Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды психодиагностических норм. Репрезентативность норм и типы выборок
Виды норм. Важная характеристика эффективных тестов – это наличие нормативных данных. Нормы – это множество показателей из четко определенных выборок, а разработка и процедуры получения этих показателей составляют процесс стандартизации теста. Тестовые нормы – количественные (статистические) и качественные (социокультурные) критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. Статистическая норма – это средний показатель значений измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (т.е. выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется “акцентуированной”. Количественные (или статистические) нормы, упорядоченные в шкалы, содержатся в специальных таблицах, прилагаемых к руководствам по проведению тестирования. Количественные нормы позволяют установить относительное место каждого конкретного результата по сравнению с выборочными данными, выраженными в долях дисперсии. Другой вид норм – социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. В виде качественных норм могут выступать стандартизированные наборы квалификационных требований к испытуемому, аналогичные шкалам умственного развития, либо специально разработанные для данного теста комплексы диагностических признаков. Качественные критерии позволяют отнести индивида к той или иной диагностической группе. По сфере применения тестов можно выделить следующие группы норм: - школьные нормы – разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны; - профессиональные нормы – устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.); - локальные нормы – устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками; - национальные нормы – разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации. Нормы позволяют использующему тест адекватно интерпретировать показатели, которые он получает от индивидуумов и сравнивать отдельные показатели между собой. Применение тестовых норм в психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из “сырой” шкалы в “стандартную”. Эта процедура называется стандартизацией тестового балла. Изменение, объективная “подвижность” норм требуют периодического пересмотра норм в связи с их “старением”. Нормы нуждаются в уточнении и в связи с заимствованием методики для ее применения в других социокультурных условиях. Рестандартизация и определение норм для новой социоэтнической популяции является одним из основных и обязательных элементов адаптации теста. Наиболее сложным аспектом определения норм является отбор и комплектование выборки нормирования. Под выборкой понимается случайным образом формируемое из генеральной или выборочной совокупности множество заданий или испытуемых. Выборка испытуемых, на которой определяются статистические нормы, называется выборкой стандартизации. Ее численность, как правило, должна быть не меньше 200 человек (т.е. столько человек должно принять участие в эксперименте по определению тестовых норм – эксперименте по стандартизации теста). Достаточно большое количество испытуемых необходимо для того, чтобы обеспечить представительность, или репрезентативность. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Ту выборку, которая соответствует требованию репрезентативности, называют репрезентативной выборкой. Различие характеристик выборки и генеральной совокупности называют ошибкой репрезентативности. Систематические ошибки возникают, когда исследователь неправильно постpоит выбоpку, когда она не будет отражать качества генеральной совокупности. Напpимеp, на основе пpоведенного телефонного опроса сообщить, что большая часть избиpателей думает так-то. Но ведь телефоны имеет опpеделенная часть населения. Также как и телевизоp тоже смотpит вполне опpеделенная категоpия людей. Систематические ошибки устpаняются изменением способа фоpмиpования выбоpки. Случайные ошибки пpисутствуют всегда, пpи любом тестировании, они опpеделяются веpоятностными законами, особенностями измеpительных шкал, количеством испытуемых и поэтому поддается оценке. Любая выбоpка имеет опpеделенный уpовень pепpезентативности, оцениваемый уpовнем случайной ошибки (ошибки pепpезентативности). То, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется репрезентативностью тестовых норм (под популяцией обычно понимают категорию испытуемых определенной социальной, профессиональной или половозрастной принадлежности). Психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе называется отсеиванием (скринингом). Для отсеивания могут выбираться различные критерии, например уровень интеллектуального развития, наличие или отсутствие психического заболевания, принадлежность к определенной половозрастной или социальной группе и т.п. Если тест проходил стандартизацию на одной категории (например, студенты), то перед его применением на другой (школьниках) следует вначале провести рестандартизацию, то есть снова собрать тестовые нормы на представительной выборке, сформированной именно из школьников. В противном случае диагностические выводы будут производиться по неадекватным тестовым нормам и будут неточны и неверны. Date: 2015-10-18; view: 4898; Нарушение авторских прав |