Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Работа с учебником, и изучение научной литературы по ψ-ии
Работа с учебником, и изучение научной литературы по ψ-ии Учебник является основным и ведущим видом учебной литературы. В нем систематически излагается материал на совр.уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке. Учебник содержит в сжатом виде весь осн. уч. материал по научной учебной дисциплине. Сюда относятся все узловые понятия и категории данной науки с соответ.и определениями (дефинициями). При необх-ти дается краткая история становления понятия-в науке. Учебник излагает содержание осн. науч. понятий в строгой системе, в их существ.взаимосвязях и взаимоотн-ях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории вкл. в себя менее широкие (узкие, частные, конкретные) и служат методолог. основой для познания обозначаемых ими предметов и явлений. Учебник в то же время никак не претендует на исчерпывающее раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться. Учебник в этом смысле служит неким путеводителем, «ариадниной нитью» для дальнейшего проникновения в сущность явлений, фактов, событий, которым дается объяснение в данной науке. Основная функция учебника – ориентировать учащегося в системе ЗУН, кот. д. б. усвоены в соответствии с программой уч. предмета. Учебник ориентирует не по всей глубине и практ.приложению научных положений, сост-их содержание данного учебного предмета, не говоря уже о науке в целом, а в основных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и вкл. в научный оборот, а также об их значении для понимания окр. мира. Вторая функция учебника, пожалуй, в том, что он очерчивает некий круг обязат. знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое раскрытие и подробное док-во логики их происхождения. Дело студента – принять их к сведению, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе и в том, чего нет в учебнике. Иначе говоря, учебник четко ориентирует в проблематике учебного предмета, если говорить условно, по ее «ширине», но не по глубине. Учебник углубляет и уточняет знания, полученные студентом на лекциях, и одновременно побуждает к дальнейшему изучению затронутого круга вопросов по рекомендованной литературе. При этом не надо забывать о незыблемом правиле: во всех случаях знакомства с новыми научными понятиями нужно искать и находить соответствующие им факты в психике реальных людей, чтобы понять, что они означают в жизни. Чтение рекомендованной научной литературы. Это и есть та главная составная часть системы самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную работу. Читать эту лит-ру нужно не книгу за книгой, а по принципу: «идея, теория в одной, в другой, в третьей и т. д. книгах Изучение лит-ры, являясь одним из элементов всей системы сам. учебы, д.б. органически связано с другими элементами системы – с изуч.лекционного материала, чтением учебника и послед. работами студента (написанием контр.,курсовой работы, подготовкой к экзаменам). Здесь в дополнение к уже сказанному можно подчеркнуть: подготовка к экзаменам — не отдельная, независимая от других учебных дел работа, а органическая составная часть самостоятельной учебы. Читая научные труды по любой проблеме, студент усваивает изложенные там идеи и, стало быть, готов к сдаче экзамена по изученному вопросу. Однако на деле чаще всего бывает не так. Преподаватель должен заранее, еще задолго до экзаменационной сессии, вручить студентам наводящие вопросы, которые и должны служить постоянными ориентирами при самостоятельном изучении литературы, включая учебник, а преподаватель на основе этих же вопросов составляет экзаменационные билеты. Читая книги по ψ-ии, студент усваивает знания по широкому спектру проблем, в том числе и по тем конкретным вопросам, которые потребуют от него ответа на экзамене. Поэтому ему нужно всегда держать под рукой наводящие вопросы и фиксировать для себя (записывать в конспект, отмечать на вопроснике и т. д.), по каким вопросам он нашел ответы. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения научной литературы и является подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки качества не одно-двухдневного штудирования и запоминания текстов учебника и конспектов лекций в период экзаменационной сессии, а эффективности всего процесса самостоятельной учебной деят-ти студента в межсессионный период. Итак, читая всю доступную литературу, ориентируясь не только на программу, но и на наводящие вопросы, студент учится самостоятельно. Изучение литературы, учебника в том числе, должно решать одновременно и задачу подготовки к написанию контрольной, курсовой или дипломной работы по предмету. Как уже было сказано выше, курсовая или контрольная письменная работа — не самоцель, и не нужно стремиться во что бы то ни стало сбросить с себя эту ношу, «отчитавшись» за нее еще до того, как будут усвоены основные теоретические положения ψ-ии. Чтобы студент мог свободно оперировать своими теоретическими знаниями при анализе, оценке и описании различных психических явлений, наблюдаемых у личности, совершенно недостаточно чтения только одного учебника. Те студенты, которые пишут, например, в качестве реферата ψ-ую характеристику личности на такой убогой научной базе, обычно ограничиваются применением терминов, иногда более или менее к месту, а иногда и вовсе неверно. В работах студентов можно встретить такие рассуждения: «По характеру неуживчив, потому что у него холерический темперамент», «Память у него развита неплохо, но только кратковременная. Долговременная память развита хуже», «Лучше развито слуховое восприятие, чем все другие, так как она очень любит музыку и разбирается в ней неплохо» и т. д., свидетельствующие о поверхностном, формальном знании ψ-ии, почерпнутом из учебника без понимания самой сути явлений. По существу, это даже не знание теории, а запоминание терминологии и привязка ее к характеристике знакомого человека, т. е. употребление «ученой» лексики, ничего не прибавляющее ни к познанию ψ-ии характеризуемой личности, ни к знаниям студентов. Поэтому написание курсовой или контрольной работы (реферата) нужно сделать своеобразным итогом овладения теорией и готовить ее в процессе изучения литературы, накапливая материал по мере усвоения соответствующих идей, помогающих студенту глубже понять психологию личности в целом или некоторые психические процессы и состояния, проявляющиеся у нее в тех или иных ситуациях. Написанная на такой научной базе контрольная работа будет первым опытом применения теории к жизни, попыткой научного ψ-ого исследования какой-нибудь узкой, но конкретной жизненной проблемы. И в этом нет никакого преувеличения, так как предлагаемая методика как раз и направлена на овладение исследовательским подходом к учебной деят-ти, когда каждый шаг в познании науки сопровождается сопоставлением теоретических идей с жизненными фактами, с объективной реальностью. Изучение науки в связи с жизненной практикой — это одновременно и изучение жизни с позиции науки, т. е. научное исследование практических проблем. Любой большой ученый обычно начинал с таких опытов приложение науки к практике. Более конкретные методические рекомендации обычно содержатся в заданиях по каждой теме курсовой (контрольной) работы, также вручаемых студентам на лекциях и консультациях. При подготовке этих заданий нужно очень внимательно отнестись к формулировке требований, чтобы студенту было легче руководствоваться ими при самостоятельном изучении литературы.
24 вопрос. О методике управления самостоятельной учебной деят-тью студента: 1. Главное требование — самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми у себя и вокруг себя. 2. Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и за четам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение м. гарантировать усвоение содержания изученного. 3. Самостоятельная учебная работа м. быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично ля себя знания. Поэтому постоянной заботой преподавателя становится формирование и поддержание возникшего интереса студента к познанию ψ-ии как действенного мотива его деят-ти, благодаря которому студент будет увлеченно читать литературу и чувствовать радость познания нового. При наличии такого мотива самостоятельная учеба перестает быть для студента тяжким бременем, а приносит ощущение морального удовлетворения, которое человек испытывает, когда он занят творческим трудом. Date: 2015-10-18; view: 371; Нарушение авторских прав |