Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Цели преподавания ψ-ии в вузе
Цели преподавания ψ-ии в вузе Изучение студентами любой науки подчинено одной цели — научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к ψ-ии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в ψ-ии человека, чтобы понимать и объяснять ос-ти ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике. Общей целью изучения ψ-ии является формирование у учащихся умения психологически мыслить, применяя свои ψ-ие знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, ψ-ой коррекции отклоняющ. поведения или психотерапевт. лечения нервно-психических расстройств и т. п.). Данная общая цель, как мы указывали выше, должна подразделяться на ряд конкретных целей. Принцип проф. ориентации студентов как будущих специалистов: 1) большинство — это студенты неψ-их специальностей и 2) меньшая группа — это студенты-ψ-ии. Если общая цель одна, т. е. формирование умения ψ-ки мыслить, применяя теорет.знания к решению практ.задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в проф. деят-ть специалиста-непсихолога, потребуются эти знания и умение их применять? По мнению известного психолога Е. А. Климова, ψ-ие знания нужны любому специалисту-непсихологу для «ψой грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить)». Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе». Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и к специалистам-ψ-ам, то целью изучения ψ-ии студентами-непсихологами остается признать «ψ-ую грамотность для взаимоп-ия, обучения, руководства», чем м.б.занят любой специалист. С этим можно согласиться, но следует уточнить, по какому признаку отнести человека к категории ψ-ки грамотных в достаточной мере или к числу людей, недостаточно грамотных. Границы достаточной грамотности в вопросах ψ-ии м. б. лишь специфическими для каждой сферы проф.деят-ти. Так, например, ψ-ая грамотность директора шахты, несомненно, отличается от ψ-ой грамотности бригадира шахтеров. И не потому вовсе, что они по служебной иерархии стоят на разных ступенях, а в силу различия характера их деят-ти: они решают разные задачи, в зависимости от которых анализируют и оценивают взаимоотношения людей, обучают и руководят ими. В самом деле, если директору шахты нужно найти взаимопонимание с экономистом и юрисконсультом при принятии хозяйственного решения, то у бригадира такая необходимость едва ли когда-нибудь возникнет, и для него быть психологически компетентным в этих вопросах нет особой нужды. Так обстоит дело с вопросом о границах ψ-ой грамотности для любых других специалистов-руководителей разного профиля и разных сфер деят-ти. Представляется оптимальной такая постановка цели: формирование у обучаемых ψ-ого склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли ψ-ии, а также освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли ψ-ии к позитивному изменению психического в человеке. Так, студент-медик, готовясь стать врачом, изучает клиническую психологию для овладения методами психотерапевтического, психокоррекционного, психопрофилактического воздействия на больного с целью его исцеления; студент-юрист (будущий следователь, судья, прокурор и др.) применяет положения ψ-ии для выявления причин и мотивов преступления или преступного поведения обвиняемого с целью правильного выбора исправительно-профи-лактических мер; будущий учитель любого школьного предмета овладевает умением анализировать ψ-ие причины отставания ученика или, наоборот, успешной учебы по своему предмету, изучая каждого индивидуально.
Date: 2015-10-18; view: 335; Нарушение авторских прав |