Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы активации





1. Ежедневный распорядок деятельности

Распорядок состоит из двух частей. В колонку "ожидаемое" записывается почасовой план деятельности на день, даже если будет сделано не все, полезно само планирование. Разработка планов не должна быть слишком тщательной, действие описывается одним-двумя словами и заносится в графу с указанным временем, например: "одеться", "пообе­дать" и т.п. Действие должно требовать на выполнение не более пяти минут.

В конце дня нужно заполнить колонку "выполненное", описать действие, действи­тельно происходившее в указанное время. Они могут быть или не быть запланированы. Но даже если вы просто сидели, уставившись в стенку, запишите это.

Потом нужно определить каждое действие буквами П или У (польза и удовольст­вие). Например: П - чистка зубов, приготовление пищи и т.п.; У - прием пищи, чтение и т.п. После этого каждое действие оценивается по пятибалльной системе, показывая вели­чину полученного удовольствия или степень сложности заданий. Например, можно поста­вить П - 1 напротив такого легкого задания как одеться или же П - 5 напротив выполне­ния чего-нибудь более сложного, бросающего вызов традициям: устройство на новую ра­боту. Дела для удовольствия оцениваются так же. Если действие приносило удовольствие в прошлом, до депрессии, но сегодня вывело вас из себя, то ставится У - '/2 или У - 0.

Каким же образом помогает составление распорядка дня? Во-первых, это уменьшает бесконечные мучения по поводу значимости различных занятий. Во-вторых, выполнение хотя бы части запланированного принесет удовлетворение и уменьшит депрессию.

Планируя свой день, выкроите время для доставляющего удовольствия отдыха. Ес­ли кто-то испытывает подавленность, он может запланировать дела, приносящие радость. Если кто-то пересытился своей работой, то может запланировать на несколько дней толь­ко дела желанные в качестве своеобразных каникул.

Придерживающиеся распорядка чувствуют подъем настроения и возрастание жажды деятельности, приобретают уверенность в своей способности эффективно трудиться.

Ежедневный распорядок особенно полезен при таком синдроме, как подавленность в выходные и праздничные дни. Этот вид депрессии чаще всего встречается у одиноких людей и приносит огромную эмоциональную нагрузку, когда те остаются одни,

Когда вы сами начинаете заботиться о себе, то и другие будут относиться к вам с большим интересом!

 

2. Антипромедлитель

Человек может избегать какого-либо дела, потому что оно кажется слишком слож­ным или неблаго дарным. Ежедневно нужно записывать дела, которые откладываются, а если задание требует значительных затрат времени и сил, будет лучше разбить его на не­большие части так, чтобы каждая могла бы быть выполнена за 15 минут. Затем назначает­ся награда за выполненное дело.

3. Ежедневная запись дисфункциональных мыслей

Подобная запись может с большим преимуществом использоваться для подавле­ния стремления к бездеятельности. Записываются мысли, промелькнувшие в голове в мо­мент обдумывания конкретного задания. Они покажут, что же представляет из себя про­блема. Затем, записываются подходящие отзывы, показывающие нереальность мысли.

Решившие попробовать этот метод, могут быть уверены, что только в письменной форме работа даст результаты, так как автоматические мысли скользки и сложны.

Например:

Дата - 07.8.95 г.

Ситуация'. Я провалялась в постели весь день, засыпая и просыпаясь, никакого же­лания и сил встать и сделать что-нибудь полезное.

Эмоции: депрессивность, упадок сил, чувство вины, ненависть к себе, одиночество.

Автоматические мысли   Рациональные ответы  
1.У меня нет желания что-либо сде­лать   1.Это потому, что я ничего не делаю. Помни: побуж­дение следует за действием!    
2.У меня нет сил встать с кровати.   2.Я могу подняться. Я не прикована к постели.  
3.Ничто не интересует меня.   З.У меня есть интересы. Но не во время бездеятель­ности, стоит что-нибудь начать, и я заинтересуюсь.    
4.Я замкнулась в себе.     4.Меня интересуют другие, когда я чувствую себя хорошо, и вполне естественно уменьшение интереса во время депрессии.  
5.Я не хочу никого видеть, ни с кем разговаривать.   5.И не надо! Никто не принуждает меня. Решив, что-нибудь делать сама, я, по крайней мере, смогу вы­браться из постели и начать действовать.  

Результат: Почувствовала некоторое облегчение, решила встать и принять душ.


4. "Но " - не опровержение

Человеческие "но" могут быть наибольшим препятствием эффективной деятельно­сти. Думая о совершении чего-нибудь продуктивного, можно отговорить себя с помощью "но". Например: "Я могу, но....

1. Я слишком устал;

2. Я слишком ленив;

3. У меня нет настроения и т.д."

Предположим, домовладелец на субботу запланировал подстричь газон. Он откла­дывал это в течение трех недель, и газон выглядит как джунгли. Он говорит себе: "Мне следует действовать, но я не в настроении". Потом переформулирует свой ответ на рацио­нальный: "Стоит начать - настроение появится". Возникнет следующий импульс-опровер­жение и ему дать рациональный ответ. И так до тех пор, пока не исчерпаются все "НО".

5. Искусство самоодобрения

Люди часто убеждают себя, что сделанное ими не в счет.

Для разрушения этой тенденции первым шагом послужит точное указание прини­жающих мыслей, которые впоследствии нужно заменить рациональными и ободряющими. Нужно попробовать сознательно одобрять себя на протяжении всего дня, за любой посту­пок, даже самый тривиальный. Можно и не почувствовать эмоционального подъема сразу, но при продолжении практики через несколько дней непременно наступит улучшение, появится гордость за сделанное.

Например:

Принижающие утверждения   Возвышающие утверждения  
Любой может помыть тарелки.   Это рутинная и скучная работа, я заслуживаю поощрения за ее выполнение.  
Я мог бы и старательнее убрать.   Ничего нет идеального во Вселенной, а моя комната стала лучше.  
Это просто удача, что я хорошо выступил.   Дело не в удаче, просто я хорошо подготовился, разложил все по полочкам, великолепно выполнил свою работу.  

 

Если человек слышит похвалу, то он не должен обдумывать сказанное. Много ис­кренних комплиментов не достигли цели, наткнувшись на щит самокритики, когда это случается - люди теряются, потому что не видят должного ответа. В конце концов, только собственные мысли человека о сделанном воздействуют на его настроение.

Очень полезно просто написать или устно составить список ежедневных занятий, дать оценку каждому из них. Это поможет сконцентрироваться на том, что необходимо сделать, а не на том, что не сделано.

 

6. Задания, мешающие познанию (ЗМП), и задания, помогающие познанию (ЗПП)

При промедлении выполнения какого-нибудь специфического задания берутся на заметку свои мысли о нем. ЗМП потеряют большую часть власти, если их записать и со­поставить с более объективными -ЗПП. Это позволит с большой точностью выделить по­знавательные искажения, среди которых можно обнаружить и максимализм и дисквали­фикацию положительного, и ошибку в предсказании судьбы. Узнав вид искажения, можно заняться его исправлением. На смену промедлению придут действие и творчество.

Например, вы должны выступить перед коллегами, у вас возникает беспокойство, вы нервничаете и представляете себе полный провал. Этой программы достаточно для того, чтобы действительно потерпеть неудачу. Лучше поступить иначе: каждый вечер, в тече­ние десяти минут, перед тем как лечь спать мечтайте о том, как публика "на ура" воспри­мет ваше выступление. Фантазируйте, как вы элегантно предстанете перед публикой, кра­сиво и лаконично скажите речь и мягко, дипломатично парируете все вопросы. Конечно, нет никакой гарантии, что все обязательно так и будет, как вы предполагали, но здесь нет ощущения, что ваши ожидания и настроения полностью зависят от предчувствий.


ЗМП ЗПП
Домохозяйка. Я никогда не смогу вычистить этот гараж, мусор сваливался сюда годами Общий вывод из единичного факта; мак­симализм. Просто начни. Нет причин зани­маться этим весь день.  
Банковский клерк. Моя работа тускла и рутинна. Дисквалификация положительного.Эта работа рутинна для меня, но важна для клиен­тов. Когда у меня нет депрессии, она меня ра­дует. Многие люди выполняют рутинную ра­боту, но это не делает их менее важными. В свободное время я смогу заняться чем-нибудь радостным.
Стеснительный одинокий мужчина. Если я обращусь к привлекательной девушке, она откажет мне. Я лучше подожду, пока ка­кая-нибудь барышня проявит интерес ко мне, тогда не нужно будет рисковать. Ошибка в предсказании судьбы; общий вывод из единичных фактов. Они все не смогут унизить меня, и не стыдно попробо­вать. Каждый отказ чему-нибудь учит меня. Я должен выработать свой стиль. Сначала все­гда страшно, а потом приятно. Я смогу это сделать!

7. Курочка по зернышку клюет

Следующий метод активации заключается в умении разбивать задания на составные части. Это препятствует зацикливанию на каждом действии.

Очень полезен метод деления времени при выполнении задания. Планируются про­межутки на выполнение конкретных действий, после которых необходимо переключиться на что-нибудь более радостное, вне зависимости от того, закончено задание или нет. Зву­чит просто, а творит чудеса.

Разделение заданий на части может помочь каждому; кто откусывает слишком большие куски, тот знает, как неудобно их жевать. Целесообразно установить ограниче­ние во времени на любой труд; найти мужество отойти от незаконченного дела. Последует удовлетворение от значительного прироста продуктивности; промедление станет частью прошлого.

 

8. "Хочу, но не должен "

Жесткая мотивация действий - еще одна возможная причина промедлений. Любое побуждение можно убить многочисленными "следует", "необходимо", "должен". Ими че­ловек убивает в себе даже желание двигаться.

Следует избегать при формулировке заданий слов о необходимости и долге. Переде­лав "должен" на "хочу", человек почувствует уважение к себе, испытает ощущение свобо­ды выбора и не уронит собственное достоинство. Спросив себя: "Что сейчас предпочти­тельней сделать?" - больной сможет оценить значимость занятий и увеличить свои побу­ждения к действию.


Если же предыдущие советы оказались не эффективными, и желание лежать в по­стели по-прежнему доминирует над другими, то целесообразно составить список преиму­ществ и недостатков подобного времяпрепровождения.

 

9. Первый закон Ньютона

Это основной закон механики: всякое действие вызывает противодействие. Чувст­во противоречия заставляет встречать в штыки каждое указание. Стараясь сохранить чув­ство собственного достоинства, человек часто делает больнее всего себе.

Стараясь помочь больному советом, близкие ставят его в положение - "не могу вы­играть". Потому что, если тот отказывается, то делает хуже себе, а если соглашается - пе­рестает уважать себя, так как вручил контроль над собой постороннему. Никого не следу­ет принуждать.

Мери, молодая женщина, после многих лет депрессии, была направлена к нам роди­телями. Мери могла сидеть перед телевизором и смотреть сериалы месяцами. Это про­изошло из-за ее страха выйти в свет и еще потому, что ей казалось, она таким образом противостоит влиянию со стороны матери. Мери понимала, что будет чувствовать себя лучше, если займется каким-нибудь делом, но любое действие считала поражением в борьбе с матерью. Мать же не говорила ей: "Выйди из спячки, займись чем-нибудь". Чем больше давила мать, тем упорней Мери сопротивлялась.

Довольно непривлекательно выглядит особенность человеческой натуры думать, что следовать чьим -либо советам тоже самое, что работать под палкой. К счастью легко нау­читься справляться с людьми, которые любят понукать и ворчать.

Для Мери лучшим выходом было бы понять, что будет лучше ей включиться в вы­полнение некоторых дел. Предположим, как только Мери пришла к такому выводу, поя­вилась ее мать и воскликнула: «Перестань валяться! Ты упустишь все, начни двигаться! Живи так, как все твои сверстницы!» В этот момент Мери покидают все ее благие намере­ния. Один из выходов в сложившейся ситуации - согласиться с матерью, но дать ей по­нять, что сделано это на основе самостоятельно принятых решений. "Да, мама, я только обдумала ситуацию и решила, что это пойдет мне на пользу. И только поэтому сделаю то, что ты предлагаешь". Теперь можно работать, не чувствуя себя во власти чужих решений. Свой ответ можно сделать и более колким: "Да, мама, между прочим, я уже приняла ре­шение вылезти из кровати, несмотря на твои слова!"

 

10. Отчетливое представление успеха

Более жесткий способ разрешения ситуаций, описанных в предыдущей части - со­ставление списка преимуществ действий, избегаемых раньше; Методика требует доста­точно высокого уровня самодисциплины, она научит обращать внимание на положитель­ные стороны каждого дела. Ведь ничем не обоснованные побуждения к эффективным действиям, обычно, не результативны.







Date: 2015-10-18; view: 444; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию