Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Икотаво многих районах России отождествлялась с кликушеством. И больных икотой,и кликуш считали одержимыми и старались изгнать сидящего в них духа, беса (см. КЛИКУША). 7 page





Традиционно считалось, что умершие влияли на бытие живых людей, помогали им или, наоборот, вредили -- например, разносили болезни (согласно летописному свидетельству, эпидемия 1092 года в Полоцке была вызвана нашествием навий).

В целом навьи Древней Руси характеризуются, видимо, сходно с покойниками в верованиях XIX—XX вв. (см. ПОКОЙНИКИ): это «живые», двойственные в своих проявлениях существа, поведение которых во многом определяется родом их смерти (естественной или безвременной, неестественной), Поэтому, хотя Б.А. Рыбаков <Рыбаков, 1987 > и видит в


навьях только «чужих», «зловредных» мертвецов, отличных от «своих», предков, достаточного основания для такого жесткого разделения, думается, нет.

НАВН О Й, НАМН О Й — дух, появляющийся в доме и «наваливающийся» на людей; домовой,

«Не ложись у порогу — навной перешагнет» (Твер.).

Навной, намной — одно из наименований домового духа, ночью «наминающего» людей к переменам в их судьбе; он может показываться в облике призрака, тени, но при этом оставляет весьма материальные следы — синяки на теле человека (Твер.), что «предвещает несчастья» (Яросл.}.

В варианте названия домового — навной — очевидна связь со словом «навь» (навье) — «мертвец, покойник» <Черепанова, 1983>. Это свидетельствует о связи образа домового духа с культом предков. Нередко домовой в поверьях прямо являет собой покойника (см. ДОМОВОЙ}, что и отражено в названии навной.

Н А ВПА — водяной-полурыба (см. ВОДЯНОЙ).

Название навпа (включающее «навь» — покойник), по-видимому, характеризует водяного как покойника, умершего.

НАЛ Ё Т — нечистый дух, прилетающий к женщинам змей, оборачивающийся человеком (см. ЗМЕЙ). «Налёт может иметь вид «огненной метлы» (Влад., Яросл.).

HE-БОГ, НЕ НАШ, НЕ СВОЙ ДУХ — нечистый дух, который противостоит Богу или принадлежит к иному миру, Дьявол, Сатана; черт.

НЕВ Е РНАЯ, НЕ НАША, НЕПРИ Я ТНАЯ, НЕСВЯТ А Я С И ЛА - нечистая сила.

НЕВ Е Я — лихорадка; старшая из лихорадок, «сестер Иродовых». «Мне имя Невея: Невея же сестра им старейшая, плясовица, которая усекнула главу Иоанна Предтечи, и та всех проклятее: поймает человека, и не может тот человек жив быть» [из заговора] (Влад.).

Невея, по-видимому, означает мертвящая (от «навь, навье» — покойник). Согласно поверьям ряда районов России, Невея, отсекшая голову Иоанну Предтече, — старшая и самая опасная для человека лихорадка (см. ЛИХОРАДКА).

НЕВИД Е НЬЕ — привидение.

НЕВИД И МКА, НЕВИД И МКО — нечистый дух; проклятый, потерявшийся человек, попавший «в присягу» к нечистой силе; черт, Дьявол.

246
По поверьям Пермской губернии, любимые проделки невидимки — забрать потихоньку съестное или незаметно встать на запятках свадебного поезда, отчего лошади остановятся.

В. Даль отождествляет невидимку с домовым. Однако перечень «забав» невидимки более характерен не для домового, а для подвластных нечистым духам проклятых, пропавших без вести людей (см. ПРОКЛЯТЫЕ, НЕВИДИМЫЕ). Это позволяет предположить, что под названием невидимка подразумевается проклятый, умерший безвременно человек, облик которого в поверьях может смешиваться с обликом домового духа. Невидимками именуют и различных нечистых духов, для людей при обычном течении жизни невидимых.

НЕВ И ДИМЫЕ, НЕВ И ДИМАЯ, НЕВ И ДАННАЯ С И ЛА- невидимые проклятые, похищенные, пропавшие без вести люди; нечистая сила.

«Невидимая сила, худая и хорошая, есть везде» (Волог.); «Невидимые — это водяной, байники» (Волог.); «И станет земле тяжело от невидимых поселенных людей» (Новг.).

Русские крестьяне верили, что окружающий их мир насыщен разнообразными силами, существами: это и лешие, водяные, домовые и т. п., и нечистая сила не вполне определенного облика. Все они сосуществуют с человеком, могут влиять на жизнь людей, но часто при этом остаются незримыми, невидимой силой: «Бывает, ночуешь у костра: шумит, гремит, угли раскиданы — и никого нет» (Мурм.).

В некоторых районах России под невидимыми подразумеваются «тайные люди», то есть проклятые, похищенные нечистой силой, пропавшие без вести люди, а также погубленные матерями младенцы. Эти невидимые лишены погребения и незримо скитаются по земле, избывая отпущенный им срок жизни, который прервала безвременная смерть. Обычно они попадают в подчинение к нечистым духам (в основном к лесовикам), живут у них и растут, исполняя различные поручения (отправиться в деревню, стащить неблагословленные еду или питье, затеять драку, раздуть пожар и т. п.): «Живут в лесу, с незнакомым все народом, это все тоже проклятые, выходит. Робить их там заставляют — что бабы не благословясь оставляют — их дело стащить... Особливо, бают, тяжело тащить хлеб из печи, коли баба не благословясь его посадит: им ведь и горячо, а утащить-то надо, чтобы не заметили...» (Волог.).

Живые люди находятся как бы в постоянном окружении невидимых людей (или просто невидимых), свободно проникающих в дома, сидящих за столом на свадьбах -и похоронах в ожидании неблагословленной добычи, собирающихся


в банях на посиделки: «Их там [в бане] много собиралось; кто лапти плетет, кто прядет» (Новг.).

Облики невидимых людей в поверьях часто смешиваются с обликами нечистых духов; невидимые не только служат им, но и сами могут стать лешими, водяными и т, п.; в рассказе, записанном на Новгородчине, невидимые «уводят» к себе проклятую девочку.

Невидимый иногда становится зрим, принимает облик человека, и тогда его можно «обернуть», вернуть к людям если быстро накинуть ему на шею крест и крепко держать после этого (считалось, что «обернуть» невидимого можно и если выстричь ему волосы «крестом»).

По современным рассказам, записанным на Новгородчине, мир постепенно заполняется «невидимыми поселенными людьми» (главным образом — погубленными детьми; домами им служат деревья). Тяжесть огромного числа невидимых давит на землю, отчего становятся ниже холмы и пригорки, изменяется ландшафт.

По мнению крестьян многих районов России, «по-настоящему» (в определенный Богом срок) невидимых убивает грозой; «Когда им смерть приходит (от Бога-то должна быть смерть, когда б они были непогубленные), то их Господь убивает грозой. Поэтому и деревья разбивает, где они живут» (Новг.). В рассказе, записанном в той же Новгородской области, «погубленного некрещеного», который незримо живет, растет в родных местах, должно «убить грозой» на Петров день, Невидимый хочет, чтобы его схоронили, а для этого накануне Петрова дня сбивает с привычных тропинок, «заводит» в лесу соседа мужика, появляется перед ним в обличье молодого человека лет семнадцати и объясняет, кто он: «„Я всех, говорит, в этом селе знаю. Я барыни сын. Она пригуляла меня без отца, а на родах взяла и погубила. А мне, говорит, смерть была от Бога назначена в семнадцатилетнем возрасте. Видишь, если б мать меня живого пустила, я бы дожил только до семнадцати лет... Теперь, говорит, моя смерть приходит, меня убьет грозой все равно. Я тебе скажу, где меня убьет. От реки там будет такой красивый бугорок, заметный. Вот я на этом месте буду, и зайдет в Петров день балчина, и с громом. И убьет меня и сожгет". - „Ведь человека так грозой убивает, а тело не сжигает". - „А меня, говорит, сожгет. Ты сколоти ящичек и возьми сходи мой пепел. И снеси на кладбище зарой - как будто похорони". Так мужчина пообещал ему, конечно. Но спрашивает: „А как же ты кормиться?" — „А я кормлюсь, что у матери есть — то хожу и беру. Потому что там ничего не перекрещено..-Знаю всех на родине, я всех своих знаю. Всех соседей, всех - и старых, и малых знаю…"

248 (Стр. 249-250 – рис.)


Петров день зашел. День хороший стоит, ясный. „Ну, думает мужик, может быть, мне привиделось все это. Какой тут дождь будет!.." Ау, немного годя появились облака на небе... И гром загремел. От гроза вдарила. После мужчина пошел, бугорок нашел, все.

А о матери этот парень сказал так; „Пускай она признается, что меня погубила... Чтоб она на этом свете пострадала, а то на том свете будет плохо за меня. Нельзя детей губить". <...> А теперь некрещеных скольки! Вот за то и деревьев битых! А их скольки некрещеных погубленных!» (Новг.).

НЕГ О ДНЫЕ — нечистая сила.

«Целая толпа негодных прошла мимо его с покойником на руках» (Волог,); «У вас украли дочь негодные» (из сказки) (Нижегор.).

НЕД О БРИК, НЕДОБР Я ШКА— нечистый дух; черт.

«Недобрик принимает вид животного и человека; „заводит" пьяных, соблазняет на грех, например убийство» (Пск.); «Весь в волосу, ровно недобряшка» (Костр.).

Недобрик означает «недобрый, лукавый нечистый дух», «Недобрый, в ком или в чем нет добра, любви или пути, проку» <Даль, 1881>; это одно из распространенных табуированных названий черта.

Н Е ЖИТЬ — нечистая сила.

«Нежить не живет и не умирает» < Даль, 1881 >.

В. Даль полагает, что нежить — «это ни человек и ни дух, жильцы стихийные», к которым относятся леший, водяной, русалка, полевой, домовой, кикимора. Таким образом, к нежити, по В. Далю, не относятся, с одной стороны, сверхъестественные покойники (упыри, еретики и т. п.), а с другой — черти, бесы. Такая традиция толкования слова нежить продолжена в ряде исследований. И. В. Карнаухова, например, считает, что нежить — это, прежде всего, лесные и водяные «хозяева», но, кроме того, и домовой, банник, обдериха: «Нежить не принадлежит к классу чертей или бесов, от которых нельзя ждать добра, которые всегда одинаково злобно настроены по отношению к человеку. Часто она несет функцию морального воспитателя человечества и наказывает за совершенное зло или награждает за содеянное добро. <...> Будучи хозяевами определенной территории, все эти духи требуют безукоризненного порядка, точного подчинения всем правилам и глубокого почтения к себе, в пределах их владений. Но, стоя на грани между добром и злом, эти духи часто озорничают


бессмысленно и зло». Нежить живет в местах, населенных людьми, в тесном общении с ними, «усваивает некоторые формы человеческих взаимоотношений» [Карнаухова 1928].

Необходимо отметить, что слово нежить достаточно редко употребляется русскими крестьянами XIX—XX вв., которые обычно пользуются такими названиями, как нечистая сила невидимые, шишки и т. п. (под этими названиями могут подразумеваться практически все нечистые духи и даже покойники). Кроме того, многие нечистые духи (особенно домовые) — и «хозяева» определенных мест, и покойники одновременно; порою они воспринимаются и как черти, бесы. Поэтому, хотя наименование нежить — «неживой» (не-человек), «не наш» (иной) (отмеченное еще М.В.Ломоносовым) и отражает существенные стороны представлений о нечистой силе, изложенная выше классификация (нежить и прочие духи) кажется в достаточной степени насильственной, а наиболее точно определяет нежить лишь самое начало статьи В. Даля; это то, «что живет без души и без плоти, но в виде человека» <Даль, 1881>,

Н Е ЗНАТИ — нечистая сила.

Незнати — «обозначение всего того сонма персонажей, которые... сосуществуют рядом с человеком, вмешиваясь в его жизнь, но оставаясь недоступными пониманию и непосредственному восприятию» <Черепанова, 1983>. По-видимому, незнати — это, прежде всего, нечистая сила не вполне определенного облика, а также невидимые («невидимые, тайные люди») (см. НЕВИДИМЫЕ).

НЕКОШН о Й, НЕКОШ и ХА, НЕКОШН А, НЕКОШН А Я С И ЛА, Н Е КОШНЫЙ, НЕКОЩН О Й — нечистый дух; черт; нечистая сила.

«Некошной пошутит — чего не нашутит»; «Пестовать ногами иекошного» — качать ногами <Даль, 1881>; «Некошной водит» (Новг,); «Некошной тебя уж утащил» (Киров.); «Некошна берет кого-либо [кто-либо бесится]» (Перм.); «Вот чертиха да некошиха да разодрались, расцарапались. Чтобы вы так же дрались да царапались» [из заговора] (Арх.).

Некошной означает «плохой, некрасивый, злой, бесовский, презренный». Возможно, это название произошло от церковнославянского «кЪшь» (жребий), «кЪшити» (бросать жребий}, т. е. буквально некошной -- «без жребия, обездоленный». Возможно также, что некошный — «бескостный». Соответственно некошная сила, некошной - табуированное название нечистой силы, черта, которое характеризует их как существ, принадлежащих к иному миру, неприглядных и вредных.


НЕМ Ы ТИК, НЕМ ы ТЫЙ, НЕУМ ы ТЫЙ — нечистый дух, черт; Дьявол.

«Произносить слово „черт" грех. Скажи его в недобрый час, а он и явится. Обыкновенно слово заменяют словами немытый или лукавый» (Новг.); «Моя мама всегда говорила: лишнюю ложку положишь — немытый [черт] или леший садятся есть» (Волог.).

Черт предстает неумытым, как существо нечистое, принадлежащее нечеловеческому и греховному миру. Противопоставляя себя этому миру, крестьяне почитали необходимым умываться не только утром, но и перед каждой едой. «Не умывшись, пусть хотя бы несколькими каплями воды, человек не должен идти на пасеку, которая считается священным местом, и не смеет присутствовать при ритуальных действиях, например при добывании огня трением. Неумытому человеку опасно пускаться в путь на лошадях: может случиться несчастье. У севернорусского населения Владимирской губернии существовало поверье, что неумытых убивает молнией» <Зеленин, 1991>. По распространенным представлениям, Илья Пророк преследует и «неумытую» нечистую силу, стремясь поразить ее молниями.

НЕПРИ Я ТНАЯ С И ЛА — нечистая сила, черти.

«Да он, видно, знается с неприятной силой» (Олон.); «Овдотья в церковь не ходит — на духу не бывала. Икон не подмывала; люд и пуще стали домекати, что Овдотья знается с неприятною силой» (Костр.); «Из воображаемых героев этой неприятной силы, примечательнее прочих: дворовый, лесной и водяной» (Арх.) < Харитонов, 1848 >.

НЕПРИ Я ТНЫЙ — бес, черт.

НЕЧЕЛОВЕКОВ А ТЫЙ — нечистый дух, черт.

Нечистый дух, черт, по общераспространенным поверьям, может принимать облик человека, но в то же время он всегда чем-то отличается от людей, «нечеловековат».

НЕЧ И СТАЯ С И ЛА — таинственная сила, которая может проявляться повсеместно, вредить и приносить пользу; собирательное название леших, водяных, русалок, домовых, чертей и прочих нечистых духов.

«И всякие нечистые духи расскакалися и разбежалися от меня, раба Божьего [имя|, восвояси, водяной в воду, а лесной в лес, под скрыпучее дерево, под корень, а ветряной под куст и под холм, а дворовый мамонт насыльный и нахожий, и проклятый дьявол и нечистый дух демон на свои на старые на прежние жилища...» |из заговора]. < Майков, 1869>; «Дековаться, дурачить, запутывать, сбивать говорится только о нечистой силе, водяном, лешем, который выкидывает разные штуки над

253
зашедшим в лес человеком» (Ю. Сиб.); «Черт, по-видимому, любит баню и постоянно в ней водится; на этом основании крестьяне говорят, что роженицу в бане на час нельзя оставить — нечистая сила удавит» (Яросл.).

Под названием нечистая сила обычно объединяются разнообразные лешие, водяные, полевые, домовые и пр. духи «хозяева», а также черти, бесы и не вполне определенного облика существа (бука, блазнь, млилко, памха и т. п.). Порою к нечистой силе присоединяются и покойники, наделенные по смерти сверхъестественными способностями. Короче говоря, нечистая сила — это силы и существа, вера в которых, в общем, «старше» христианства и которые стали почитаться «нечистыми» после христианизации Руси.

«До христианства в представлении славян, надо полагать, не было силы „нечистой " и, уж конечно, „рати Христовой", — отмечает Н. И. Толстой, — а была лишь одна сверхъестественная сила, имевшая довольно неясные и расплывчатые формы и населявшая, по верованиям славян, весь окружавший мир» <Толстой, 197б>.

Само понятие «нечистый» имеет в верованиях крестьян несколько оттенков. Это и буквально «грязный», и «нечеловеческий», и «лишенный внутренней чистоты, истинности, святости», «противостоящий чистому и освященному». Обычно представления о внешней и «внутренней» чистоте совпадают: «Чистоту восточные славяне считают признаком в основном не физическим, а моральным. Об этом свидетельствует уже сам язык: русские называли все нечистое словом поганый, которое раньше означало „языческий, загрязненный языческой кровью" (лат. paganus)» <Зеленин, 1991>. Тем не менее нечистый в крестьянских поверьях — это не однозначно «поганый», но и «таинственный, насыщенный разнообразными силами»: «Нечисто большею частью бывает в глухих местах, в которых испытываешь что-то особенное, жуткое. Таковы, например, лесные овраги, омуты у речек, запустелые здания; или места, где совершилось какое-либо ужасающее обстоятельство: удавление, самоубийство и что-нибудь такое» (Вятск.).

Дохристианские сверхъестественные силы были разнообразными силами окружающего людей мира; силами плодородия, дарующего жизнь, или, наоборот, силами уничтожения. Это, в сущности, силы земли, леса, воды, а также колдовские, таинственные силы, подвластные волхвам, ведьмам; стихийные силы судьбы,

Вода, земля в веровании XI—XII вв. и в поверьях XIX в. часто предстают живыми, наделенными чувствами и волей, испускающими разнообразные влияния, воздействующими на жизнь людей. В то же время они населены различными


существами, которые могут распоряжаться «лесными и водяными силами» и тоже влияют на бытие человека. Представления о таких существах более определенны, представления же о пронизывающих весь мир таинственных силах сохраняют некоторую расплывчатость по крайней мере со времен Древней Руси: «Область неизвестного, таящегося за пределами знаний человека… представляется ему чем-то таинственным, странным, неизведанным; он боится этого неведомого ему мира, но в то же время благоговеет перед ним, хотя и называет тайную силу нечистою. <...> Но эта сила может вредить или приносить пользу во всех обстоятельствах его жизни, которых он сам объяснить не может» [ Запольский, 1890].

Пока трудно доказательно утверждать, предшествовали расплывчатые представления о нечистой силе конкретным или нет. Важно, что и те и другие воззрения сосуществуют от XI до XX в.

Само название нечистая сила искони обозначало, по-видимому, сверхъестественную силу расплывчатой формы, лесную, водяную и т. п., понятия о которой оформились в конкретные образы лешего, водяного. Типологически лешему, водяному предшествует именно лешая сила, водяная сила (упоминаемая в русских заговорах XVII в.) <Черепанова, 1983>.

Необходимо отметить, что несколько неопределенное представление о нечистой силе в полной мере сохраняется и у крестьян XIX—XX вв. С одной стороны, эта «сила» в поверьях порою трудно поддается описанию (таковы, например, образы буки, встречника, мана, памхи и т. п.), а иногда и вообще никак конкретно не именуется. В повествовании, записанном на Терском Берегу Белого моря, встреча с нечистыми описывается так: «Олень все тянул путника в лес. А там куст березовый, а в кусту женская голова, и волосы долгие по ветру развеваются» (путник падает в обморок).

Действия подобных неясно характеризуемых персонажей (нечистой силы) в поверьях XIX в. часто описываются в безличной форме: с каменки «разит каменьями»; «стукочет, кричит» на вышке (Новг.); «бросает» на пол ночующего в лесной избе (Олон.). Такая тенденция к неопределенности усиливается в повествованиях XX в.: караулящего трактор мужика «дергает» за одеяло (Новг.); в сумерки на сенокосе «ляскает» (Новг,); в лесу «поет», «чудит», «шумит», «свистит, кидается головнями» (Мурм.) и т. д. Установить, какое именно существо производит все эти действия, возможно далеко не всегда, по крайней мере, без насилия над традицией, верованиями в их конкретном бытовании: это


именно нечистая сила, таинственная, опасная, иногда и благодетельная.

Неопределенность понятий о нечистой силе обнаруживается и в представлениях о конкретных мифологических персонажах, объединяемых этим названием: нередко, будучи формально разными, они смешиваются, именуются и действуют одинаково, Например, шишига — и нечистая сила вообще, и черт, чертовка, домовой, лешачиха, русалка. «Шишок» может обозначать и лешего, и банника, и овинника и черта, а чертом часто называют водяного. И водяные, и лешие могут обитать в болоте <Ушаков, 1896>; болотные демоны смешиваются с водяными и лешими и называются при этом чертями <Толстой, 1976>.

Нечистой силой в разнообразных формах насыщен, по поверьям, не только окружающий крестьян мир природы: она постоянно присутствует в доме, в любой момент готова войти в оставленную непокрытой кадку с водой, в зевающий и не перекрещенный рот. Вообще, как полагали жители Вологодчины, «у каждой хаты, то есть у каждого строения, как и у каждого человека, есть свой нечистый — хозяин». По мнению многих крестьян, нечистый дух, черт всегда сопровождает человека, незримо находясь за его левым плечом (ангел-хранитель — за правым).

Представления о нечистых в доме, о «нечистом-хозяине», по-видимому, отразили двойственные, дохристианские понятия о сверхъестественной силе как о неизбежно и необходимо сопутствующей жизни человека. Существенно, что нечистые, обитающие в избе, могут, по поверьям, не-только вредить, но и следить за поведением людей, направлять его.

Так, необходимо «вымыть руки перед едой. Если же кто, говорят крестьяне, не будет мыть рук перед едой, то за столом с тем человеком будет сидеть сам нечистый и помогать ему в еде». Если же воды поблизости нет, то народный обычай повелевает «вместо умывания трижды подуть на руки, чтобы согнать нечистых с рук». Во время еды нечистая сила, по верованиям крестьян, находится под полатями, «но если кто-нибудь из присутствующих за столом будет ругаться или сквернословить, то нечистые подходят к столу, плюют в блюдо и подменивают на место хозяйского хлеба свой -«неблагословленный» (Волог.).

Обычно крестьяне не просто «открещивались» от двойственной в своих проявлениях нечистой силы, но помнили о ее постоянном присутствии, стремились вести себя так, чтобы не раздражать ее, не привлекать лишний раз, а порою старались и заслужить расположение домовых, леших:, водяных «хозяев-нечистых», заручиться их помощью. Об этом


же свидетельствует одна из распространенных в XIX в. поговорок: «Богу молись, а черта не гневи».

Расплывчатость понятий о нечистой силе, предполагающая открытость для разнообразных трактовок, отсутствие ясных научных ответов на многие тревожащие людей вопросы способствовали сохранению представлений о сверхъестественных силах и существах как о неизменно присутствующих в мире, влияющих на человеческое бытие, несмотря на изменение социально-исторических условий, уклада жизни людей. В повествованиях середины и конца XX в. нечистая сила может принять облик избачихи и председателя колхоза, неожиданно появиться в пальто и шляпе (подобно грозному представителю власти), «увести» гудком машины; порчу «притягивают» телеграфные провода и т, п.

НЕЧ и СТИКИ, НЕЧ И СТЫЕ, НЕЧ И СТЫЕ Д У ХИ, Н Е ЧИСТЬ — нечистая сила; лешие, водяные, домовые и прочие духи; черти, бесы.

«Ко всякому человеку приставлен нечистик» (Пск.); «В четвертый пар в баню не ходи: там нечистики моются» (Калин.); «Нечистый в образе свиньи прибежит с хрюканьем, или вообще скотская душа встанет, словно живая, и начнет ходить по амбару» (Сургут.); «Произносить слово „черт" считается грехом, особенно ночью", в лесе, потому и заменяется оно словами „ нечистый ", „рогатый"» (Волог.); «Есть особые колдуны, которые знаются с нечистым духом» (Волог.).

НОС А к— огненный змей; нечистый, оборачивающийся змеем. Носак прилетает по ночам в избы своих избранников, приносит им хлеб и все, что необходимо в хозяйстве (Петерб.) (см. ЗМЕЙ).

НОЧН А Я, НОЧН И ЦА, НОЧН И ЦА-ПЕРЕН О ЧНИЦА— бессонница; детская болезнь; персонификация ночной бессонницы у детей. «Ребенок лишится сна или на него нападут „криксы", „ ночница ", и он может заболеть и умереть» (Арх.); «Доченька, не ложись спать, когда заря; может ночница пристать!» (Лен.); «Из-под кровати как бы женщина поднялась и в дверь ушла. Это, говорит, ночная ушла. Ребенок сразу спать стал» (Мурм.).

Детская болезнь, сопровождающаяся бессонницей и плачем, могла представляться живым существом, женщиной, которая нападает на ребенка ночью и мучает его. Женщина-болезнь, ночница, в поверьях схожа с полуночницей (см. ПОЛУНОЧНИК, ПОЛУНОЧНИЦА). Однако, согласно верованиям ряда районов России, она особенно опасна не в полночь, а на закате солнца, может «пристать» к спящему в это время человеку. Спать на закате считалось во многих районах России вредным; по поверьям, «перелом

257
времени», когда угасает солнце и день сменяется ночы сопровождается появлением и активизацией «сумеречных «ночных» существ, угрожающих людям.

Детскую болезнь ночницу лечили в том числе с помощь, заговоров, порою обращаясь в них к заре с просьбой забрать, «увести» порожденную ею ночницу: «Заря-заряница, возьми свою ночницу на сей время, на сей час, на сию минуту!» (Лен.).

НОЧН О Й ПЕРЕПОЛ О Х - испуг ночью во сне от дурного глаза или нечистпт-силы (см. ИСПОЛОХ).

«Навстречу Марье и Маремьяне нечистые духи, и переполохи и родимцы» [из заговора) (Арх.).


О

 

 

ОБДЕР и ХА, ОД Ё РЫШЕК — дух бани в облике женщины.

«Обдериха — она в бане живет, задирает человека» (Арх.); «Обдериха виновата, коли после бани прикинется болячка» (Арх.).

Как и байниха, байница, обдериха - «хозяйка» бани, но почти всегда опасная для находящихся в бане людей. Она душит, «задирает» моющихся: «Сидим, тетка-то не идет из байны. Говорю, винно, обдериха задрала» (Арх.). Облик обдерихи подробно не описан. По поверьям Русского Севера (в основном Пинежского района Архангельской области и Печорского края), обдериха обитает под банным полком. В полночь она может «кошкой повидеться, глаза широкие» <Черепанова, 1983). Как и другие банные «хозяева», обдериха подменивает детей, которые оставлены без присмотра (см. ОБМЕН). В одной из севернорусских быличек обдериха схожа с проклятой: когда на нее накидывают крест, она обращается в девушку. В другом рассказе, также записанном на Русском Севере, обдериха спасает девушку: «Шли девки по малину, проходили погост. Увидали — лежат кости. А одна озорная и говорит: „Кости-кости, приходите к нам в гости!" Ну на вечер в избу, где девки шили, и пришли парни. Незнакомые, неведомые и откуда незнамо. А все веселые, пряниками кормят, играют, дролятся. Вот одна девка в красный угол отошла, под икону стала и видит, что зубы у них железны, а в сапогах кости. Она и говорит: - Девушки, я до ветра пойду.

А парни ее не пущают. Она и говорит:-

Хоть косу дверьми прищемите, да пустите.

Они ей косу дверьми прищемили, а она косу срезала да бежать. А за нею уже догоня. Кости догоняют, съесть хотят. Забежала она в байню, заплакала, замолилася: - Обдериха-матушка, спрячь меня. Обдериха ее и спрятала, камышком прикрыла, паром

Date: 2015-10-18; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию