Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции общественного развития





Несмотря на то, что термины «общность», «общество», «общественный», «социальный» давно вошли в научный оборот, их научное содержание достаточно сложно. В 19 в. возникла особая наука – социология, имеющая своим предметом исследование общества и в 19 в. отмечается возрастание интереса к общественным проблемам, хотя о том, что люди способны объединяться, философы заметили давно. Аристотель назвал человека «политическим животным», имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество.

Общество является предметом анализа различных социально-гуманитарных наук – философии (социальной философии и философии истории), социологии, истории, др.

Общество – социум – от лат. «социо» - в переводе соединять, объединять совместно, сообща затевать, отсюда понятие «социальный» - связанный с общностью, союзом, сотрудничеством.

Но природа и общество неразрывно связаны. Действительно, общество – часть природы, возникло в лоне природы и вне природы существовать не может. Однако это особая, специфическая часть природы, оно существенно отличается от природы; Если природа – это вся окружающая человека естественно – материальная действительность; то общество – это все люди и созданная ими искусственная действительность. Общество имеет специфику по сравнению с природой. Если в природе действуют объективные законы, независящие от человека, то в обществе – субъективные, зависимые от людей (субъектов) законы.

Сущность общества – в том, что оно – продукт взаимодействия людей. Общество – это исторически возникшая непрерывно развивающаяся целостная социальная система, форма разумно организованной совместной жизнедеятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями.

Общество – в самом общем виде – это мир существования человека.. Носителем всех форм общественной жизни, ее ядром является человек.

Чело­век и мир человека двойственны, и осознание этого фак­та позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Главное в таком анализе – пространственно-времен­ные характеристики общественно-исторического процес­са, понятия социального времени и социального про­странства. Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы «стягивание» общественных связей и отношений в единый «узел» бытия индивида.

Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связы­вающих их отношений, в которых проявляются вырабо­танные предшествующей культурой устойчивые, упорядо­ченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собствен­ным способом деятельности и включают его в сложившу­юся систему общественных связей и отношений. Вместе с тем отношения человека к обществу – это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование чело­века от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной сторо­ны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни обще­ства, выходя таким образом за пределы своего Я. С дру­гой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит са­мого себя как субъекта, как неповторимый «уникальный» феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на опреде­ленном этапе их развития может возникнуть феномен от­чуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я.

Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связы­вается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Для этого необходимо представить себе основные этапы взаимодействия человека и общества. Исторически первой появилась система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для форми­рования государства. Образуется система социальных свя­зей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.

Вторым этапом было общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый пред­метный слой социальности, через который стали реали­зовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам пре­вращается в товар определенного рода, а его силы и спо­собности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным пробле­мам и обострению антигуманных тенденций в мире, кри­зису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконст­рукции социальности, об отношениях «свободных инди­видуальностей», что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо разви­тая индивидуальность становится «узлом» всех типов со­циальной организации.

характеристики общества:

-целостность

-самоорганизуемость

-динамичность (способность к развитию)

-закономерности существования и развития

- конкретность – в нем представлены конкретные люди со своими интересами и потребностями

-самоуправляемость

-системность общества

Важнейшая черта общества – это его системный характер, оно представляет системное образование (система – нечто целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой). Это целостный организм, различные элементы которого теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если рассматривать структуру общества в вертикальном срезе, то в нем выделяют 4 важнейшие сферы (подсистемы) общества:

- экономическая – характеризуется социальными отношениями в сфере материального производства (производительные силы, участвующие в производстве материальных ценностей и производственные отношения)

- политическая – характеризуется отношениями по поводу политической власти и властных отношений в обществе (государство как основной политический институт, другие политические институты, общественно-политические движения, организации и объединения)

- духовная сфера – это сфера общественного сознания, характеризуется отношениями в области науки, религии, философии, образования, права, морали, искусства, идеологии.

В горизонтальном срезе внутри этих подсистем просматриваются другие элементы общества – объединения людей, т.н. социальные общности: классы, нации, социальные группы, слои и др. объединения людей (социальные общности, их различают по численности (от нескольких десятков человек – (социальные группы) до сотен миллионов (нация); по степени устойчивости (кратковременные, неустойчивые – очередь в магазине и долговременные и устойчивые (нации); по языку; по религии; по территориальности; по ценностной ориентации; профессиональные общности (учителя, врачи); демографические (возрастные, половые признаки); и т.д.

 

развитие общества – дискуссионный? что дежит в основе развития общества?

Разные подходы:

1)натуралистический подход (подход от природы, его развивает социобиология) – развитие общества определяется природными условиям – климатом, рельефом и т.д. – Ш Монтескье в 18 веке. В 20 в. продолжалось развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов человека и общества. Общество рассматривается здесь как естественное продолжение природы и Космоса. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса Вселенной (Гумилев, Чижевский, Вернадский), особенностями природно-климатической среды (Л.Мечников), эволюцией биологической организации человека и его генофонда (социобиология).

Общество в этих теориях рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, так же как и человек - не самое совершенное живое существо.

2) психологический подход – (подход от психики – его развивает социопсихология, а истоки лежат в философском идеализме) - Платон, Гегель видели источник развития общества в идее, которая творит историю и предопределяет все действия людей).

3) деятельностный подход (истоки – в философском материализме). С точки зрения К. Маркса основа развития общества – в материальном производстве, с точки зрения теоретиков индустриального общества У Ростоу, Р. Арона – техника и технология.

В современной социальной философии считают, что сравнение различных точек зрения показывает: не следует переоценивать значимость той или иной стороны (сферы) жизни общества, а надо видеть их взаимосвязь. Экономика, политика, наука, искусство – все стороны бытия общества взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и влияют на развитие общества. Источник развития общества лежит в нем самом, во взаимодействии трех сфер – мира природы, мира материальных вещей и предметов и человеческой духовности. Значит, развитие общества есть саморазвитие.

Совокупность конкретных многообразных действий и поступков людей, больших и малых социальных групп, всего человечества есть история общества. Есть раздел философии, изучающий историю развития общества – философия истории.

Для понимания сути процессов, приведших к формированию природы, общества и человека, следует упомянуть о двух фундаментальных достижениях науки 20 века: антропном принципе и синергетике.

Суть антропного принципа: любая сложная система, в том числе человек, возможна потому, что в эпоху Большого взрыва (2 х10 в десятой степени лет назад) элементарные процессы и физические константы имели очень узкий диапазон. Если бы они были другими (скажем, большими), то Вселенная «выгорела» бы за короткий промежуток времени. А с точки зрения синергетики: мир системен, целостен, нелинеен, т.е. многовариантен в развитии, характеризуется глубинной взаимосвязью хаоса и порядка, случайности и необходимости.

Все теории развития общества можно разделить на 3 группы:

- теории эволюционного типа: развитие общества происходит путем эволюции, т.е. постепенного, медленного, поступательного развития (реформы, выборы, эволюция экономики, социальная мобильность, межкультурный диалог) – это теории Э. Дюркгейма, Г.Спенсера; теория индустриального общества Р.Арона и У Ростоу; теория постиндустриального общества как ее продолжение – Д.Белл, А.Тоффлер, З.Бзежинский и др.); теория коренных рас Е.Блаватской и Е.Рерих.

- теории революционного типа: развитие общества происходит путем социально-политических революций, переворотов, восстаний, научных революций, технологических революций– формационная концепция развития общества К.Маркса и Ф.Энгельса и способе производства как основе общественно-экономической формации. Формация – это ступень прогрессивного развития общества, существующая на основе конкретно-исторического способа материального производства.

- теории культурно-исторических типов (цивилизационные теории) - Н.Я.Данилевского – 13 типов цивилизаций; О.Шпенглера – 8 типов; А.Тойнби – 6 типов; П.Сорокина – 3 типа социокультурных суперсистем). Цивилизационный подход в последние годы все больше утверждается в философии истории. Никакой всемирной цивилизации не существует, у общества нет общей траектории развития. Оно развивается по нелинейному пути. У каждого отдельного народа свой собственный исторический путь.

Цивилизации отличаются друг от друга многими признаками, в том числе – специфическим культурным кодом. Так, Н.Данилевский, используя идеи культурного циклизма, обосновывает идею о существовании т.н. культурно- исторических типов (о самобытности России как самостоятельном восточноевропейском культурно-историческом типе). У Шпенглера вся мировая К. – это ряд независимых друг от друга К. (египетская, вавилонская, греко-римская, западноевропейская, китайская, западноевропейская и майя), каждая из которых имеет свой неповторимый, уникальный характер, свой темп развития и время, отведенное для жизни, жизненный цикл, переживая периоды возникновения, роста, надлома и разложения, уступая место другой локальной цивилизации. Так одна цивилизация сменяет другую. А.Тойнби исследует всемирную историю как совокупность обособленных, замкнутых цивилизаций.

 

Что является движущей силой развития общества?

Это социальные субъекты, реализующие тот или иной способ развития общества – классы, социальные слои и группы; нации; политические партии, движения; народные массы в целом и отдельные исторические личности.

В философии истории распространено мнение, что народ в целом, народные массы – основная движущая сила исторического развития.

Что же касается роли личности в истории, то это вопрос дискуссионный. Есть несколько точек зрения:

1) выдающиеся личности играют ведущую проль в истории (Ф. Ницше, П. Лавров и др.). Она определяет цель, направление, дает толчок истории;

2) выдающаяся личность не может и не должна пытаться играть решающую роль, т.к. только народные массы – творцы исторического процесса (П. Кропоткин и др.). Лозунг «Никаких авторитетов».

3) примиряющий подход: в целом решающая роль принадлежит народным массам, а личность влияет на исторический процесс, на ход истории (Г.В. Плеханов).

Вывод: деятельность выдающейся личности может быть понята только применительно к конкретной исторической обстановке и конкретным общественным силам, которые она олицетворяет, генератором идей которых она выступает. Это определяет масштаб и значимость деятельности личности. Личность. Какой бы выдающейся она ни была. Не может играть всецело решающую роль в истории. Вот в конкретных исторических обстоятельствах, в конкретном месте роль лидера может быть решающей, и здесь играют роль личные качества личности.

 

Date: 2015-10-18; view: 1879; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию