Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№
п/п
| Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Л
| ЛР
| ПЗ
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
| I
| Раздел I. Функциональная организация мозга и психическая деятельность (основные принципы)
| | | | | | I.1
| Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение
|
|
|
|
|
| I.2
| Синдромный анализ и системная
организация психических процессов.
|
|
|
|
|
| I.3
| Локальные системы мозга и их функциональный анализ
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
| II
| Раздел II. Психические процессы и их мозговая организация
|
| |
|
|
| 2.1
| Мозговая организация внимания и памяти
|
|
|
|
|
| 2.2
| Мозговая организация движений и действий
|
|
|
|
|
| 2.3
| Мозговая организация речи
|
|
|
|
|
| 2.4
| Мозговая организация мышления
|
|
|
|
|
| 2.5
| Основные принципы коррекционного и восстановительного обучения
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
| Промежуточный контроль (экзамен)
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(40 часов)
| Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ОПК -3: З.1; У.1; В.1
ПК-3: У.2
ПК-5: З.4
| Содержание раздела
Тема 1.1 Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение
История становления отечественной нейропсихологии, её источники. Вклад Л.С.Выготского и А.Р.Лурии в развитие нейропсихологии. Определение нейропсихологии, понятийный аппарат нейропсихологии, предмет и объект изучения. Современные представления о высших психических функциях. Особенности современных представлений о ВПФ. ВПФ как основной предмет нейропсихологии. Теория развития ВПФ по Л.С. Выготскому.
Общие представления о строении и функциях головного мозга. Анатомо-физиологическая основа высших психических функций. Анатомическая и функциональная дифференциация мозга. Полушария мозга. Физиологические данные как источник сведений о непосредственной функциональных мозговых систем.
Основные направления развития современной нейропсихологии.
Тема 1.2 Синдромный анализ и системная организация психических процессов
Синдромный анализ и системная организация психических процессов. Учение о функциональных системах как психофизиологической основе психических функций и интегрированной единицы работы мозга. Теория функциональных систем и акцептора действия по П.К. Анохину. Основные характеристики функциональной системы.
Учение о динамической и системной локализации высших психических функций. Основной понятийный аппарат теории, пересмотр понятий «функция» и «локализация», «симптом». Принципы локализации ВПФ (системные принципы работы мозга). Синдромный (системный) анализ как основа диагностики в нейропсихологии. Учение А.Р. Лурия о факторе. Понятие факторного анализа.
Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Блок приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Взаимодействия трех основных функциональных блоков мозга.
Тема 1.3 Локальные системы мозга и их функциональный анализ
Первичные зоны затылочной коры и элементарные функции зрения. Вторичные отделы затылочной коры и оптико-гностические функции. Первичные отделы височной коры и элементарные функции слуха. Вторичные отделы височной коры и акустико-гностические функции. Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов. Теменно-затылочные зоны и процессы речевой памяти.
Лобные доли и регуляция движений и действий. Лобные доли и регуляция мнестических и интеллектуальных действий. Функциональная организация лобных долей и варианты лобного синдрома: паркинсонизм. Понимание: сюжетных картин; его нарушение при поражении лобных долей мозга. Речь, нарушения при поражении лобных долей мозга, программирование действий.
| План лекций
| План семинарских занятий
| Тема I.1 Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение
Кол-во часов: 2
План:
1. История становления отечественной нейропсихологии
2. Определение нейропсихологии, предмет и объект исследования.
3. Общие представления о строении и функциях головного мозга.
4. Основные направления развития современной нейропсихологии.
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 8, 12, 13, 20]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация «Общие представления о строении и функциях головного мозга»
| Тема I.1 Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение
Кол-во часов: 2
Форма проведения:устные доклады с мультимедийным сопровождением и последующим обсуждением.
Изучаемые вопросы:
1. История становления отечественной нейропсихологии, её источники.
2. Основные направления развития современной нейропсихологии.
3. ВПФ как основной предмет нейропсихологии.
4. Общие представления о строении и функциях головного мозга.
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 8, 12, 13, 20]
Информационное сопровождение:
Мультимедийные презентации «Общие представления о строении и функциях головного мозга».
| Тема I.1 Синдромный анализ и системная организация психических процессов
Кол-во часов: 4
План:
1. Синдромный анализ и системная организация психических процессов.
2. Учение о функциональных системах
3. Учение о динамической и системной локализации высших психических функций.
4. Учение А.Р. Лурия о факторе.
5. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия.
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 6, 12,15, 21, 24]
Информационное сопровождение:
Схема «Три основных функциональных блока мозга»
| Тема I.2. Синдромный анализ и системная организация психических процессов
Кол-во часов: 2
Форма проведения:коллоквиум
Изучаемые вопросы:
1. Синдромный анализ и системная организация психических процессов.
2. Блок регуляции тонуса и бодрствования.
3. Блок приема, переработки и хранения информации.
4. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
5. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 6, 12,15, 21, 24]
| Тема 1.3 Локальные системы мозга и их синдромный анализ
Кол-во часов: 6
План:
1. Общие принципы работы анализаторных систем.
2. Затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия.
3. Височные отделы мозга и организация слухового восприятия.
4. Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов.
5. Лобные доли мозга и регуляция психической деятельности
Список литературы:
[1, 2, 4, 7, 10, 13 14, 17]
Информационное сопровождение:
Схема «Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий»
| Тема 1.3 Локальные системы мозга и их синдромный анализ
Кол-во часов: 4
Форма проведения:семинар
Изучаемые вопросы:
1. Общие принципы работы анализаторных систем.
2. Первичные зоны затылочной коры и элементарные функции зрения.
3. Вторичные отделы затылочной коры и оптико-гностические функции.
4. Первичные зоны височной коры и элементарные функции слуха.
5. Вторичные отделы височной коры и акустико-гностические функции.
6. Третичные зоны коры и организация наглядных пространственных синтезов.
7. Третичные зоны коры и организация символических синтезов.
8. Третичные зоны коры и процессы речевой памяти.
9. Теменно-затылочные зоны правого (субдоминантного) полушария и их функции.
10. Лобные доли и регуляция состояний активности.
11. Лобные доли и регуляция движений и действий.
12. Лобные доли и регуляция мнестических и интеллектуальных действий.
Список литературы:
[1, 2, 4, 7, 10, 13 14, 17]
| Самостоятельная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| Тема I.1 Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение(4 часа)
1. Выступление с докладом на семинарском занятии
5 баллов
Тема I.2. Синдромный анализ и системная организация психических процессов (6 часов)
1. Участие в коллоквиуме
6 баллов
Тема 1.3 Локальные системы мозга и их функциональный анализ (6 часов)
1. Выступление с докладом на семинарском занятии
5 баллов
2. Подготовка конспекта по теме «Медиобазальные отделы коры, правое полушарие мозга» (глава VI А. Р. Лурия «Основы нейропсихологии»)
3 балла
3. Контрольная работа по разделу
10 баллов
| 1. Составление мультимедийной презентации по теме «Основные направления развития современной нейропсихологии»
5 баллов
2. Составление схемы «Связь нейропсихологии с другими науками»
5 баллов
3. Составление схемы «Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга»
5 баллов
4. Составление мультимедийной презентации по теме: «Модально-специфические функции отделов второго функционального блока».
5 баллов
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| наименование оценочного средства
| ОПК-3
З.1
теоретические основы и практическое значение нейропсихологии как прикладной отрасли психологических знаний;
ПК-5: З.4
знать
современные теории функциональной организации головного мозга во
взаимосвязи с реализацией психической деятельности в норме и в патологии
| 1. Выступление с докладом на семинарском занятии
2. 5 Контрольная работа по разделу
3. Составление мультимедийной презентации по теме «Основные направления развития современной нейропсихологии»
4. Составление схемы «Связь нейропсихологии с другими науками»
| ОПК-3
У.1
уметь
осуществлять сравнительный анализ
нейропсихологических теорий
ПК-3
У.2
уметь определять специальные методы и приемы восстановления или развития пострадавшей функции на основе анализа структуры дефекта;
| 1. Участие в коллоквиуме
2. Подготовка конспекта по теме «Медиобазальные отделы коры, правое полушарие мозга» (глава VI А. Р. Лурия «Основы нейропсихологии»)
3. Контрольная работа по разделу 1.
4. Составление схемы «Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга»
| ОПК-3
В.1
владеть методологическим аппаратом изучения состояния корковых функций
| 1. Выступление с докладом на семинарском занятии
2. Участие в коллоквиуме
3. Контрольная работа по разделу
4. Составление мультимедийной презентации по теме: «Модально-специфические функции отделов второго функционального блока».
| | | | |
Раздел 1I
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(32 часа)
| Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ОПК-3: З.2
ПК-3: З.3; В.2
ПК-5:У.3;В.3
| Содержание раздела
Тема 3.1 Мозговая организация внимания и памяти
Психологическое строение внимания и памяти. Физиологические индикаторы внимания. Модально-неспецифические формы памяти. Модально-специфические формы памяти. Мозговая организация внимания и памяти. Нарушения памяти как мнестической деятельности.
Тема 3.2 Мозговая организация движений и действий
Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы. Элементарные двигательные расстройства. Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии: афферентная, кинетическая, позы, пространственная и конструктивная.
Тема 3.3 Мозговая организация речи
История вопроса. Психологическое строение речевой деятельности. Импрессивная речь, ее мозговая организация. Экспрессивная речь, ее мозговая организация. Афазии. Доминантность полушарий. Эхопраксии.
Тема 3.4 Мозговая организация мышления
Психологическое строение. Наглядное (конструктивное) мышление. Вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Решение задач. Интеллектуальные процессы: их психологическое строение; их нарушение при локальных поражениях мозга. Логико-грамматические отношения, их нарушения при локальных поражениях мозга
Тема 3.5 Основные принципы коррекционного и восстановительного обучения
Основные задачи, принципы и методы коррекционного обучения. Основные задачи, принципы и методы восстановительного обучения. Восстановление речевых неречевых функций ВПФ при афазии. Преодоление нарушений различных видов гнозиса и праксиса. Преодоление расстройств конструктивной деятельности. Преодоление нарушений схемы тела. Восстановительное обучение с использованием средств вербальной коммуникации
| План лекций
| План семинарских занятий
| Тема 3.1 Мозговая организация внимания и памяти
Кол-во часов: 2
План:
1. Мозговая организация внимания.
2. Расстройства внимания при различной локализации мозговых поражений.
3. Мозговая организация памяти.
4. Нарушения памяти при поражениях мозга.
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 8, 12, 13, 20]
Информационное сопровождение:
Схема «Мозговая организация внимания»
| Тема 3.1 Мозговая организация внимания, памяти
Кол-во часов: 2
Форма проведения:устные доклады с последующим обсуждением
Изучаемые вопросы:
1. Мозговая организация внимания.
2. Расстройства внимания при различной локализации мозговых поражений.
3. Мозговая организация памяти.
4. Нарушения памяти при поражениях мозга.
5. Нейропсихологическая диагностика памяти.
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 8, 12, 13, 20]
| Тема 3.2 Мозговая организация движений и действий
Кол-во часов: 2
План:
1. Функциональная организация движений
2. Психологическое строение движений и действий
3. Мозговая организация произвольного движения и активного действия
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 6, 12,15, 23, 25]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация «Функциональная организация движения»
| Тема 3.2 Мозговая организация движений и действий
Кол-во часов: 2
Форма проведения:семинар
Изучаемые вопросы:
1. Функциональная организация движений
2. Психологическое строение движений и действий
3. Мозговая организация произвольного движения и активного действия
4.Нейропсихологическое обследование движений
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 6, 12,15, 23, 25]
| Тема 3.3 Мозговая организация речи
Кол-во часов: 2
План:
1. Психологическое строение речевой деятельности
2. Мозговая организация импрессивной речи
3. Мозговая организация экспрессивной речи
Список литературы:
[1, 2, 4, 7, 10, 13 14, 17]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация «Психологическое строение речевой деятельности»
| Тема 3.3 Мозговая организация речи.
Кол-во часов: 2
Форма проведения:семинар
Изучаемые вопросы:
4. Психологическое строение речевой деятельности
5. Речь как сложная функциональная система.
6. Основные закономерности понимания речи
7. Мозговая организация импрессивной речи
8. Основные закономерности производства устного речевого высказывания
9. Мозговая организация экспрессивной речи
Список литературы:
[1, 2, 4, 7, 10, 13 14, 17]
| Тема 3.4 Мозговая организация мышления
Кол-во часов: 2
План:
1. Психологическое строение мыслительной деятельности
2.Наглядное (конструктивное) и вербально-логическое (дискурсивное) мышление
3.Нарушение интеллектуальных процессов при локальных поражениях мозга.
4.Нарушения логико-грамматических отношений при локальных поражениях мозга
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 8, 12, 13, 20, 23, 25]
Информационное сопровождение:
Схема «Психологическое строение мыслительной деятельности»
| Тема 3.4Основные принципы коррекционного и восстановительного обучения
Кол-во часов: 4
Форма проведения:семинар, решение практических задач
Изучаемые вопросы:
1. Специфика нейропсихологии в диагностической и коррекционной работе.
2. Задачи нейропсихологического обследования при поражениях мозга
3. Понятие коррекционного и восстановительного обучения, его задачи, роль и принципы построения.
4. Преодоление нарушений различных видов гнозиса
5. Преодоление нарушений различных видов праксиса
6. Преодоление расстройств конструктивной деятельности
Список литературы:
[1, 2, 3, 4, 6, 9, 11, 12,16, 23, 25]
| Самостоятельная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| Тема 3.1 Мозговая организация внимания и памяти (4 часа)
1. Составление мультимедийной презентации по теме мультимедийной презентации «Мозговая организация памяти»
5 баллов
2. Выступление с докладом на семинарском занятии
5 баллов
Тема 3.2 Мозговая организация движений и действий (4 часа)
1. Заполнение таблицы по теме «Виды апраксий»
5 баллов
2. Выступление с докладом на семинарском занятии
5 баллов
Тема 3.3 Мозговая организация речи (4 часа)
1. Составление схемы по теме «Условия декодирования воспринимаемой речи».
5 баллов
2. Участие в коллоквиуме
6 баллов
Тема 3.5 Основные принципы коррекционного и восстановительного обучения (4 часа)
1. Подготовка конспекта по теме «Задачи нейропсихологического обследования при поражениях мозга» (А.Р. Лурия Методы исследования высших корковых функции при локальных поражениях мозга (синдромный анализ))
3 балла
2. Заполнение таблицы по теме «Сравнительный анализ коррекционного и восстановительного обучения»
6 баллов
3. Участие в коллоквиуме
6 баллов
4. Контрольная работа по разделу 2.
10 баллов
| 1. Составление терминологического словаря «Организация восстановительного и коррекционного обучения»
5 баллов
2. Составление схемы по теме «Нейропсихологическое изучения памяти и внимания»
5 баллов
3. Составление схемы по теме «Нейропсихологическое изучения движения»
5 баллов
4. Составление мультимедийной презентации по теме «Уровни построения движения (Н.А. Бернштейн)»
5 баллов
5. Заполнение таблицы по теме «Нейропсихологическое изучение импрессивной и экспрессивной речи».
5 баллов
6. Подготовка конспекта по теме «Психологическое строение мыслительной деятельности»
5 баллов
7. Эссе «Нейропсихологический подход к развитию движений ребёнка»
10 баллов
8. Заполнение таблицы по теме «Мозговые механизмы реализации различных видов экспрессивной речи»
5 баллов
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| наименование оценочного средства
| ОПК-3: З.2
З.2
знать
принципы мозговой организации ВПФ
ПК-3: З.3
З.3
знать
основные направления комплексной лечебно-реабилитационной работы по преодолению нарушений ВПФ.
| 1. Контрольная работа по разделу 2.
2. Участие в коллоквиуме
3. Выступление с докладом на семинарском занятии
| ПК-5:У.3
У.3
уметь
распознавать нарушения высших психических функций при
различной локализации мозговых поражений.
| 1. Контрольная работа по разделу 2.
2. Составление мультимедийной презентации по теме мультимедийной презентации «Мозговая организация памяти»
3. Составление схемы по теме «Условия декодирования воспринимаемой речи».
| ПК-3: В.2
В.2
владеть методами и приемами нейропсихологической работы по устранению расстройств ВПФ
ПК-5: В.3
В.3
владеть методами и приёмами нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса
| 1. Контрольная работа по разделу 2.
2. Заполнение таблицы по теме «Виды апраксий»
3. Подготовка конспекта по теме «Задачи нейропсихологического обследования при поражениях мозга» (А.Р. Лурия Методы исследования высших корковых функции при локальных поражениях мозга (синдромный анализ))
4. Заполнение таблицы по теме «Сравнительный анализ коррекционного и восстановительного обучения»
| | | |
Date: 2015-10-18; view: 500; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|