Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы активации
1. Ежедневный распорядок деятельности Распорядок состоит из двух частей. В колонку "ожидаемое" записывается почасовой план деятельности на день, даже если будет сделано не все, полезно само планирование. Разработка планов не должна быть слишком тщательной, действие описывается одним-двумя словами и заносится в графу с указанным временем, например: "одеться", "пообедать" и т.п. Действие должно требовать на выполнение не более пяти минут. В конце дня нужно заполнить колонку "выполненное", описать действие, действительно происходившее в указанное время. Они могут быть или не быть запланированы. Но даже если вы просто сидели, уставившись в стенку, запишите это. Потом нужно определить каждое действие буквами П или У (польза и удовольствие). Например: П - чистка зубов, приготовление пищи и т.п.; У - прием пищи, чтение и т.п. После этого каждое действие оценивается по пятибалльной системе, показывая величину полученного удовольствия или степень сложности заданий. Например, можно поставить П - 1 напротив такого легкого задания как одеться или же П - 5 напротив выполнения чего-нибудь более сложного, бросающего вызов традициям: устройство на новую работу. Дела для удовольствия оцениваются так же. Если действие приносило удовольствие в прошлом, до депрессии, но сегодня вывело вас из себя, то ставится У - '/2 или У - 0. Каким же образом помогает составление распорядка дня? Во-первых, это уменьшает бесконечные мучения по поводу значимости различных занятий. Во-вторых, выполнение хотя бы части запланированного принесет удовлетворение и уменьшит депрессию. Планируя свой день, выкроите время для доставляющего удовольствия отдыха. Если кто-то испытывает подавленность, он может запланировать дела, приносящие радость. Если кто-то пересытился своей работой, то может запланировать на несколько дней только дела желанные в качестве своеобразных каникул. Придерживающиеся распорядка чувствуют подъем настроения и возрастание жажды деятельности, приобретают уверенность в своей способности эффективно трудиться. Ежедневный распорядок особенно полезен при таком синдроме, как подавленность в выходные и праздничные дни. Этот вид депрессии чаще всего встречается у одиноких людей и приносит огромную эмоциональную нагрузку, когда те остаются одни, Когда вы сами начинаете заботиться о себе, то и другие будут относиться к вам с большим интересом!
2. Антипромедлитель Человек может избегать какого-либо дела, потому что оно кажется слишком сложным или неблаго дарным. Ежедневно нужно записывать дела, которые откладываются, а если задание требует значительных затрат времени и сил, будет лучше разбить его на небольшие части так, чтобы каждая могла бы быть выполнена за 15 минут. Затем назначается награда за выполненное дело. 3. Ежедневная запись дисфункциональных мыслей Подобная запись может с большим преимуществом использоваться для подавления стремления к бездеятельности. Записываются мысли, промелькнувшие в голове в момент обдумывания конкретного задания. Они покажут, что же представляет из себя проблема. Затем, записываются подходящие отзывы, показывающие нереальность мысли. Решившие попробовать этот метод, могут быть уверены, что только в письменной форме работа даст результаты, так как автоматические мысли скользки и сложны. Например: Дата - 07.8.95 г. Ситуация'. Я провалялась в постели весь день, засыпая и просыпаясь, никакого желания и сил встать и сделать что-нибудь полезное. Эмоции: депрессивность, упадок сил, чувство вины, ненависть к себе, одиночество.
Результат: Почувствовала некоторое облегчение, решила встать и принять душ. 4. "Но " - не опровержение Человеческие "но" могут быть наибольшим препятствием эффективной деятельности. Думая о совершении чего-нибудь продуктивного, можно отговорить себя с помощью "но". Например: "Я могу, но.... 1. Я слишком устал; 2. Я слишком ленив; 3. У меня нет настроения и т.д." Предположим, домовладелец на субботу запланировал подстричь газон. Он откладывал это в течение трех недель, и газон выглядит как джунгли. Он говорит себе: "Мне следует действовать, но я не в настроении". Потом переформулирует свой ответ на рациональный: "Стоит начать - настроение появится". Возникнет следующий импульс-опровержение и ему дать рациональный ответ. И так до тех пор, пока не исчерпаются все "НО". 5. Искусство самоодобрения Люди часто убеждают себя, что сделанное ими не в счет. Для разрушения этой тенденции первым шагом послужит точное указание принижающих мыслей, которые впоследствии нужно заменить рациональными и ободряющими. Нужно попробовать сознательно одобрять себя на протяжении всего дня, за любой поступок, даже самый тривиальный. Можно и не почувствовать эмоционального подъема сразу, но при продолжении практики через несколько дней непременно наступит улучшение, появится гордость за сделанное. Например:
Если человек слышит похвалу, то он не должен обдумывать сказанное. Много искренних комплиментов не достигли цели, наткнувшись на щит самокритики, когда это случается - люди теряются, потому что не видят должного ответа. В конце концов, только собственные мысли человека о сделанном воздействуют на его настроение. Очень полезно просто написать или устно составить список ежедневных занятий, дать оценку каждому из них. Это поможет сконцентрироваться на том, что необходимо сделать, а не на том, что не сделано.
