Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстание масс. Рез пять лет будут лучше и дешевле, чем сегодня





рез пять лет будут лучше и дешевле, чем сегодня. Это
так же непреложно, как завтрашний восход солнца.
Сравнение, кстати, точное. Действительно, видя мир
так великолепно устроенным и слаженным, человек
заурядный полагает его делом рук самой природы и не
в силах додуматься, что дело это требует усилии лю-
дей незаурядных. Еще труднее ему уразуметь, что все
эти легко достижимые блага держатся на определен-
ных и нелегко достижимых человеческих качествах,
малейший недобор которых незамедлительно развеет
прахом великолепное сооружение.

Пора уже наметить первыми двумя штрихами пси-
хологический рисунок сегодняшнего массового челове-
ка: эти две черты—беспрепятственный рост жиз-
ненных запросов и, следовательно, безудержная экс-
пансия собственной натуры и, второе, врожденная
неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему
жизнь. Обе черты рисуют весьма знакомый душевный
склад—избалованного ребенка, И в общем можно
уверенно прилагать их к массовой душе как оси коор-
динат. Наследница незапамятного и гениального бы-
лого, гениального по своему вдохновению и дерзанию,
современная чернь избалована окружением. Бало-
вать—это значит потакать, поддерживать иллюзию,
что все дозволено и ничто не обязательно. Ребенок
в такой обстановке лишается понятий о своих преде-
лах. Избавленный от любого давления извне, от лю-
бых столкновении с другими, он и впрямь начинает
верить, что существует только он, и привыкает ни
с кем не считаться, а главное, никого не считать лучше
себя. Ощущение чужого превосходства вырабатывает-
ся лишь благодаря кому-то более сильному, кто выну-
ждает сдерживать, умерять и подавлять желания. Так
усваивается важнейший урок: «Здесь кончаюсь я и на-
чинается другой, который может больше, чем я. В ми-
ре, очевидно, существуют двое: я и тот другой, кто
выше меня». Среднему человеку прошлого мир ежед-
невно преподавал эту простую мудрость, поскольку
был настолько неслаженным, что бедствия не конча-
лись и ничто не становилось надежным, обильным
и устойчивым. Но для новой массы все возможно
и даже гарантировано—и все наготове, без каких-либо
предварительных усилии, как солнце, которое не надо

 


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

тащить в зенит на собственных плечах. Ведь никто
никого не благодарит за воздух, которым дышит, по-
тому что воздух никем не изготовлен—он часть того,
о чем говорится «это естественно», поскольку это есть
и не может не быть. А избалованные массы достаточно
малокультурны, чтобы всю эту материальную и социа-
льную слаженность, безвозмездную, как воздух, тоже
считать естественной, поскольку она, похоже, всегда
есть и почти так же совершенна, как и природа.

Мне думается, сама искусность, с какой XIX век
обустроил определенные сферы жизни, побуждает об-
лагодетельствованную массу считать их устройство
не искусным, а естественным. Этим объясняется
и определяется то абсурдное состояние духа, в ко-
тором пребывает масса: больше всего ее заботит
собственное благополучие и меньше всего—истоки
этого благополучия. Не видя в благах цивилизации
ни изощренного замысла, ни искусного воплощения,
для сохранности которого нужны огромные и береж-
ные усилия, средний человек и для себя не видит
иной обязанности, как убежденно домогаться этих
благ, единственно по праву рождения. В дни голодных
бунтов народные толпы обычно требуют хлеба,
а в поддержку требований обычно громят пекарни.
Чем не символ того, как современные массы посту-
пают, только размашистей и изобретательней, с той
цивилизацией, что их питает? *

* Для брошенной на собственный произвол массы, будь то чернь или
знать, жажда жизни неизменно оборачивается разрушением самих основ
жизни. Бесподобным гротеском этой тяги—propter vitam, vitae perdere
causas5—мне кажется происшедшее в Нихаре, городке близ Альмерии, 13
сентября 1759 года, когда был провозглашен королем Карлос III. Торжество
началось на площади. «Затем велено было угостить все собрание, каковое
истребило 77 бочонков вина и четыре бурдюка водки и воодушевилось насто-
лько, что со многими здравицами двинулось к муниципальному* складу и там
повыбрасывало из окон весь хлебный запас и 900 реалов общинных денег.
Потом перешли к табачной торговле и принудили выкинуть месячную выруч-
ку и табак тоже. В лавках учинили то же самое, изничтожив во славу
празднества все, что было там съестного и питейного. Духовенство не уступа-
ло рвением и громко призывало женщин выбрасывать на улицу все что ни
есть, и те трудились без малейшего сожаления, пока в домах не осталось ни
хлеба ни зерна, ни муки, ни крупы, ни мисок, ни кастрюль, ни ступок, ни пестов
и весь сказанный город не опустел». (Документ из собрания доктора Санчеса
де Тока, приведенный в книге Мануэля Данвила «Правление Карлоса III, т. 2,
с. 10, примеч. 2.) Сказанный город в угоду монархическому ажиотажу ис-
требил себя. Блажен Нихар, ибо за ним будущее!


ВОССТАНИЕ МАСС







Date: 2015-10-18; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию