Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка заданий и формулирование вопросов для личностных опросников
Содержание вопросов: 1. Фактическая информация о личности и социальном положении опрашиваемого (лучше в конце). 2. Факты поведения в прошлом или настоящем (самого опрашиваемого или других); источники знания об этих фактах; мотивы, побуждающие говорить об этих фактах. 3. Знания о чем-либо и их источники. 4. Мнения о фактах и отношениях; мотивы и нормы поведения опрашиваемого. 5. Интенсивность мнений и отношений: а) оценка интервьюером глубины чувства опрашиваемого по интонации его ответов, репликам, мимике; б) самооценка опрашиваемого относительно того, является ли его оценка, мнение сильным или слабым; в) самооценка опрашиваемого по “графическому термометру” или числовой шкале. Формулирование вопросов (утверждений) для личностных опросников. Наиболее распространенными формами вопросов являются: а) Вопросы с ответом типа “да/нет”. Такие вопросы легко формулировать, они понятны испытуемым и ответы на них даются быстро (например, типичный дихотомический вопрос: “Любите ли вы загорать на пляже?”). б) Вопросы с ответами типа “да/?/нет”, “да/затрудняюсь ответить/нет”. Это вариант вопросов типа “да/нет”, описанных выше, с добавлением категории неопределенности, потому что некоторые испытуемые становятся раздражительными и несговорчивыми, если их заставляют отвечать либо “да”, либо “нет” на вопросы, в ответах, на которые они не очень уверены. Трудность с такими вопросами состоит в том, что эта “средняя” категория очень привлекательна для испытуемых и редко бывает информативной. в) Альтернативные задания с ответами типа “правда-ложь”. Эти задания состоят из утверждений (часто от первого лица), которые испытуемые должны отметить как верные или неверные для них. Примером альтернативного задания является: “Я ненавижу втискиваться в переполненный автобус”. Это форма утверждений, используемая в MMPI. По существу, она ненамного отличается от дихотомических вопросов, хотя формулирование их как альтернативных утверждений, а не как дихотомических вопросов, может до некоторой степени повлиять на языковую представленность задания. г) Задания с ответами типа “нравится – не нравится” (одно слово или фраза). Это весьма оригинальная форма задания, которая в настоящее время используется в некоторых тестах. д) Задания с рейтинговыми шкалами. Эти задания состоят из предложений, к которым прилагаются рейтинговые шкалы. В этих заданиях преодолеваются трудности, связанные с коррелирующими дихотомическими заданиями. Кроме этого, испытуемым они кажутся более разумными, хотя и может проявиться установка на крайние ответы. Типичным примером может быть: “Мне нравится бывать с друзьями в кафе: всегда, очень часто, часто, от случая к случаю, редко, очень редко, никогда”. Очевидной проблемой для этой шкалы является различная интерпретация индивидуумами терминов частоты. е) Разнообразные трихотомические задания. Примерами трихотомий являются: “обычно/иногда/никогда”, “верно/не знаю/неверно”. Эти варианты представляют большую гибкость при формулировании заданий, чем жесткие формы типа “да-нет” (дихотомическая) или альтернативные. ж) Трихотомические задания с выбором. Это варианты типа “е”, позволяющие вложить в лаконичную форму задания почти любую мысль. В них используются три завершающих предложение фразы, одну из которых испытуемый должен выбрать. Вот типичный пример: “Когда мне нечего делать, я могу: а) позвонить другу, чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием трудного кроссворда; в) пойти на джазовый концерт”. Могут быть использованы задания с двумя, тремя и более вариантами выбора. з) Задания с вынужденным выбором. В таких заданиях испытуемые принуждаются к выбору того, какое из (обычно двух) утверждений более точно применимо к ним или более верно для них, хотя может быть и больше вариантов выбора. Правила для формулирования заданий. 1. Устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается с помощью данных заданий. Это делается не ради того, чтобы ввести их в заблуждение, а потому, что если испытуемые догадаются, что некоторое задание предназначено для измерения черты Х, то ответы будут отражать их точку зрения по выраженности у себя этой черты, а не реальное положение дел. Представления же некоторых испытуемых о своей личности могут быть значительно искажены. Идеальным было бы оценивать испытуемого по чертам, о которых он не знает, задавая ему вопросы о том, что он знает хорошо. 2. Формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы (утверждения). Это важно для того, чтобы уменьшить погрешность, возникающую из-за неверного понимания вопросов. Высокая надежность зависит, в известной степени, от этого качества теста. 3. Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Так, задание вида: “Нравится ли вам спорт?” – является слишком общим: термин “спорт” – неопределенный, как и термин “нравится”. Необходимо задать более конкретный вопрос: “Вы играете регулярно в какую-либо спортивную игру?” или “Вы регулярно следите за игрой вашей любимой спортивной команды?”, “Следите ли вы за результатами скачек?”. На эти вопросы, ответы на которые вряд ли будут фальсифицировать или относительно которых реальное поведение вряд ли изменится, испытуемые будут отвечать одинаково, когда бы их не тестировали. 4. В каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение. Рассмотрим пример: “Думаю, следует заставить черных и представителей других рас эмигрировать”. Если это задание предназначено для измерения расизма, то оно будет плохим. Есть расисты, которые проводят резкие различия между черными и людьми других рас. Другие считают всех, кто не является англо-саксами, не относящимися к людям. Следовательно, некоторые расисты могут положительно ответить на этот вопрос, тогда как другие – нет (только черных следует принуждать к эмиграции). А, например, немцы, проживающие в Англии, опять-таки ответят “нет”, исходя из своей интерпретации понятия “другие расы”. Следовало бы дать другое утверждение, например: “Думаю, следует заставить негров эмигрировать”. Сейчас оно более понятно, в нем остался только один вопрос. 5. Избегайте, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий. Они обычно настолько субъективны, что вносят большую неопределенность. Например: “Часто ли вам снятся сны?”. Некоторые испытуемые могут испытывать такое чувство, что видеть сон раз в месяц – это часто, и ответят на вопрос положительно. Другие могут возразить, что один сон за ночь – это не часто, потому что исследования показали, что людям снятся три – четыре сна за ночь, и ответят “нет”. Вопрос, таким образом, становится бессмысленным. Ответы указывают противоположное тому, что происходит на самом деле. Улучшенный вопрос будет звучать так: “Снятся ли вам сны дважды в неделю или чаще?”. Другой пример: “Испытываете ли вы иногда беспричинное беспокойство?”. Очевидно, что этот вопрос порождает ту же проблему, что и предыдущий. Однако, он еще хуже, поскольку “иногда” буквально означает “чаще, чем однажды”. Следовательно, практически все испытуемые вынуждены, если они отвечают искренне, ответить на этот вопрос положительно. Однако, этот вопрос мог бы быть очень полезным, поскольку всем известно, что люди действительно различаются по частоте беспричинного беспокойства. Дело не в содержании, а в форму вопроса, которая не выдерживает критики. Как же можно более точно сформулировать вопрос, в котором частота столь существенна? В улучшенном виде это может выглядеть так: “Испытываете ли вы беспокойство без особых причин в последние две (четыре) недели?”. 6. Насколько возможно, избегайте терминов, выражающих чувства. Вместо этого, попытайтесь представить задание в контексте поведения. Это было проиллюстрировано в пункте (3) выше, в котором задание было сформулировано более конкретно с целью повышения надежности при тестировании по истечении некоторого времени. Для этого слово “нравится” было заменено на “играете”. Важным здесь является то, что испытуемый без колебаний отвечает, играет он или нет, а со словом “нравится” возникает целая проблема. Сообразительные, высокообразованные, точно выражающие свои мысли испытуемые могут долго колебаться в выборе значения этого слова: “Да, им нравится это, но, вероятно, “наслаждаться” будет чуточку точнее; “находить удовольствие” – да, но...”, – и т.д. Конечно, и для такого задания, как в вышестоящем пункте (5) эта проблема также существует. Однако, выражать это задание в поведенческой форме (“Бьется ли ваше сердце быстро и пересыхает ли во рту безо всяких причин?”) кажется слишком искусственным. Если только задание может быть сформулировано так, чтобы неопределенные слова о чувствах могли быть заменены на описание поведения, это должно быть сделано. Когда это невозможно, конечно же, стоит попытаться составить задания, в которых описываются чувства. Их пригодность или непригодность будет выявлена на этапе анализа заданий. 7. При помощи инструкций обеспечьте, чтобы испытуемые давали первые приходящие на ум ответы. Не позволяйте испытуемым долго размышлять над значением заданий. Эффективное задание личностного теста, которое действительно имеет отношение к поведению испытуемого, должно вызвать немедленную и точную реакцию. В противном случае вероятно, что задание не выявляет ту область поведения, которая имеет существенное отношение к измерению личностных качеств. Как только испытуемый начинает задумываться над вопросами, включаются не только защитные процессы, но и сознательные искажения, такие как желание произвести впечатление, угодить экспериментатору, – все это отрицательно влияет на результаты теста. Многие задания могут не выдерживать критической оценки в основном из-за не вполне оправданного желания психолога вложить слишком много информации в краткую форму задания. Вот почему особое значение при создании заданий теста придается понятности и конкретности. Кроме этого существуют следующие правила формулировки вопросов: 1. Не спрашивать сразу о многом. Вопрос логически не должен содержать два и более вопросов. Не должно быть, например, так: “Какие изменения следует внести в наиболее важные, по Вашему мнению, формы организации учебной деятельности слушателей?” 2. Избегать “ваучеров”. В анкете должен использоваться язык опpашиваемых, а не исследователей. (“Хотели бы Вы стать брокером или дилером?”). 3. Спроси короче. С конца вопроса должно быть видно его начало. 4. Введи в вопрос, если нужно пpедисловие к вопpосу. 5. На абстрактный вопрос получишь абстрактный ответ. 6. Не рекомендуются варианты ответов: либо большинство, либо ни одного. Отрицательные и положительные варианты должны быть уравновешены нейтральными, менее категоричными. 7. Снимать установку на психологическую защиту. Не напоминать о слабых местах прямо. 8. Снимать установку на стереотипы. 9. Избегать заезженных слов (“мероприятия”, “подвижки”). 10. Следует избегать внушения: “Не кажется ли Вам...”, “Не считаете ли Вы...”. 11. Интерес должен расти постепенно! Не устраивать дискуссию первым же вопросом. 12. Сложное должно следовать за простым. 13. Интимное – в конце. 14. Последующее должно уточнять предыдущее. 15. Hа вопpосы “в лоб” могут быть получены ответы “по лбу”. Чем лучше пpоект анкеты, тем менее ясна его цель для читателя. На наивные откpытые вопpосы не получить пpавильных ответов.
Date: 2015-10-18; view: 1000; Нарушение авторских прав |