6. Задания, мешающие познанию (ЗМП), и задания, помогающие познанию (ЗПП) При промедлении выполнения какого-нибудь специфического задания берутся на заметку свои мысли о нем. ЗМП потеряют большую часть власти, если их записать и сопоставить с более объективными -ЗПП. Это позволит с большой точностью выделить познавательные искажения, среди которых можно обнаружить и максимализм и дисквалификацию положительного, и ошибку в предсказании судьбы. Узнав вид искажения, можно заняться его исправлением. На смену промедлению придут действие и творчество. Например, вы должны выступить перед коллегами, у вас возникает беспокойство, вы нервничаете и представляете себе полный провал. Этой программы достаточно для того, чтобы действительно потерпеть неудачу. Лучше поступить иначе: каждый вечер, в течение десяти минут, перед тем как лечь спать мечтайте о том, как публика "на ура" воспримет ваше выступление. Фантазируйте, как вы элегантно предстанете перед публикой, красиво и лаконично скажите речь и мягко, дипломатично парируете все вопросы. Конечно, нет никакой гарантии, что все обязательно так и будет, как вы предполагали, но здесь нет ощущения, что ваши ожидания и настроения полностью зависят от предчувствий.
7. Курочка по зернышку клюет Следующий метод активации заключается в умении разбивать задания на составные части. Это препятствует зацикливанию на каждом действии. Очень полезен метод деления времени при выполнении задания. Планируются промежутки на выполнение конкретных действий, после которых необходимо переключиться на что-нибудь более радостное, вне зависимости от того, закончено задание или нет. Звучит просто, а творит чудеса. Разделение заданий на части может помочь каждому; кто откусывает слишком большие куски, тот знает, как неудобно их жевать. Целесообразно установить ограничение во времени на любой труд; найти мужество отойти от незаконченного дела. Последует удовлетворение от значительного прироста продуктивности; промедление станет частью прошлого.
8. "Хочу, но не должен " Жесткая мотивация действий - еще одна возможная причина промедлений. Любое побуждение можно убить многочисленными "следует", "необходимо", "должен". Ими человек убивает в себе даже желание двигаться. Следует избегать при формулировке заданий слов о необходимости и долге. Переделав "должен" на "хочу", человек почувствует уважение к себе, испытает ощущение свободы выбора и не уронит собственное достоинство. Спросив себя: "Что сейчас предпочтительней сделать?" - больной сможет оценить значимость занятий и увеличить свои побуждения к действию. Если же предыдущие советы оказались не эффективными, и желание лежать в постели по-прежнему доминирует над другими, то целесообразно составить список преимуществ и недостатков подобного времяпрепровождения.
9. Первый закон Ньютона Это основной закон механики: всякое действие вызывает противодействие. Чувство противоречия заставляет встречать в штыки каждое указание. Стараясь сохранить чувство собственного достоинства, человек часто делает больнее всего себе. Стараясь помочь больному советом, близкие ставят его в положение - "не могу выиграть". Потому что, если тот отказывается, то делает хуже себе, а если соглашается - перестает уважать себя, так как вручил контроль над собой постороннему. Никого не следует принуждать. Мери, молодая женщина, после многих лет депрессии, была направлена к нам родителями. Мери могла сидеть перед телевизором и смотреть сериалы месяцами. Это произошло из-за ее страха выйти в свет и еще потому, что ей казалось, она таким образом противостоит влиянию со стороны матери. Мери понимала, что будет чувствовать себя лучше, если займется каким-нибудь делом, но любое действие считала поражением в борьбе с матерью. Мать же не говорила ей: "Выйди из спячки, займись чем-нибудь". Чем больше давила мать, тем упорней Мери сопротивлялась. Довольно непривлекательно выглядит особенность человеческой натуры думать, что следовать чьим -либо советам тоже самое, что работать под палкой. К счастью легко научиться справляться с людьми, которые любят понукать и ворчать. Для Мери лучшим выходом было бы понять, что будет лучше ей включиться в выполнение некоторых дел. Предположим, как только Мери пришла к такому выводу, появилась ее мать и воскликнула: «Перестань валяться! Ты упустишь все, начни двигаться! Живи так, как все твои сверстницы!» В этот момент Мери покидают все ее благие намерения. Один из выходов в сложившейся ситуации - согласиться с матерью, но дать ей понять, что сделано это на основе самостоятельно принятых решений. "Да, мама, я только обдумала ситуацию и решила, что это пойдет мне на пользу. И только поэтому сделаю то, что ты предлагаешь". Теперь можно работать, не чувствуя себя во власти чужих решений. Свой ответ можно сделать и более колким: "Да, мама, между прочим, я уже приняла решение вылезти из кровати, несмотря на твои слова!"
10. Отчетливое представление успеха Более жесткий способ разрешения ситуаций, описанных в предыдущей части - составление списка преимуществ действий, избегаемых раньше; Методика требует достаточно высокого уровня самодисциплины, она научит обращать внимание на положительные стороны каждого дела. Ведь ничем не обоснованные побуждения к эффективным действиям, обычно, не результативны. Date: 2015-10-18; view: 444; Нарушение авторских прав |