Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос Личность. Человек в системе социальных связейСвобода и ответственность личности.
Проблема личности – одна из центральных во всей системе гуманитарных наук. И каждая из теоретических дисциплин (философия, естествознание, психология, социология), изучающих личность, по–своему очерчивает ее образ, рассматривает ее под собственным углом зрения. Начинать изучение проблемы личности надо с самого общего понятия – «человек» - понятие, характеризующее биологические и социальные качества и способности, присущие всему человеческому роду. Человек – представитель биологического вида «гомо сапиенс», высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Это особый биологический вид. Для которого средством приспособления к окружающейсреде стала культура. Человек – понятие многоаспектное, ему присущи различные социально – психологические градации: Индивид – индивидуальность – личность. Индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, а также член какой-либо социальной общности (объединение индивидов), ее составной элемент. Как индивид – он частица социального целого. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен от других индивидов. И эта характеристика не содержит никаких конкретных характеристик человека, он берется здесь безотносительно своим социальным и психологическим свойствам. Гораздо содержательнее другое понятие – индивидуальность. Оно обозначает уникальность и неповторимость человека, его особенности и неповторимые черты, делающие его непохожими на других. Понятие «индивидуальность» обозначает физические и психические особенности человека, отличающие его от других людей, других индивидов. Индивидуальность имеет огромное значение для человека, человек интересен своей индивидуальностью, а не своей одинаковостью. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем сам человек. Сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления и т.д. В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой – социальной средой – вопрос дискуссионный, тесно связан с проблемой биосоциальной природы человека. Личность – еще более сложное, значимое понятие, обозначающее человека как представителя общества. Вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. Это не просто индивидуальность, а индивидуальность, осознавшая себя и свое место в окружающем. Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека: в индивидуальности ценится ее самобытность, а в личности – ее самостоятельность, независимость, сила. Личность тем значительнее, чем более в ее индивидуальности представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Личность определяется следующими свойствами: - самостоятельность - сила характера - решительность - широта интересов - значимость потребностей – обладание социальным статусом (местом в обществе) и социальными ролями (функциями). Таким образом личность – это человек, обладающий значимым лицом, достоинством, социальным статусом, способностью к самоутверждению. Структура личности такова, что есть ядро: это мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Оно формируется в результате самосознания, а также в результате осознания человеком объективной реальности. Отсюда следует, что личностью не рождаются, а ею становятся в процессе своей жизнедеятельности. Индивид должен выработать в себе личность, создать себя как личность. Личность – это конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический тип личности в зависимости от преобладающих ценностей, которые и определяют поведение человека – например, человек эпохи средневековья на первое место ставил религиозные ценности, а человек эпохи Возрождения – ценность самого человека как главную ценность бытия.
Общечеловеческие духовные ценности, под воздействием которых формируется личность: л юбовь, гуманизм, долг, справедливость, ненасилие, свобода, мир, жизнь, труд, мораль, знание, образование, культура, равенство, братство, гармония, красота, социальный прогресс. Основными регуляторами общественной жизни человека являются: Внешние регуляторы (не зависят от человека): право, мораль, традиции, культура, объективные социальные условия и процессы, объективные природные условия и процессы. Внутренние условия (зависят от конкретного человека, их создает сам человек): этика, ценности, внутренняя культура личности.
|