Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Икотаво многих районах России отождествлялась с кликушеством. И больных икотой,и кликуш считали одержимыми и старались изгнать сидящего в них духа, беса (см. КЛИКУША). 12 page





Наименование русалка распространилось в России сравнительно поздно и упоминается в историко-литературных памятниках лишь с XVIII в, Происхождение этого названия не вполне ясно и трактуется по-разному: слово русалка пытаются соотнести и со словом «русый», и со словом «русло». Ряд исследователей полагает, что образ русалки персонифицирует русальский обряд. Название русалка связывается ими с весенними русальскими празднествами и обрядами (посвященными умершим и, возможно, испытавшими влияние греческих русалий) (ср. «Русальничать, праздновать обрядами семик, Троицу и Духов день» <Даль, 1881>). Русалками могли именовать участников русалий, о которых в историко-литературных памятниках упоминается значительно раньше, чем о русалках: «Имя „русалка" и


название народного праздника „Русалии" заимствовано славянами из Фракии и Македонии и восходит к среднегреческому или византийскому слову „Rhusalia"» <Кагаров, 1918> «Самое слово русалка, очевидно, позднего происхождения. Это не противоречит утверждению древности самого образа, ибо название это явно нашло приложение к древним представлениям о лесных, полевых, водяных демонических образах женского пола» <Померанцева, 1975>.

В русских поверьях XIX—XX вв. русалка чаще всего неожиданно встречающееся человеку и столь же внезапно исчезающее «стихийное и роковое» существо, встреча с которым, в общем, нежелательна.

 

 

 

С

САМ – нечистый дух, черт; домовой; леший.

Именуя нечистого духа — с оттенком почтительного страха — сам, крестьяне избегали произнесения настоящего имени черта, лешего, домового. В этом названии отразились и понятия о лесном или домовом духе как о почитаемом «хозяине», старшем в доме, в лесу (см. ДОМОВОЙ, ЛЕШИЙ, ОН).

САТАН А, САТАНА и Л, СОТ о нКА, СОТ О НЫ главный среди нечистых духов, чертей, Дьявол; нечистый дух, черт; нечистая сила.

«И Сатана в славе, да не подобру»; «Сатана и святых искушает» < Даль, 1882 >; «...из леса дремучего бегут мне навстречу двадцать сатанаилов, двадцать дьяволов» (из заговора] < Забылин, 1880 >. «Построил Сатана себе на небе престол и сел на него, а прочие злые духи окружали его» (Новг.); «Суеверие в демонов поддерживают лубочные, нецензурованные картины Страшного Суда с огненными змеями, драконами, гееннами, сковородами, огнем, с изображением чертей и Сатаны...» (Арх.); «Удавился, так Сатане обручился»; «Отбилась от рук жена, так что твой Сатана» < Даль, 1882>.

Сатана - название Дьявола, означающее на древнееврейском «противник». Образ Сатаны, имеющий «книжное» происхождение, в общем-то, удален от повседневной жизни крестьян и обычно тождествен образу Дьявола (см. ДЬЯВОЛ); реже — схож с образами демонов, чертей. В силу некоторой нечеткости и своеобразия народных представлений о нечистой силе сотонами и сотонками крестьяне могли именовать и вообще всех нечистых духов.

Сатана обычно старший в иерархии нечистой силы, но сама эта иерархия в поверьях имеет не однозначно определенное устройство и выглядит весьма своеобразно. Так, согласно верованиям Вологодчины, Дьявол и Сатана — различные духи зла (главенствует над ними Демон). Сатана особенно

 


силен и коварен, а Дьявол соблазняет людей на всякий грех (см. ДЬЯВОЛ, ДЕМОН, БЕС).

Облик Сатаны в крестьянских поверьях сходен с дьявольским {см. ДЬЯВОЛ). Его характеризует гигантский рост черный, темный цвет, способность принимать различные облики («ходить в личинах»). Наиболее подробно образ Сатаны (Дьявола) описывается в народных повествованиях о миротворении и мироустройстве, сложившихся под влиянием библейских рассказов, богомильских ересей, апокрифов и т. п.

Согласно достаточно распространенным представлениям, Сатана (Дьявол) — бывший ангел. По поверьям Олонецкого края, Бог создал вначале одних ангелов, главным среди которых был Сатана, именуемый первоначально Сатанаил. После того как Сатанаил возгордился (построил себе на небе престол) и был свергнут в преисподнюю, приставка «ил» перешла к имени поразившего Сатанаила Михи (Михаил Архангел), и Сатанаил стал Сатаной, духом зла.

Сатана называется Сатанаилом и в некоторых апокрифах, Это - богомильское название духа зла, почитаемого богомилами сыном Бога и Отца; прибавка «ил», по объяснению самих апокрифов, указывает на его божественную сущность, на Божеское, а не ангельское достоинство <Рязановский, 1915>.

По народным рассказам, Сатана участвует в миротворении. Н. С. Шайжин считал, что взгляд крестьян на нечистую силу вообще «тесно связан с представлениями о миротворении» и «вполне соответствует народному дуалистическому мировоззрению...» <Шайжин, 1909>. В одном из вариантов популярного среди крестьян повествования о сотворении мира Бог Саваоф приказывает Сатане «достать откуда-либо земли. Сатана, обернувшись гоголем, трижды нырял за землей на дно морское и, по своей немощи, только в третий раз исполнил поручение и после того, как по указанию Саваофа благословился у Младенца на иконе — Деве, стоящей на камени. Из одной части поднятой земли, обращенной на восток, Саваоф сотворил прекрасную землю, а из брошенной на север — холодную, каменистую и непроходимую-После этого Саваоф, желая создать себе воинство, дал Сатане в правую руку молот и велел бить в скалу, а сам ушел на восток творить рай. С ударом появлялись полки светлых воинов и тотчас же кланялись Богу на восток. Попробовал Сатана ударить левой рукой — повыскакивали черные полки, кланявшиеся ему. Полки белых и черных воинов почти сравнялись, когда Саваоф заметил самодовольство Сатаны и зааминил его работу. Начался между Саваофом и Сатаной раздор, который решено было покончить состязанием - постройкой небес. Саваоф построил небо,


а Сатана — другое, и таким путем Сатана дошел до седьмого неба, когда Саваоф едва успел зааминить его работу. Потом он приказал Михаилу Архангелу низвергнуть Сатану с его силой на землю, что Архангел и сделал, благословившись у Младенца на иконе — Деве, стоящей у Черного моря, Целых шесть недель валилась сатанинская сила на землю, аки мелкий дождь. Много ей пало в тартарары, в озера, реки и в леса, а еще больше того осталось на воздусях...»

По другому варианту популярного повествования о миротворении, Сатана также творит землю, но дурную — болота: «До сотворения земли все было покрыто водой, а под водой, на огромной глубине, была земля. По воде плавали два духа, как два пузыря — Бог и нечистая сила...» Бог велит нечистому нырнуть, чтобы достать землю. Вынырнув, нечистый утаивает часть земли во рту: «..Погляжу, как Бог станет творить землю, и я сотворю свою землю и стану в ней начальником». Бог благословил землю, что отдал ему нечистый, и земля стала расти; стала расти и та земля, коя во рту была у нечистого, — и стало ему рот оттого распирать, туго стало у него во рту. Вон он и начал землю изо рта выплевывать: как плюнет — болото станет, побольше плюнет — больше болото станет, поменьше — маленькое. Так он и наплевал по всей земле болот. Бог отдал ему болота во владенье: от этого в болотах теперь нечистые живут» (Новг.).

По распространенным представлениям, Сатана создает также горы, скалы, овраги и, кроме того, змею, а также земляных пчел (шмелей), «от которых мед нельзя есть», «Из деревьев Сатана произвел рябину, осину, подсолнечник и табак, На плодах рябины (ягодах) Бог заметил что-то вроде крестов, да и лист рябины похож па крест (лапчатый), а потому Бог отобрал это дерево у Сатаны. На осине Иуда удавился... Когда едят подсолнечное семя, то скорлупу выплевывают на землю и, когда заплюют всю землю, она перестанет родить» (Новг.).

Согласно некоторым апокрифам, Сатанаил творит и человека: «Вылепивши тело Адама из земли, смешанной с водой, [Сатанаил] поставил его прямо; стекшая же с него на правую ногу и вылившаяся чрез большой палец на землю некая жидкость потекла улиткообразно и образовала фигуру змеи. Собравши же дух, который был в нем, вдохнул созданному телу жизнь; дух же его, также стекши через пустоту на правую ногу и пролившись через большой палец, соединился с улиткообразной лужицей, которая тотчас же оживотворялась и, отделившись, превратилась в змею и поползла.

Новый сей демиург [Сатанаил], увидавши это и уразумев, что он везде трудится, взмолился к благому Отцу и убедил


послать от Себя дыхание, обещав, что человек будет общим если Он его оживотворит, и что от рода его пополнены будут на небе места отпадших ангелов. Бог же-де, как благий, согласился и вдунул созданному Сатанаилом дыхание жизни» < Рязановский, 1915 >.

По рассказу, записанному в Тверской губернии, сам Сатана, «существо вроде человека», появляется «из харковины» (из плевка) Бога и называет себя его товарищем. По повелению и благословению Бога он достает со дна моря землю-«Бог велел Сатане ровнять землю, а он наделал гор, оврагов болот и т. п. Бог и спрашивает; „На что ж ты суродовал землю?", а он [Сатана] отвечает; „Я для пользы сделал и тебе, и себе: залезает мужик с возом, али так не в силах забраться на гору или выбраться из болота, ну, и будет тебя просить: „Господи, поможи", вот туг и помогай, а не поможешь, так я помогу". Бог согласился с этим. Вот потом размножились люди, и приходит черт к Богу, и называет себя товарищем. Бог и говорит; „Какой ты товарищ, ты меня господином звал". А он и говорит; „Не только товарищ, но и местник - могу делить добычу с тобой". Бог и говорит: „Какую?" - „Посылал меня в море, я песку достал, а из него и земля сделалась". — „Какое же тебе дело?" - „От земли и человек составился, а стало быть, и человека должно делить пополам". Бог думал, думал, как от него отвязаться. Черт и говорит; „Я не буду тебя угруждать, давай — живые будут твои, а мертвые мои". Бог как-то не похватился, что душа в человеке бессмертная, и говорит: „Ну, пусть твои". Вот отчего в ад-то попали! Ну и мучились, пока Христос пришел — Он и вывел [умерших людей из ада]».

После сотворения мира и свержения Сатаны и его воинства с неба Сатана [Дьявол] и его подручные (черти, бесы и демоны) падают на землю, но основное их местопребывание — подземелье, ад. В аду главенствует Сатана [Дьявол], почти не появляющийся на поверхности земли, меж людьми. Ад в народных воззрениях рисуется по-разному. В аду есть бесконечные пещеры, наполненные бесами, огненная река, огромные раскаленные печи, разные места для мучений. «В самом жарком месте сидит сам Сатана, а в коленях у себя держит Иуду Христопродавца» (Новг.).

В рассказе из той же Новгородской губернии ад и рай описываются как огромный дом с большим количеством этажей: «Чем человек праведнее, тем его вечное поселение будет выше… Чем человек грешнее, тем ниже будут ему отведены покои. Самая нижняя комната в виде необъятного котла, В этом котле огромное колесо, вращающееся около оси в три года раз. Налит котел расплавленным металлом, и грешники купаются в этой массе. Посредине сидит Сатана и радуется, созерцая эту картину мук. До Страшного Суда


чертей в аду очень мало: они все почти на земле, около людей».

В Олонецком крае считали, что «много чертей в аду увечных, потому что Сатана беспощадно бьет их, жарит на сковородах, обрывает хвосты, уши и т. д., если слуги не исполняют в точности его поручений — не вылезают на землю соблазнять людей. Сам Сатана за недосугом бывал на земле только дважды, чтобы соблазнить Еву и Христа».

При некоторой отстраненности образа Сатаны, «старшего нечистого духа», от ежедневного бытия крестьян, в народных поверьях, в повествовании о сотворении мира он предстает существом не только злокозненным, но и необходимым, неизбежным: зло сопутствует добру и даже порождено им (Сатана по сути «создан» Богом), доброе и злое начала во взаимодействии творят мир и после его сотворения продолжают спорить за тело и душу человека.

Взгляд крестьянина на окончательное мироустройство менее драматичен и сложен: искушающие людей, однозначно враждебные им силы зла помещаются в аду. Однако, по велению Сатаны, они постоянно являются на земле, присутствуют рядом с человеком и, смешиваясь с образами домовых, лесных и т. п. духов, порою утрачивают свою сатанинскую природу, становясь двойственными, даже необходимыми людям.

Хотя образ Сатаны таким метаморфозам не подвержен, главенствующего злого духа не только страшились, но иногда обращались к нему за помощью, особенно в «черных», предназначенных для нанесения вреда заговорах. В заговоре «Для раздора между новобрачными» заговаривающий, называя себя «рабом дьявольским», просит посеять между новобрачными раздор Сатану, сидящего «во дьявольском болоте», «на Латыре бел камени» (Новг.).

Тем не менее подобные обращения считались все же нежелательными и опасными, могли повлечь за собой гибель прибегающих к ним людей.

СВ Я ТКЕ — нечистый дух, появляющийся на земле, между людьми, во время Святок.

«Одна девица намочила сапог в проруби, положила себе под голову, а ночью Святке инатянул сапог девице на голову до шеи...» (Олон.).

Хотя представления об активизации нечистых духов во время Святок общераспространены, особый «святочный» дух, именуемый Святке, по имеющимся материалам, отмечен лишь в северных районах России.

Сведения о Святке ограничены, образ его подробно не охарактеризован, за исключением сведений из Олонецкого


края, где в облике Святке описана, в общем-то, нечистая сила не вполне понятного облика или черт: Святке появляется между людьми «на второй день Рождества Христова, а в крещенский сочельник после вечерни его уж нет на земле Этот может и добро делать, но больше делает добра по своей оплошности, и может вред принести человеку, по оплошности человека. Он может превращаться в человека даже может быть его двойником, принимает иногда вид животных». Святке не может «перешагнуть черты на снегу и полу, проведенной чем-либо железным».

К Святке, как и к другим могущественным и всеведущим духам, присутствующим меж людьми в Святки, традиционно обращались, гадая о будущем: в начале года, когда определяется его дальнейший ход, можно особенно ясно увидеть, «провидеть» грядущие события. Обращение к нечистым духам во время гаданий считалось и необходимым, и опасным. По поверьям, нечистая сило всячески старалась залучить к себе гадающего, оказывающегося на границе ее владений, иного мира. Для этого она пользовалась малейшей оплошностью людей. Так, в рассказе из Олонецкой губернии Святке губит гадающих в овине, которые усаживаются там на коровьей шкуре [традиционный способ гадания], но забывают очертить магическим крутом кончик коровьего хвоста: «Пришел Святке, схватил за хвост и давай волочить по овину, и утром нашли их всех мертвыми».

Спастись от Святке (как и от других нечистых духов) можно, строго соблюдая все правила гадания (в частности, правила магического очерчивания и расчерчивания), а также с помощью различных уловок: «Вздумали однажды семь девиц намочить в проруби по лучинке, чтобы, положивши их себе под голову, увидеть ночью богосуженого, а на голову надели горшки. Пришел ночью Святке, рванет голову и бросит, так у всех и перервал, да только ошибся, рвал и разбивал горшки, а не головы» (Олон.).

Подобные повествования популярны среди крестьян севера и северо-запада России и относятся ими то к лешему, то к чертям, то к Дьяволу. Это позволяет предположить, что возникновение образа нечистого духа с названием Святке — специфический результат трансформации соответствующей русской лексики и верований в среде крестьян Карелии.

СВ Я ТОЧНИЦЫ— нечистая сила, появляющаяся во время Святок; нечистая сила в женском облике; русалки.

Сведения о святочницах немногочисленны. В поверьях Калужской губернии святочницы — разновидность русалок, но представляют собой скорее нечто среднее между «страшными» русалками (см. РУСАЛКА ), банными духами и кики-


морами-пустодомками. Святочницы «некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребывание их — бани и неосвященные избы» <Померанцева, 1975>.

Святочницы могут быть опасны для людей: по рассказу, записанному в той же Калужской губернии, они набрасываются в бане на девок и начинают их «колупать». Девушки спасаются тем, что рассыпают по снегу бусы, которые бросаются подбирать святочницы, позабыв о преследовании девок.

С И НИЙ, СИНЕ О БРАЗНЫЙ, СИН Е Ц— нечистый дух; бес, черт.

«[В памятниках древнерусской литературы) чащевстречается бес в образе «черного мурина» [эфиопа),«темнообразного синца», хотя эфиопов не видывал, наверно, никто из русских того времени» < Рязановский,1915>.

Синец — «достаточно древнее название беса, и в этом отражена старая семантика слова синий как цветообозначения не только синего, но и черного, вообще темного цвета» <Черепанова, 1983>. Синим, синеобразным, принадлежащим к «темному» или иному, таинственному миру могли представляться самые разнообразные существа. В житии Андрея Юродивого ангел «бел как снег», а черт «синь». Синюю кровь (противоположную красной, человеческой), по поверьям Русского Севера, могут иметь лесные духи, «синеобразны» иногда и водяные, покойники, а также болотные, подземные духи в поверьях горнодобытчиков Урала (девка Синюшка).

СИР Е НА— полуженщина-полуптица; дух, обитающий в воде.

Сирена — образ малохарактерный для великорусских поверий. Иногда сиренами назывались «полуженщины-полурыбы», которые чаще именовались фараонками (см. ФАРАОН). В.Даль определяет Сирену как «лукавую соблазнительницу, из греческой боговщины» <Даль, 1882>.

С И РИН, ПТ И ЦА С И РИН— фантастическое существо в облике женщины с головой птицы.

Сирины, «полуженщины-полуптицы», «райские птицы», часто изображаются на русских лубочных картинках XVII— XVIII вв. Этот образ, почерпнутый из старинных книг, возможно, перекликается с образом вещицы великорусских поверий (женщины-птицы, ведьмы-птицы) (см. ВЕЩИЦА).

СМУТ И ТЕЛЬ— смущающий других соблазнами, рассказами, наущением черт; Дьявол, Сатана.


СОЛД А ТИКИ — мелкие нечистые духи, помощники колдуна (см. ПОМОШНИКИ, КОЛДУН). «И они с крыльца спускаются, сорок, все маленькие, одинаковые, в темных костюмах... Их, солдатиков, кормить надо. Так же едят, они все кушают» (Печ.).

СОТР У ДНИКИ— помогающие колдуну нечистые духи (см. ПОМОЩНИКИ КОЛДУН). «Тут один из нас умирал, никто не берет у него сотрудников» (Печ.).

СТЕНЬ, ТЕНЬ— призрак, привидение, двойник; тень, являющаяся в зеркале при гадании; домовой, который наваливается на человека во сне (см. ТЕНЬ, ПАСТЕНЬ, ДОМОВОЙ).

«Кто свою стень увидит, скоро помрет»; «Она жениха своего доныне сроду в глаза не видывала, а стень его в зеркале видела, и говорит, что человека, как глянула, узнала по стени» < Даль, 1882 >. «Если у одного из сидящих за кутьей нет тени, то он скоро умрет» < Даль, 1984 >.

СТР Е ШНИК— «встречный» нечистый дух, причиняющий болезни, вызывающий несчастья; встреченный недобрый человек (см. ВСТРЕЧНИК ). «Шла япо дороге, коровушка от меня отворотилась, я упала, а нога-то поворотилась. Лежу, а посмотрела -кровь-то идет. Это стрешник встретил» (Волог.).

СТОГОВ О Й, СТОЖ И ХА— духи, обитающие под стогом.

Упоминания о стоговом и стожихе в поверьях русских крестьян единичны. В Вологодской губернии записана быличка о смерти стожихоньки, оказывающейся в родственных или приятельских отношениях с кутихой, духом дома, напоминающим кикимору: «Шла баба дорогой мимо стогу. Вдруг из-под стогу-то и вышел вроде маленького человечка и кричит бабе-то; „Дорожиха, скажи кутихе, что стожихонькя померла!" Испугалась баба, прибежала домой, а муж лежит на полатях. Залезла она на полати да говорит; „Ондрий, ну-ко що же это такое слышала; вышло из-под стогу что-то вроде человечка да и говорит; „Дорожиха, скажи кутихе, что стожихонька померла!" Только що проговорила она, как вдруг в подполье що-то и застонало: „Ой стожихонькя, ои стожихонькя". Вышло вроде маленького человечка що-то черное, бросило бабе новину полотна и пошло вон, двери из избы отворились сами собой, а оно все воет: „Ой стожихонькя, ой стожихонькя". Мужик с бабой ни живы, ни мертвы сидят. Так и ушло»,

сус Е дка, сус Е дко, сос е д, сос Е дко, сос Е душко, сус Е дко-доМОЖ И Р, СУС Е ДУШКО, Д Е ДУШКО-СУС Е ДУШКО, СУС Е ТКО — домовой; леший.


СУС Е ДКА, СУС Е ДКА-ДОМОЖ И Р, МАТЬ-СУС Е ДКА домовой и «надворный» дух в женском облике. «Какого цвета шерсть на самом соседке, такого цвета и скот он любит и холит» (Волог.); «Дедушко-суседушко особенно не любит лошадей „двоежилков"» (Арх.); «Вот тебе, мать - суседко, теплый дом и мохнатый кедр» (Сургут.); «Дедушко-суседушко! Береги нашу скотинушку» < Авдеева, 1842 >.

Суседко, дедушко-суседушко — одно из наиболее распространенных во многих районах России названий домового духа, живущего, соседствующего в избе с людьми. «В Вологодской губернии „домовой" — или, по-пежемски, „ соседка ". К этому мужики до того привыкли, что считают его почти необходимостью. Переходя в новый дом, „перекликают" его из старого, или „выкликают нового, блудящего"». Иногда дедушкой-суседушкой называют и лешего (см. ДОМОВОЙ, ЛЕШИЙ, ДЕД).

В поверьях Томской губернии суседка (суседка-доможир) — дух дома в женском обличье, сходный с кикиморой (см. КИКИМОРА ). В Лечебнике XVIII в. кикимора прямо именуется суседка.

Суседка-домовой живет в подполье, в углу под печью. Она может оборачиваться кошкой, собакой, гоняет кур. Иногда суседка «садится прясть. Бывает слышно, как свистит веретено, а утром прядево прибывает». Чтобы угодить суседке, при переходе в новый дом, а также накануне Крещения под голубец клали булочку с гривну величиной (Том.).

Наиболее подробно суседка (матушка-суседушка) — дух дома и крестьянского двора в женском или специфическом звероподобном облике — охарактеризован в поверьях Сургутского края, где различают домову суседку, банну суседку, скотску суседку и т. п. (т. е. обитающую в доме, в бане, в хлеву}. Отмечена также и земляна суседка, но подробных сведений о ней нет.

Домова суседка обычно невидима. Иногда ее, круглую, как клубок, с человеческим лицом и короткой жесткой шерстью, замечали, по рассказам, в подполье. При этом она «укатывалась как шар» («без рук и ног»). Ночью суседка может появиться и в облике; маленького ребенка, с крохотными ручками, но очень тяжелого,

Домова, или избна, суседка «заведует» избой, людьми, телятами и курами, когда они временно помещаются в избе. Тем, кого она любит, суседка заплетает косы, которые нельзя расплетать; тех, кого невзлюбит (и людей, и животных), «трясет до поту» и особенно вредит курам.

Подобно всем домовым духам, суседка предсказывает будущее. Наваливаясь ночью на людей, она дует холодным,


как лед, дыханием «к худу» («ажно в голову просвистит») а «к добру» «дует теплым духом».

Смельчаки сбрасывают суседку на пол, как кошку (суседка при этом «крякает»), обнаруживая утром в руке клок шерсти с короткими жесткими, как у медведя, красными волосами. На такое обращение суседка обычно не сердится — «сонному человеку все простительно».

Местопребывание избной суседки, по поверьям Сургутского края, не просто подполье. Она обитает у кедринки которую помещают в подполье под передним углом избы при начале строительства, с приговором: «Вот тебе, мать-суседка, теплый дом и мохнатый кедр». Это позволяет видеть в облике матери- суседки не только духа дома, но и лесного духа, переносимого, переходящего в избу вместе с деревцем и становящегося покровителем дома, семьи <Зеленин, 1937 >.

Чтобы задобрить мать- суседку, ей оставляли под печкой краюшку хлеба с солью на лучинке.

Скотска суседка живет в загородях; холит или, напротив, гоняет и мучит скот. Чтобы угодить скотской суседке, под матицу в загороди клали краюшку хлеба с солью. Особенно старались почтить ее в Великий четверг, а также при строительстве новой загороди.

 


Т

 

ТЕНЬ — дух лесных избушек; домовой; привидение, призрачный двойник человека.

«Зверя я с этим ружьем овек не убоюсь, а вот было только раз в избушки, что до поту в страх „тень" вгоняла» (Арх.); «Тень его явилась мне» < Даль, 1882 >.

Дух лесной избушки, появляющийся в виде тени, по всей вероятности, представляет собой разновидность домового духа, «хозяина» лесного жилья, который может «шутить» над людьми, останавливающимися в лесу на ночлег, и даже выживать чем-то не угодивших ему пришельцев.

Тень - распространенная форма появления домового, особенно домового духа, предвещающего перемены в судьбах людей. «Мифологизация тени как некой самостоятельной субстанции, подобия, двойника человека, имеет очень глубокие корни; ср. сохранившееся до недавнего времени поверье о том, что тень может покинуть человека перед его смертью. Тень - это нечто принадлежащее обоим мирам, реальному и потустороннему» <Черепанова, 1983>.

В поверьях Вологодчины пастень - домовой, который является в виде тени на стене, «наваливающийся» ночью на человека. Согласно верованиям Орловщины, домовой дух, давящий человека, предсказывает будущее. Однако сам он не смеет приближаться к людям — «давит» его тень. Стень — домовой- тень (Яросл.), но в то же время призрак, двойник.

Таким образом, домовой дух может быть и двойником, и тенью одновременно, то есть неразлучным с человеком спутником; но он наделен самостоятельным бытием и влияет на судьбу людей (ср. появление домового- тени и домового-двойника перед большим несчастьем, смертью; возникновение двойника человека в зеркале при гадании и т. п.) (см. ДОМОВОЙ, ПАСТЕНЬ).

ТРЯСОВИЦА, ТРЕСЕЯ, ТРЯСАВИЦА, ТРЯСЕНИЦА, ТРЯСЕЯ, ТРЯССЯ, ТРЯСУНЬЯ, ТРЯСУХА, ТРЯСУЧКА, ТРЯСЦ А, ТРЯСЬ - лихорадка,гнетучка, кумоха.


«Мне имя Трясся. Не может тот человек согретися в печи» (из заговора); «Мне есть имя Трясовица, яко пещь распаляется дровами, тако я распаляю у человека все члены и кости» [из заговора]; «Изняла его трясучка»; «Трясца что ненастье: не знаешь, откуда берется»; «Без притчи и трясца не емлет» < Даль, 1882 >.

Трясовица — одно из распространенных названий лихорадки, болезни, которая может проявиться по-разному, но сопровождается ознобом, судорогами, «трясет» человека.

Трясучку, порчу колдуны нередко «напускали по ветру», с приговором: «Как на осине лист трясется, так и тебе трястись» (Волог.). Соответственно такую «трясучую напасть» крестьяне некоторых областей России стремились передать осине: «Больной лихорадкой, если хватает сил, идет в лес, находит осину, кланяется ей и говорит: „Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!" После чего перевязывает осину своим поясом» (Арх.).

Date: 2015-10-18; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию