Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Икотаво многих районах России отождествлялась с кликушеством. И больных икотой,и кликуш считали одержимыми и старались изгнать сидящего в них духа, беса (см. КЛИКУША). 16 page





ШУМОВОЛ О С, ШУМОВОЛ О СЫЙ ЛЕШИЙ — нечистый дух; леший с длинными спуганными волосами.

Длинные, часто спутанные волосы, обилие шерсти, косматость отличают многих нечистых — от лешего и водяного до черта - и характеризуют их как наделенных сверхъестественными, колдовскими силами. Волосы, особенно длин-


ные, густые, якобы способны хранить и испускать магические силы, колдовские влияния (см. ВОЛОСАТИК, РУСАЛКА) Одно лишь распускание волос русалкой, ведьмой в поверьях иногда тождественно колдовскому действию.

«Шумоволосыми», обросшими спутанными волосами «колдующими волосами» (шуморить - «нашептывать, колдовать» — Олон.) в принципе могут быть названы различные нечистые духи, однако в бытующих верованиях такое наименование, по имеющимся пока материалам, встречается редко. Шумоволос упоминается в заговорах, где его облик подробно не описывается.

В поверьях Заонежья отмечен шумоволосый леший, лесной дух, отличающийся, по-видимому, обилием растрепанных волос, «шумящий, как лес».

ШУТ, Ш У ТИК, ШУТН И К — нечистый дух; черт, чертик.

ШУТ И ХА, ШУТ О ВКА — чертовка; русалка.

«Шут его бери!»; «Ну его, к шуту!»; «Не шут совал, сам попал»; «Шут, шут, поиграй, да опять отдай» < Даль, 1882 >.

Шут — одно из традиционных названий черта во многих районах России (соответственно маленькие чертенята именуются шутиками). В.Даль полагает, что шут -- «всякая нежить, домовой, леший, водяной» <Даль, 1882>.

Шутовками нередко называются существа, сходные со «страшными» русалками, с проклятыми. Согласно верованиям крестьян Верхнего Поволжья, русалки- шутовки (лешинки) похожи на людей, но у них лицо без румянца, космы длинные, груди большие. Их видят в прудах, озерах, проточных водах, где они умываются и «чошутся» [чешутся], и в это время с волос у них падают блестки. Шутовки едят рыбу и раков. Они любят париться в банях, где «ржут и шутят», а также ходят в бани, чтобы напрясть себе ниток из тех, которые оставлены бабами без благословения. Если накинуть на русалку- шутовку крест, она, как и проклятая, может стать человеком (Влад.),

«Водяные, шуты, шутуля или шотоляги и русалки, лешиньки — шутовки — тоже весьма похожи на обычных людей» (Влад.). Крестьяне Владимирской губернии утверждали, что шутов видят редко, и считали их «древними людьми», как и «фараоново войско», потопленное в море и обращенное в лягушек (см. ФАРАОН). Таким образом, в поверьях Владимирщины шуты — нечто среднее между нечистыми духами и проклятыми, заклятыми людьми.

На Урале шутовки — проклятые бабы, девки, напоминающие русалок. Они обитают под водой, но дне озер и рек, где у них есть дома, но стремятся проникнуть к людям и

366
даже выйти за обычных людей замуж. После замужества шутовка становится человеком.

Синонимы названия шутовка - «чертовка, чертеница, демоница, омутница. Живет в воде или около воды, лохматая, черная. Вылезет из воды, распустит клок и чешет волосы, В общем, шутовка очень схожа с русалкой, каковой здесь совсем не встречается, и даже имени ее, говорят, не слыхали» (Костр.).


Щ

 

ЩЕКОТ У Н, ЩЕКОТ А ЛКА— детская болезнь; фантастическое существо, тревожащее детей.

Щекотун, внешний облик которого в поверьях не описывается, по-видимому, сходен с полуночником. Он упоминается в заговорах с целью изгнания назойливо тревожащих ребенка существ, которые персонифицируют бессонницу, например: «Матушка заря утренняя Мария, вечерняя Маремьяна, возьми у младенца полуношника и щекотуна из белого тела, из горячей крови» (Енис.).

По поверьям Вологодчины, духи лаюн и щекотун охраняют клады.

В широком смысле щекотуны - многие сверхъестественные существа, особенно «защекачивающие» людей русалки, леший (однако прямо щекотунами они не именуются).


ЯГ А, ЯГ АА БА, ЯГ А Я Б А БА, ЯГ А БИХА, ЯГ А БОВА, ЯГ А Я, ЯГ и НИШНА, ЯГ и ХА, ЯГ И ШНА— баба-яга, сказочныйперсонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.

«На печи, на девятом кирпичилежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титькина крюку замотаны, сама зубы точит» < Афанасьев, 1957 >; «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает» < Даль, 1882 >; «Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила» < Афанасьев, 1957 >; «Во ржи, говорят, тоже баба-яга бегала, волоса у нее распущены» (Лен.).

В.Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» < Даль, 1882 >.

Яга живет «в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека; ее вид и положение в избушке противоестественны: „ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок"... руками она „в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет"» <Черепанова, 1983>. Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами.

О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки. Анализу этого образа посвящено много исследований, в том числе фундаментальные труды А. А. Потебни <Потебня, 1865> и В.Я.Проппа <Пропп, 1986>. В.Я. Пропп считает образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного) <Пропп, 1986>.

 

 


Особое внимание привлекает костеногость, одноногостк бабы-яги, снизываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» <Лаушкин, 1970>. По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах; змея - - человек со змеиным хвостом - одноногий человек -- хромой и т. п.). В.Я.Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея" не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом земля — „ползающая по земле"», - пишет О.А.Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга <Черепанова, 1983>.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п. (см. БЕЛАЯ ЗМЕЯ, ЗМЕЯ, ЗМЕЙ).

В русских сказках яга-баба охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, одновременно она мать и «хозяйка» зверей: «...смерть на некоторой стадии мыслится как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (то есть в царство животных) и дает превращение, а тем самым власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное» < Пропп, 1986>.

Образ бабы-яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, «яга -дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. Второй тип - яга -похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Третий тип — яга -воительница, прилетающая к героям в избушку, вырезающая у них из спины ремень и т. и. В.Я. Пропп считает образы яги -похитительницы и яги -дарительницы состоящими в теснейшем историческом родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о прибытии человека в царство мерт-


вых. Он полагает, что некогда существовавший обряд посвящения превращенно отразился в сюжетах сказок.

В сказочных сюжетах яга-баба — своеобразный проводник в иной мир; она испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.

Для бытующих поверий XIX—XX вв. «сказочный» образ яги-бабы не характерен; лишь иногда о бабе-яге повествуют как о существе относительно реальном.

Так, крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать»,

В таком облике бабы-яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа (см. ЛЕШИЙ, ВИХРЬ). Она напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку; напоминает и ведьму. По-видимому, трансформировавшиеся в сказочном образе бабы-яги представления о древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились в обликах и целого ряда более «специализированных» мифологических персонажей, вера в реальность которых сохранилась в XIX в.

Ягой-бабой (сгибовой, сгибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью.

«С проявлением земледелия и земледельческой религии вся „лесная" религия превращается в сплошную нечисть, великий маг - в злого колдуна, мать и хозяйка зверей - в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» <Пропп, 1986>.

И у бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться, летать на помеле, ухвате; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п. (см. ВЕДЬМА).

В ряде районов России ягой-бабой (подчеркивая необычность, загадочность, отталкивающий облик такого существа) именуют лешачиху, полудницу; «Яга-баба — лешачиха» (Арх.); «Во ржи, говорят, тоже баба-яга бегала, волоса у нее распущены» (Печ.).

словарь устаревших и диалектных слов

Балчина - туча
Бахилы - рабочие сапоги, обычно без ранта и каблуков, с круглыминосками и высокими голенищами.
Большой угол - передний или красный угол в избе, где стоят иконы.
Бурак - (зд.) сосуд из бересты цилиндрической или круглой формы.
Валёк - круглый длинный брусок из дерева или другого материала, имеющий различное применение (для теста, для обмолотаи т. п.).
Венец - (зд.) нижний ряд бревен в срубе.
Верес - можжевельник.
Верея - столб, на который навешиваются ворота; косяк у дверей,ворот; толстый столб, поддерживающий крышу (сарая).
Верша - плетень из ивовых прутьев; рыболовная снасть.
Вица - гибкий удобосвиваемый прут, ветки; веревка из прутьев, коры.
Гайтан - шнурок или тесьма; лента, цепочка.
Гардены - занавески, гардины.
Голбец - отгородка или чулан возле русской печи; помост над чуланом сбоку печки; помост над входом в подполье; пристройка к печи в виде лежанки; вход в подполье; подполье; пространство под печью; надгробный памятник в виде сруба с крышей на два ската и с крестом.
Голик - веник без листьев.
Гумно - помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы.
Дверсливый, дверстливй, дверстяной - легко рассыпающийся, похожий по строению на древесину.
Дековаться - дурачиться, издеваться, запугывать, сбивать.
Дойница - подойник; сосуд для храпения сметаны, молока.
Домовище, домовница - гроб; сруб над могилой; дом, постоянное жилье.
Дролиться - любить; ухаживать за кем-то, проводить с кем-то время.

 

 

 

Дубцы - прутья, хворостины; розги, палки.
Ерик - непроточный рукав реки; небольшое озеро на месте старого русла реки; лог в прибрежной полосе, затопляемый разливом; овраг.
Жаровая ель, жарОвая, жаровАя - ель с мелкослойной древесиной, дающая много жара при горении; высокоствольная, прямая ель.
Житник - хлеб из житной (ячменной) муки; пирог или лепешка из житной муки.
Жито - всякий хлеб в зерне или на корню; ячмень (северное), рожь (южное); всякий яровой хлеб.
Зааминить - оградить, лишить злые силы действенности произнесением слова «аминь» (трижды).
Завертка - веревочная, ременная или сплетенная из прутьев петля, с помощью которой оглобли прикрепляются к саням.
Загнета, загнёта, загнетка, загнётка - зольник русской печи.
Заговенье, загвенье - последний день перед постом, в который разрешается есть скоромное.
Загород, загородь - изгородь; (зд.) часть двора, отгороженная для скота.
Заездок - (зд.) невод; плетень, которым перегораживают реку, чтобы сдержать ход рыбы.
Заложные «нечистые» покойники, погребенные особым способом (без отпевания, под каменной кладкой и т. п.).
Залом - скрученный (сломанный) пучок колосьев, который обычно делается колдуном или ведьмой.
Зарод - большой стог сена (не круглой кладки, а продолговатой).
Застреха, застрёха - жердь, перекладина, поддерживающая крышу избы, сарая и т. п.; желоб на нижнем краю крыши; толстая балка на краю крыши.
Затон - залив, образовавшийся во время половодья; длинный непро­точный залив; запруда, плотина в реке, озере для ловли рыбы; место, где бывает много рыбы.
Истопка -(зд.) место в печи, где сжигают дрова, топка.
Калита - кошель, кошелек; кожаный мешочек для денег и разных мелочей, подвешиваемый к поясу.
Каменка - (зд.) банная печь.
Кила, кИла - нарыв, чирей, карбункул; опухоль; переходящая с места на место ломота.

 

Комяга - (зд.) выдолбленное из одного дерева корыто для кормления или поения скота.
Копань - яма, вырытая для сбора дождевой воды; неглубокий колодец без сруба; искусственный пруд.
Кормчая - кормчая книга, сборник церковных и светских законов.
Корщик - кормщик, рулевой.
Костер дров - куча или укладка дров.
Крестова - крестная мать.
Кресты - (зд.) перекресток.
Кросна - ручной ткацкий станок; нитяная основа при тканье на ручном станке; полотно, вытканное на кроснах
Крюкушки - место за спиной, заплечье, закорки.
Кудель, куделя - вычесанный и перевязанный пучок льна или пеньки, заготовляемый для пряжи; лен; пряжа.
Кут - (зд.) угол в избе (чаще всего под образами или около печи).
Кутья - (зд.) разваренные и подслащенные пшеничные зерна.
Луда - (зд.) мель, мелкое каменное место.
Лутошка - липа, с которой снята кора, содрано лыко; липовая палка, палочка без коры, лыко, палка.
Матица, матка - средняя потолочная балка в избе.
Молодик - молодой месяц (в первой четверти).
Молотило - приспособление для ручной молотьбы; цеп.
Мост - (зд.) деревянный пол в избе, сени.
Наросное перо - наростное перо, хвостовой плавник (?).
Науз - ладанка, талисман от сглаза.
Нелегченный, нелегчёенный (конь) - некастрированный конь.
нОвина (новИна, новинА) - расчищенное место под пашню; хлеб нового урожая, узкий.
Номаканунец - номоканон, кормчая книга, свод церковных законов (худой номоканунец - искаженный номоканон).
Обаянник - красноречивый человек; колдун.
Обаять - оговорить, сглазить, очаровать, околдовать.
Овин - постройка, которая может включать помещения для сушки снопов и для молотьбы.
Ожиг, ожИг - палка, которой шевелят огонь в теплине камина, кочерга.
Окрутить - одеть, нарядить; одеть к венцу; снарядить, снабдить; обмануть.

 


 

Отвод - (зд.) ворота в ограде села; полевая изгородь.
Относ - (зд.) вещь или съестное, положенные где-либо для избавления от порчи, болезни, несчастий.
Пазуха овина - отверстие для подачи снопов; для подачи жара снизу; часть овина от отверстия (лаза) до стены.
Пахтать, похтать - взбивать.
Первак - (зд.) первый рой пчел.
Передний угол - красный угол в избе, где находятся иконы.
Перемет - поперечная балка, соединяющая стропила или столбы; насест для кур; рыболовная снасть; силок.
Печной столб - столб у свободного угла русской печи, на котором крепятся два бруса-воронца.
ПОветь, повЕть, поветка - сарай; хлев; навес, крыша над двором; крытый двор.
Погост - кладбище; сельский приход.
Подовин - нижняя часть овина (яма под сушилом, где разводится огонь).
Поезжане - гости на свадьбе; участники свадебного поезда.
Покрученик - рабочий на промысле, обычно из доли, пая промысла, на хозяйском содержании.
Полдензи - полденьги или полденьга, полушка. Деньга — серебряная монета, с XVIII в. могла быть медной; 200 монет (чеканенных из гривны серебра) составляли московский рубль.
Полок - доска или прилавок (стол, ларь), приделанный на ребро к стене.
Поперешный - (зд.) поперечный человек, противник, спорщик; человек, наделенный недобрым колдовским влиянием, идущий и поступающий «поперек».
Портяна, скатёрка - скатерть из грубой ткани, холста (порт - - посконная, из конопляных волокон, пеньковая и льняная грубая пряжа).
Портно - узкий грубый холст.
Посиделка, посиделки - сборища крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам.
Править - (зд.) прямить, исправлять; лечить.
Призеры - порча от дурного глаза (опризорить — сглазить).
Прикос - порча.
Припечек - место перед печью, перед топкой; лежанка при печи; опечье, основа печи, подпечье.

 

Присучить   - впутать, втянуть; присушить, притомить; приворожить; навести сухоту.
Причища - причина (болезни); порча; притка; неприятный случай, беда.
Причуженье - привиденье; обман чувств.
Разговеться - впервые после поста поесть скоромного.
Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.
Росстань - пересечение дорог, перекресток (где разлучаются, расстаются).
Рунцо - овечья шерсть.
Сергач - тот, кто водит медведя.
Смурый кафтан - кафтан темного цвета из некрашеного сукна, из мешаной темной шерсти.
Сноха - жена сына; невестка; жена деверя.
Спорина - рост, изобилие, прибыль.
Становой урядник - нижний чин полиции, подчиненный становому приставу (стан - полицейская территориальная единица, на которые делились уезды).
Страстная свеча - свеча, горевшая во время чтения 12-ти Евангелий на Пасху.
Сутнее окно - окно у переднего (красного) угла или у печного угла.
Сушило - часть овина; высокие жерди с решетником, где сушатся снопы.
Теплина - огонь в овине, овинной яме или печи.
Титешный - грудной.
Тонская изба - жилое помещение на тоне.
Тоня - место, где ловят рыбу; рыбная ловля.
Торос - (зд.) зимний промысел зверя.
Тупица - тупой нож или скобель для скорняжных работ.
Тын - деревянный сплошной забор, частокол.
Херувимская - херувимская песнь, исполняемая во время обедни при тор­жественном начале литургии верных, когда открываются царские врата.
Чернобыльник - быльняк, будильник, крупный вид полыни.
Чёрный мурин - негр, мавр.
Чесало - гребень.
Шамшура - женский головной убор.
Шанежка, шанечка - род ватрушки, сочня или простой лепешки.
Шесток - площадка перед устьем русской печи.
Шлапатать - шлепать, шуметь.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Авдеева К. А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842.

Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

«Аномалия» {газета о непознанном), 1991, № 4, 6; 1992, № 2, 5, 7, 12.

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. В 3-х т. М., 1957.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1—3. М., 1865—1869.

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных
славян. Л., 1983.

Балов А. Овинные именины. — Живописная Россия, 1901, № 55.

Балов А. Очерки Пошехонья. -- Этнографическое обозрение,1901, № 4.

Барсов Е. В. Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. Ч. 1. М., 1872.

Барсов Е. В. Северные сказания о лембоях и удельницах. Известия имп. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 13, кн. 3. М., 1874.

Барсов Е. В. Об олонецких древностях. - В кн.: Олонецкийсборник. Вып. 3. Петрозаводск, 1894.

Бажов П. П. Сочинения. В 3-х т. М., 1952.

Берггольц О. Ф. Из дневников/ Публ. М. Ф. Берггольц. — Знамя, 1991, № 3.

Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний. — Собр. соч. В 8-ми т. М.—Л., 1962. Т. 5.

Богаевский П. Заметка о народной медицине. — Этнографическое обозрение, 1889, кн. 1.

Бурцев А. Е. Обзор русского народного быта северного края. Т. 1—3, СПб., 1902.

Буслаев Ф. Бес/ Мои досуги. Ч. 2. М., 1886.

Виноградова Л. Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции. — В кн.: Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986.

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычествав Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916.

Гельгардт Р. Р. Избранные статьи. Калинин, 1966.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1880—1882.

Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского напп СПб.—М., 1880.

Даль В, Пословицы русского народа. В 2-х т. М., 1984.

Ефименко П. С. Демонология жителей Архангельской губернии. — В кн.: Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 год. Архангельск, 1864.

 

Ефименко П. С. Труды по этнографии русского населения Архангельской губернии. — Труды этнографич. отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн 5; вып. I. М., 1877; Кн. 5, вып. II. М., 1878.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.

Запольский М. Чародейство в северо-западном крае в XVIII вв. — Этнографическое обозрение,. 1890, № 2.

Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Пг., 1916.

Зеленин Д. К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии. — В кн.: Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 9. Вып. 2. Л., 1930.

Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах восточноевропейских народов. М.-Л., 1937.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Зиновьев В. П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири/ Сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск, 1987.

3—ин П. Русская простонародная медицина. - Руководство для сельских пастырей, 1882, № 27—28.

Иваницкий Н. Заметки о народных верованиях в Вологодской губернии. - Этнографическое обозрение, 1891, кн. 10, № 3.

Иванов В. В. Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах. -- В кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. М., 1976.

Иванов В. В. Змей. — В кн.: Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 1. М., Сов. энциклопедия, 1980.

Иванов В. В., Топоров В. Я Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Кагоров Е. Г. Мифологические очерки. Харьков, 1913.

Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. — В кн.: Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Л., 1928. Ч. 2.

Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края/ Зап., вступит, статья и коммент. И. В. Карнауховой. — Academia, 1934-

Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни. Новгород, 1900.

Лаушкин К. Д. Баба Яга и одноногие боги. -— В кн.: Фольклор и этнография. Л., 1970.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — В кн.: Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосев Д. Ф. Демон. — В кн: Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 1. М., Сов. энциклопедия, 1982.

Лосев А. Ф. Посейдон. — В кн.: Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 2. М., Сов.энциклопедия, 1982.

Майков Л. Великорусские заклинания. СПб., 1869.

Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губ. - (Зап. Имп. Русск. Географич. о-ва по отд. эти. Т. 36) СПб., 1913.

Date: 2015-10-18; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию