Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. Словом, та же разница, что между тупым и смыш- леным





Словом, та же разница, что между тупым и смыш-
леным. Один замечает, что он на краю неминуемой
глупости, силится отпрянуть, избежать ее и своим
усилием укрепляет разум. Другой ничего не замечает:
для себя он — само благоразумие, и отсюда та завид-
ная безмятежность, с какой он погружается в собствен-
ный идиотизм. Подобно тем моллюскам, которых не
удается извлечь из раковины, глупого невозможно вы-
манить из его глупости, вытолкнуть наружу, заставить
на миг оглядеться по ту сторону своих катаракт и сли-
чить свою привычную подслеповатость с остротой
зрения других. Он глуп пожизненно и прочно. Недаром
Анатоль Франс говорил, что дурак пагубней злодея.
Поскольку злодей иногда передыхает *.

Речь не о том, что массовый человек глуп. Напротив,
сегодня его умственные способности и возможности
шире, чем когда-либо. Но это не идет ему впрок: на деле
смутное ощущение своих возможностей лишь побужда-
ет его закупориться и не пользоваться ими. Раз навсегда
освящает он ту мешанину прописных истин, несвязных
мыслей и просто словесного мусора, что скопилась
в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду,
действуя по простоте душевной, а потому без страха
и упрека. Именно об этом и говорил я в первой главе:
специфика нашего времени не в том, что посредствен-
ность полагает себя незаурядной, а в том, что она
провозглашает и утверждает свое право на пошлость,
или, другими словами, утверждает пошлость как право.

Тирания интеллектуальной пошлости в обществен-
ной жизни, быть может, самобытнейшая черта совре-
менности, наименее сопоставимая с прошлым. Прежде
в европейской истории чернь никогда не заблуждалась
насчет собственных «идей» касательно чего бы то ни
было. Она наследовала верования, обычаи, житейский
опыт, умственные навыки, пословицы и поговорки, но
не присваивала себе умозрительных суждений, напри-
мер о политике или искусстве, и не определяла, что они
такое и чем должны стать. Она одобряла или осуждала

 

* Я не раз задавался таким вопросом. Испокон веков для многих людей
самым мучительным в жизни было, несомненно, столкновений с глупостью
ближних. Почему же в таком случае никогда не пытались изучать ее — не
было, насколько мне известно, ни одного исследования? Нет его и на стра-
ницах Эразма.








Date: 2015-10-18; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию