпывающее определение социализации, попытаемся выделить наиболее важные ее стороны. Социализация включает в себя структурированный в социальном пространстве и времени процесс активно-избирательного освоения, использования и созидания индивидами социального опыта; процесс интеграции человека в общественную жизнь, в ходе которого индивиды становятся членами конкретного общества, его социальных групп и коллективов, субъектами деятельности, личностями, способными выполнять и выполняющими определенные социальные роли, способными занимать и фактически занимающими позиции в различных социальных структурах. С другой стороны, в этом процессе участвует и общество, которое осуществляет непосредственную передачу социального опыта от одного поколения к другому, обеспечивает социально адекватные условия для развития определенных групп людей. Кратко обе стороны социализации можно выразить в следующем тезисе: это процесс взаимодействия индивида и социальной среды, основное содержание которого состоит в передаче – освоении социального опыта, становлении общественного человека, и, в конечном счете, воспроизводстве самого общества. Продукт социализации представляет собой совокупность четырех составляющих: нового поколения людей определенных социальных типов; личности как живого носителя макро- и микроусловий, в которых и посредством которых индивид реализует свою социальную сущность; человека как субъекта деятельности; и индивидуальности во всем богатстве ее проявления. “… Индивидуальность является, во-первых, следствием биологического своеобразия организма, во-вторых, следствием специфических особенностей развития данного индивида. Есть еще и третий, особенно важный с социологической точки зрения момент: сама противоречивость общественных отношений обусловливает известную автономию личности от каждой из ее социальных ролей”. Date: 2015-10-18; view: 1183; Нарушение авторских прав |