Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биологическое и социальное в природе человека
Древние философы пытались ответить на вопрос о сущности человека «Что такое человек?». Но ответ оказался делом очень сложным. Исходя из изученного, нетрудно заметить, что в основании разных теорий антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, иначе говоря, вопрос о природе человека. В современной философской и научной литературе сложились две точки зрения по этому вопросу: 1. Природа человека всецело социальна. 2. Природа человека не только социальна, но и биологически нагружена (существуют биологически запрограммированные схемы поведения человека). СТРОННИКИ ПЕРВОГО ПОДХОДА Утверждают, что человек рождается только с одной-единственной врожденной способностью – «способностью приобретать человеческие способности» (выражение известного психолога А.Н.Леонтьева) и ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженной человеком. Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся такими или ставшими такими в раннем детстве) из специальной школы в г. Загорске Московской обл. У них были оборваны все каналы связи с внешним миром еще до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. И только в школе, с использованием специальных методик обучения, основанных на теории предметной деятельности, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приема пищи и заканчивая сложными навыками письма, чтения и даже речи. Из учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Брайля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Об успехе эксперимента свидетельствует тот факт, что четверо из них окончили психологический факультет МГУ и стали психологами. СТОРОННИКИ ВТОРОГО ПОДХОДА: Ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975г. (социобиология – научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека). Ее основоположник Э. Уилсон опубликовал книгу «Социобиология: новый синтез». Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственны и млекопитающим, а большинство специфических форм поведения – поведению приматов: взаимный альтруизм (готовность бескорыстно действовать ради блага другого даже в ущерб своим собственным интересам); защита местообитания; агрессивность; следование формам сексуального поведения; и др. Социобиологи стараются обратить внимание, что на формы, в которых мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология. Социобиология ведет речь о единой природе человека, находя в ней место и биологическим влияниям. К.Маркс выдвинул в 18 веке идею о социальной (общественной) природе человека, он определял человека как совокупность общественных отношений, но в этом случае получается, что сущность человека находится вне его – в обществе – за пределами человека. Да, человек зависит от общественных условий, в которых протекает его деятельность, но сущность человека не сводится только к социальному началу. Человек в то же время остается природным, биологическим существом. Биологические его свойства неустранимы, играют в его жизнедеятельности очень важную роль, он – дитя природы. Биологическое - наследственное, т.е. существующее и развивающееся в человеке на основе генного фонда его родителей и более широко - общее по происхождению с животным миром. Многие формы человеческого поведения биологически запрограммированы, связаны с природой – так, человек немыслим без природных инстинктов, (самосохранения, сексуальный – Фрейд). Очень велика роль наследственности, многое свойства человека передаются по наследству, даже склонность ко лжи и воровству (психологи отдают до 30% роль наследственности в жизни человека). Биологическими факторами (особенностями правого и левого полушария головного мозга) определяется тип мышления человека, биологически обусловлены задатки, склонности (к музыке, к ИЗО и т.д.), тип темперамента, который составляет основу характера => нельзя считать человека только социальным существом, Человек по своей природе – биосоциальное существо. Все характеристики человека по своей сути биосоциальны – т.е. и биологичны и социальны одновременно. Социальное - все то, что возникло в человеке как члене общества в процессе антропогенеза и истории общества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. В нем есть биологические и социальные стороны, находящиеся в неразрывной связи (например, задатки природные можно развить только в определенных общественных условиях. Нельзя ни одну из этих 2-х сторон ни игнорировать, ни противопоставлять другой.
|