Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к выборке
Требования к выборке становятся актуальными при проведении психологических исследований, когда получаемые результаты и выводы в дальнейшем планируется распространить на генеральную совокупность, а также в случае необходимости получения статистически достоверных результатов. Важнейшим требованием к качеству выборки является обеспечение ее репрезентативности. Требование репрезентативности выборки означает, что по выделенным параметрам (критериям) состав выборки обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Между тем, строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных. Прежде всего, надо уяснить, какие из имеющихся сведений о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной и социально-профессиональный состав обследуемых, их пространственная локализация. Исходя из этого, основными этапами формирования выборки (выборочной совокупности) являются следующие: – обоснование структуры выборочной совокупности в соответствии с характером задач и гипотез исследования; – уточнение структуры выборки с учетом информации, полученной при анализе первичных результатов исследований, данных пробных и пилотажных исследований, их доработка на основе гипотез; – определение типа и объема выборки. В наиболее общем виде по типу выборочные совокупности делят на целенаправленные (из генеральной совокупности выбираются типичные элементы, воспроизводящие ее структуру) и случайные (вероятностные), когда все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность. В зависимости от характера исследования может применяться тот или иной тип выборки: 1. Простая случайная. Из однородной совокупности, все элементы которой известны и могут быть пронумерованы, осуществляется отбор единиц выборки с помощью таблиц случайных чисел. 2. Систематическая. Для ее определения необходим полный список единиц генеральной совокупности. В выборку отбирается по одному объекту через интервал, равный шагу отбора – отношению объема генеральной совокупности к объему выборки. 3. Гнездовая. Выборочные единицы отбираются с помощью одного из способов случайного отбора. Единицы отбора представляют собой статистические группы (гнезда), которые целиком или выборочно подвергаются обследованию. 4. Стратифицированная районированная выборка. Исследуемая совокупность предварительно разделяется на страты (слои) в соответствии с генеральным распределением известных и значимых для исследования признаков. а) Пропорциональное размещение – объем выборки из страты пропорционален размеру страты в генеральной совокупности; б) Оптимальное размещение – объем выборки из страты пропорционален в страте среднеквадратичному отклонению признака и обратно пропорционален издержкам на получение выборки. 5. Многоступенчатая. Процедура построения выборки разбивается на ряд этапов (ступеней). На каждой ступени меняется единица отбора. а) Случайная – на каждой ступени единицы отбираются одним из способов случайного отбора. б) Комбинированная – отбор на каждой из ступеней может осуществляться любым из вышеописанных способов. 6. Квотная. Производится разбиение генеральной совокупности на классы согласно нескольким распределениям выбранных признаков. На основе знания статистического объема каждого класса и заданной доли отбора из него определяется “квота” – объем выборки соответствующего класса. Объем выборки – число элементов, включенных в выборочную совокупность. Численность (объем) выборки определяется: – задачами исследования; – уровнем однородности или разнородности изучаемых объектов – генеральной совокупности (чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы); – величиной доверительной вероятности (Р); – требуемой точностью результатов, т.е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности. Весьма полезна следующая приблизительная оценка надежности результатов выборочного обследования. Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – до 3-10%, приближенная – от 10 до 20%, ориентировочная – от 20 до 40%, а прикидочная – более 40%. Для достижения необходимого качества выборки необходимо осуществить следующие шаги: 1. Опpеделить стpуктуpу генеpальной совокупности – количественные пpопоpции подгpупп (квот) по pазличным социально-демогpафическим хаpактеpистикам. 2. Опpеделяется объем пpедставительной выбоpки. 3. Объем пpопоpционально делится на квоты, так чтобы стpуктуpа выбоpки моделиpовала стpуктуpу генеpальной совокупности. Пол испытуемых. Половозрастная структура “замыкает” на себя многие показатели семейного состояния. При конструировании заданий для теста необходимо учитывать, что весьма вероятны различия в ответах на них в зависимости от пола испытуемых. Так, обычно при выполнении тестов способностей детьми до 16 лет девочки демонстрируют превосходство в словесно-логических навыках, а мальчики – в работе с цифрами. Вероятнее всего, что задания из этих областей будут иметь различные статистические оценки. Различия испытуемых по полу обнаруживаются во многих заданиях личностных тестов, например, тех, которые касаются интереса к одежде, спорту, своей внешности, вождению автомобиля, рисованию, верховой езде. Одним из решений этой проблемы было бы разделить мужчин и женщин на отдельные выборки, а затем отобрать задания, удовлетворяющие критериям процедуры анализа заданий для обеих групп. Хотя при этом возникают некоторые трудности. Первая проблема состоит в том, что хотя задания почти всегда могут быть сформулированы так, что они пройдут процедуру анализа (с корреляцией задание/общий показатель 0,2 и долей Р, ответивших в соответствии с ключом испытуемых в пределах от 0,2 до 0,8) в обеих группах, даже для эффективных заданий эти оценки могут быть не идентичными. Особенно важным здесь является коэффициент Р, так как если он всегда больше, скажем, для мужчин, чем для женщин, на большом количестве заданий, то это может привести к влиянию пола испытуемых на результаты тестирования. Вторая проблема является более фундаментальной. Если мы отберем задания, получившие в процедуре их анализа одинаковые оценки для мужчин и для женщин, мы фактически создадим тест, на результаты которого пол испытуемых не влияет. С другой стороны, мы могли бы отобрать задания, по которым женщины показывают более высокие результаты. Каково, однако, значение такой идентичности или различия в показателях? Чтобы вычленить эту проблему, следует вспомнить, что средние значения и дисперсии для тестов являются функциями отдельных наборов заданий. Так что не имеет смысла утверждать, что исходя из показателей по тесту девочки выполняют его лучше, или хуже, или так же, как мальчики. Это должно быть функцией конкретного набора заданий. На практике это означает, что если у нас нет некоторой веской причины ожидать влияния пола испытуемых на тест, то должны отбираться те задания, которые не выявляют половых различий. В случае большинства личностных и мотивационных переменных это наиболее оптимальный подход. Следует заметить, что если по данной переменной существует реальные различия между полами, то не имеет значения, сколько заданий испытывается – это проявится в статистических оценках заданий. Так, если постоянно для каждого задания обнаруживается устойчивая тенденция, то тогда лучше всего будет использовать эти задания, пусть даже тест и показывает теперь различия между полами. Возраст испытуемых. Возраст содержит указания на жизненный опыт и, как правило, на рабочий или профессиональный стаж. При испытании заданий существенно, чтобы вся сформированная выборка была подобной той, для которой тест предназначен. Однако полезно также провести анализ заданий данного теста отдельно для различных возрастных групп в рамках одной выборки. Другие переменные. Социально-профессиональные характеристики – это свидетельства особого рода занятий, с чем связаны интересы, особенности режима труда и отдыха, многие другие важные показатели деятельности людей. Пространственная локализация (по территории, подразделениям предприятий, учреждений) важна с точки зрения особенностей условий жизнедеятельности определенной группы людей. В ряде случаев значимым фактором, влияющим на результаты тестирования является т.н. тестовая искушенность. Тестовая искушенность – индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный в ходе выполнения различных психологических тестов. По мнению А.Анастази, преимущества человека, ранее участвующего в обследовании перед новичком складываются из ранее преодоленного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, приобретенных навыков работы с тестовыми заданиями, осознания исходности принципов решения задач в определенных группах тестов, снижение мотива экспертизы и проявления различного рода установок, снижающих достоверность получаемых диагностических данных.
Таблица 4. Зависимость объема выбоpки от объема генереальной совокупности пpи допустимой ошибке 5% (довеpительная веpоятность – 0,95)
Date: 2015-10-18; view: 4896; Нарушение авторских прав |