Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биологическое и социальное в человеке
Человек как биологический вид «homo sapiens» возник примерно 40 млн. лет назад (по самым приблизительным подсчетам), но вопрос о его происхождении до настоящего времени не решен и остро дебатируется в философии и науке. Вопрос о происхождении человека – антропогенезе и человеческого общества – антропосоциогенезе - дискуссионный. Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни на Зеле. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело ее и в новых и новых открытиях, которые колеблют казалось бы устоявшиеся теории. Неудивительно, что современные научные представления о человеке основаны в основном на гипотезах, а не на строгих научных теориях. Более или менее достоверными можно считать только лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса. Проблема осложняется длительностью процесса появления человека. Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен существовать длительный период становления человека и человеческого общества. Несколько точек зрения (гипотез): религиозная, концепция биологической эволюции, теория символизации, концепция космической эволюции. 1. Религиозная: человек создан Богом. Она изложена в Библии, обусловливает связь человека с Богом – сверхестественным, надприродным, надчеловеческим, высшим началом (представители – христианская теология и др.) Бог – творец живой, неживой природы, в т.ч. человека. Творение – это единовременный акт, а не длительная эволюция. У этой теории тоже есть свои сторонники: представители философии в России 19 века, например и др. В качестве доказательства даже приводят математические расчеты Козлова, согласно которым, если сегодняшние темпы прироста населения «продлить» в прошлое, то время создания человека (по Ветхому Завету) совпадает с математическим началом существования одной пары с общим генетическим кодом. Однако такое перенесение сегодняшних темпов прироста населения в прошлое неправомерно. Было бы преувеличением сказать, что религиозная теория полностью и окончательно опровергнута наукой: ведь это невозможно сделать научным способами, например, с помощью эксперимента.
2. Эволюционная (биологической эволюции)- возникла в XVIII веке (учение Ч.Дарвина, что человек произошел естественным образом от своего обезьяноподобного предка под действием законов биологической эволюции – наследственности, естественного отбора, изменчивости), долгое время господствовала в науке, затем в 40-е гг. 19 в. была дополнена трудовой гипотезой. Трудовая гипотеза: ее высказал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Суть ее – в том, что все социальные характеристики человека формировались в процессе его трудовой деятельности. Труд сыграл решающую роль в возникновении принципиально новой формы (небиологической, не через генетический аппарат человека) наследования. И это новая – социальная форма наследования открыла поистине безграничные возможности становления человека. Происходит сдвиг с генетических форм наследования к социальным. Американский антрополог Роберт Линтон в работе «Постижение человека» обращает внимание именно на то, что все человеческое поведение построенное на научении, а не на генетически передаваемой информации. Это означает, что человек реализует новые, культурные, а не биологические способы приспособления к миру, начинается социальная история.
Более подробно: 1) необходимость в специализации органа для трудовых операций обусловили прямохождение и т.о. освобождение руки; 2) рука приобретала все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению" (с. 487). "Рука таким образом является не только органом труда, она также и продукт его" (с.488) 3) развитие руки, занятой орудийной деятельностью, вело к развитию всего человеческого организма, в том числе и мозга" (с.488,490) 4) "Наши обезьяноподобные предки были общественными животными (с.488), т.е.стадность как фактор становления человека и человеческого сознания 5) "...формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу"(с.489).
Схематически трудовая гипотеза может быть представлена следующим образом: ___________________ усложнение трудовой деятельности_________ прямохождение — освобождение руки— развитие мозга - появление образа совместной деятельности - развитие речевой функции сознания – развитие гортани – развитие связей между людьми – развитие мозга и т.д. Вывод, который можно с очевидностью сделать: развитие человека осуществляется как единый процесс становления социальных и биологических характеристик. Или по-другому, человек изначально формируется как биосоциальное существо. Антропология, археология, историческая психология, история культуры, историческое языкознание обогатили трудовую теорию происхождения человека. Прежде всего был диалектически понят тезис об определяющей роли тру- да в процессе антропосоциогенеза. Речь идет не о первичности труда по отношению к обществу, языку, мышлению и сознанию, а о понимании труда как такого процесса, в котором связываются и развитие форм общежития, и развитие членораздельной речи, и появление абстрактного мышления. Нельзя забывать, что и сам труд имеет генезис, превращаясь из простой орудийной деятельности в предметно-практическую, связанную с изготовлением орудий труда. И он / генезис / связан с такими факторами, как язык, первые проявления сознания, первые нравственные требования, мифологические формы знания, ритуальная практика и т.д. Итак, основной вывод: антропосоциогенез - это комплексный процесс. Постараемся очертить общие контуры антропосоциогенеза, учитывая, конечно, недостатки любого схематического изложения. Кажется, прежде всего нужно учесть плодотворную мысль западной философской антропологии /А.Гелен, Э.Ротхаккер/ о том, что человек стал человеком, потому что природа не определила (не сделала) его полноценным животным. Не будем подробно останавливаться на причинах этого: это могли быть резкая смена климата, вытеснение другими животными из привычных сфер обитания, мутации. Недостаток биологических предпосылок для существования должен быть компенсирован поиском иного образа жизни. В силу своего животного происхождения антропоид (предок человека) все же имел принципиальную возможность вписаться в природу. Наши предки имели некоторые такие природные завоевания, которые могли развиться и развились затем в человеческие характеристики. Прежде всего, сюда относится "инстинктивный труд" /Маркс/ животных, простая орудийная деятельность /бобры, обезьяны/. И древние орудия антропоидов настолько элементарны (и, как правило, находятся в готовой форме в природе), что можно допустить их использование без понятийного мышления, развитого сознания, членораздельной речи. Такова культура галек /ущелье Олдувай/.Она насчитывает примерно 1,8-3,5 млн лет. Орудийная деятельность в "животной форме", конечно, разрушала инстинктивную основу поведения, но способы передачи накопленного опыта владения с орудиями не были связаны с генным кодированием. Передача опыта носила имитационный характер по принципу "делай, как я". Сегодняшние наблюдения за стадами и стаями животных подтверждают наличие таких имитационных форм накопления опыта: попытка научить обезьян языку глухонемых, обезьяны в Японии, моющие земляные орехи в воде перед употреблением. Но такое возможно при условии внутристадного мира. И развитие орудийной деятельности стимулировало появление надбиологических средств объединения, которые и являлись первыми признаками будущей социальности людей. Появились они в практике особого рода, в производстве людей самими людьми. Воспроизводство потомства животным стадом отличается от коллективно регулируемого произведения себе подобных в самой простой из человеческих сообществ - первобытно-родовой общине. Коллективное регулирование брачных отношений создало предпосылки и для возникновения первых форм сознания. Первоначально в родовой общине вырабатывается представление о "них, о тех, кто не «мы». Об "их" существовании часто судят по приносимому общине вреду. Затем возникает представление "мы",сначала нерасчлененное, затем дифференцированное по полам, возрасту и т.д. Первоначально это осознание "своего" племени носило тотемистический (тотем - мифический общий прародитель рода), а позднее мифологический характер. Таким образом: орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Успехи трудовой деятельности человека в качестве вех имеют "неолитическую революцию" - переход от собирательства и охоте к земледелию, скотоводству и ремеслу. Люди овладели огнем, изобрели колесо, перешли к оседлому образу жизни. Эволюционная гипотеза Ч.Дарвина далеко не бесспорна, сталкивается с целым рядом неразрешимых затруднений, так, например – «проблема недостающего звена»: отсутствует связующее звено между предполагаемыми обезьяноподобными предками человека и S-но человеком. Ранее считалось, что этим звеном являлся неандерталец, но сейчас выясняется, что он не имеет никакого отношения к родословной человека, имеет другой генетический код. 2-е затруднение: в несоответствии геологических данных временным параметрам процесса формирования человека. Имеет место геологический парадокс, суть которого: в отложениях плеацена не обнаружено никаких следов присутствия человека, тогда как уже в следующем культурном слое по прошествии = 1000 лет, есть след активной деятельности человека (кам. орудия, пещерные жилища, костры). Возникает вопрос – откуда взялся человек, ведь за такое мизерное историческое время обезьяна не могла превратиться в человека. Несвободна от противоречий и трудовая теория происхождения человека: 1) орудийная деятельность свойственна и некоторым животным и птицам, но это не ведет к превращению их в людей; 2) нашим животным предкам не было никакой необходимости (объективной необходимости) трудиться, создавать производство, т.к. они и так могли успешно существовать, как до сих пор существуют животные => причина перехода к трудовой деятельности неясна, и это делает человека, раз в труде не было объективной необходимости, а наоборот – свойства самого человека обусловили появление труда и производства; 3) создание тех орудий труда (примитивное), которое использовали первобытные люди, не могло вести к развитию человеческого мозга, как не ведет к развитию мозга животных и птиц присущая им орудийная деятельность; 4)для природы вообще человек не является необходимостью, => вопрос – зачем природа создала то, что ей без надобности
3. Теория символизации. Ее предложил американский философ и культуролог Лесли Уайт, критически проанализировав трудовую теорию. Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как биологический вид осуществляет это приспособление символическими средствами. В отличие от животных он способен охватывать мир с помощью символов, приписывая окружающему миру определенные смыслы и достигая приспособления через их понимание т.е. на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать только с помощью символов. Сторонник этой теории – немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. По его мнению, способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т.е. исключительно человеческая способность к символизации отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.
4. Теория космической эволюции: (представители – философские течения Живая Этика, теософия - Е.Блаватская, Е.Рерих и др.) В свете неувязок эволюционной теории все более популярной становится еще одна – инопланетарная (космической эволюции): человек произошел в результате эволюции астральных и биологических организмов под воздействием законов космической и биологической эволюции, а также Космического Разума, т.е. - люди либо переселились с другой планеты на землю; - либо были принесены сюда какой-либо высшей расой; - либо произошли от союза этой расы с земными существами. Согласно этой теории, основные этапы антропогенеза – это т.н. коренные расы (всего их пять). 1я раса – бесполая (половой признак отсутствует) – эфирообразное, астральное тело, флюидоподобное – сформировалась под влиянием основной планеты – Солнца примерно 300 млн. лет назад в Угольный (Силурийский) периоды. Способ происхождения и размножения – отображение астральных форм, не имела разума и речи и существовала в пределах материка с условным названием «Несокрушимая Священная Страна» (возможно, это был нынешний Северный полюс). Предполагаемый размер формы тела – около 50м. 2-я раса – также бесполая - полуэфирная, протоплазматическая, формируется уже некое подобие человеческой формы, основная планета – Юпитер, материк местонахождения – материк Гиперборея – предположительно - в Арктике; способ размножения – почкование, деление эфирного флюида, не имела разума, но появляется язык отдельных звуков (напевные гласные звуки). Предполагаемый размер формы тела – около 30м. 3-я раса – формируется тело – плотная биологическая форма, грубое подобие человеческой формы под влиянием планет Венера и Марс, существует на материке Лемурия предположительно в середине т.н. «века пресмыкающихся». Способ размножения – формирование яйца, 18 млн. лет назад происходит разделение полов и появляется половое размножение, появляются зачатки разума, сначала примитивный язык животных, но он постепенно совершенствуется. Предполагаемый размер формы тела – от 18 до 8м. 4-я раса – двуполая, в виде биологической формы человеческого тела под влиянием Луны и Сатурна – на материке Атлантида примерно 4-5 млн. лет назад, способ размножения – половой, разум существует и активно развивается, активно развивается и речь. Предполагаемый размер формы тела – от 5 до2,5м. 5-я раса – также двуполая, в виде биологической формы человеческого тела под влиянием планеты Меркурий – на материке Евразия примерно 1 млн. лет назад, способ размножения – половой, разум существует и активно развивается, активно развивается и речь. Предполагаемый рост около 2м. в среднем. Эта теория опирается на более значительный фактический материал, чем эволюционная, располагающая лишь горсткой ископаемых костей. Сюда относятся таинственные древние карты, металлические блоки в глиняных стенах землянок и полуземлянок древнего человека, стеклянные линзы, различные загадочные сооружения (пирамиды в Тибете имеют в своем расположении определенные закономерности) в АиФ. Сторонник этой концепции – крупный психофизиолог академик Н.П. Бехтерева, выдвинувшая веский нейрофизиологический аргумент: «В пользу этой концепции говорит тот факт, что интеллектуальные возможности человеческого мозга во много раз превышают те требования, которые предъявляет человеку земная природа. Этот избыток у человека нейроресурсов земная природа не могла создать, он мог быть создан только другими планетарными условиями». В самом деле, как могла бывшая обезьяна, всецело обусловленная природой, наработать такой ресурс способностей, который выходит за рамки природы? Итак. Несмотря на спорность проблемы антропогенеза, уже с момента "неолитической революции" человек обладает всеми теми характеристиками, о которых мы говорили в разделе о сущности человека. Сейчас на Земле нет сообществ существ, находящихся на этапе предыстории человечества. Все племена и роды, какими бы дикими они не являлись - это уже сообщества людей. И эти люди обладают сущностными характеристиками человека, отличающими человека от любого животного: 1) они умеют изготавливать орудия труда и пользоваться ими в практической деятельности; 2) их деятельность регулируется хотя бы простейшими нравственными запретами; 3) их чувства и разум имеют историю; 4) они не могут существовать вне общества 5) все свои качества и достоинства, вообще отличия индивид получает через систему общественных отношений; 6) их жизнедеятельность не запрограммирована, они имеют сознание и волю, совесть и ответственность.
|