Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
роли к ultima ratio. Слитком хорошо мы видим это теперь, когда «прямое действие» опрокидывает поря- док вещей и утверждает силу как prima ratio 9, а в дей- ствительности — как единственный довод. Это она ста- новится законом, который намерен упразднить оста- льные и впрямую диктовать свою волю. Это Charta Magnus 10 одичания.
Нелишне вспомнить, что масса, когда бы и из каких бы побуждений ни вторгалась она в общественную жизнь, всегда прибегала к «прямому действию». Види- мо, это ее природный способ действовать. И самое веское подтверждение моей мысли — тот очевидный факт, что теперь, когда диктат массы из эпизодичес- кого и случайного сделался повседневным, «прямое действие» стало узаконенным.
Все человеческие связи подчинились этому новому порядку, упразднившему «непрямые» формы сосуще- ствования. В человеческом общении упраздняется «во- спитанность». Словесность как «прямое действие» об- ращается в ругань. Сексуальные отношения сводят на нет свою многогранность.
Грани, нормы, этикет, законы писаные и неписаные, право, справедливость! Откуда они, зачем такая усло- жненность? Все это сфокусировано в слове «цивили- зация», корень которого — civis, гражданин, то есть, горожанин,— указывает на происхождение смысла. И смысл этого всего — сделать возможным город, со- общество, сосуществование. Поэтому, если вглядеться в перечисленные мной средства цивилизации, суть ока- жется одна. Все они в итоге предполагают глубокое и сознательное желание каждого считаться с остальны- ми. Цивилизация — это прежде всего воля к сосущест- вованию. Дичают по мере того, как перестают счи- таться друг с другом. Одичание — процесс разобщения. И действительно, периоды варварства, все до едино- го,— это время распада, кишение крохотных сооб- ществ, разъединенных и враждующих.
Высшая политическая воля к сосуществованию воп- лощена в демократии. Это первообраз «непрямого действия» доведший до предела стремление считаться с ближним. Либерализм — правовая основа, согласно которой Власть, какой бы всесильной она ни была, ограничивает себя и стремится, даже в ущерб себе,
Date: 2015-10-18; view: 359; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|